Контрольная работа по дисциплине: Психофизиология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 15:10, контрольная работа

Описание

Клиническая психофизиология - направление деятельности в психофизиологии, непосредственно относящееся к клинике. [3]
Психофизиологические знания используются здесь для обоснования принципов, методов, средств и способов восстановления до нормы естественных процессов управления в отдельных психофизических системах организма и в организме в целом, нарушенных в результате заболевания. Иначе говоря, предметом клинической психофизиологии является психофизиологическое обоснование любых мероприятий, связанных с диагностикой заболевания, с выбором способов и средств лечения больного, разработкой и реализацией программы лечения, с оценкой эффективности лечения, с разработкой и реализацией программы реабилитации больного, с разработкой мероприятий по профилактике заболеваний.

Работа состоит из  1 файл

психофизиология.doc

— 68.50 Кб (Скачать документ)

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

АНО ВПО «Новый Сибирский  Институт»

Кафедра гуманитарных наук

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная Работа

По дисциплине: Психофизиология

Вариант 1

 

 

 

Выполнил студент группы

Психология 3 курс

Филатова Т. Н.

Номер зачетной книжки …….

Дата предоставления работы

в деканат НСИ __________

Проверил преподаватель

Панина Е. В.

 

 

 

Омск - 2010

 

Содержание

психофизиология память научение

Введение

  1. Прикладные области психофизиологии: клиническая психофизиология, эргономическая психофизиология, психофизиология диагностики и компенсации когнитивных нарушений
  2. Методы психофизиологического исследования: полиграфия, электродермография
  3. Психофизиология памяти и научения

Заключение

Список используемой литературы

 

 

Введение

 

«В сущности, интересует нас в жизни только одно: наше психическое содержание»

И.П. Павлов

 

«Психическое содержание»  исследуется представителями как  естественных, например физиологии, так  и общественных наук, к которым  принято относить психологию, сочетающую естественнонаучные методы с «герменевтическими» (моделирование в психике исследователя психики испытуемого, зависящее от индивидуально-психологических особенностей исследователя). Контакты между названными науками, которые возникают при решении проблем, представляющих взаимный интерес, часто «искрят», что вызывает у многих физиологов и психологов желание изолировать свою дисциплину, оградить ее от посторонних посягательств. Однако выдающимся психологам уже давно было очевидно, что предпринимаемые как психологами, так иногда и физиологами попытки отделить психологию от физиологии совершенно неправомерны, поскольку предмет психологии — нейропсихический процесс, целостная психофизиологическая реальность, которая лежит в основе всех без исключения психических процессов, включая и самые высшие. [1]

 

 

1. Прикладные области психофизиологии. Клиническая психофизиология

 

Клиническая психофизиология - направление деятельности в психофизиологии, непосредственно относящееся к  клинике. [3]

Психофизиологические  знания используются здесь для обоснования  принципов, методов, средств и способов восстановления до нормы естественных процессов управления в отдельных психофизических системах организма и в организме в целом, нарушенных в результате заболевания. Иначе говоря, предметом клинической психофизиологии является психофизиологическое обоснование любых мероприятий, связанных с диагностикой заболевания, с выбором способов и средств лечения больного, разработкой и реализацией программы лечения, с оценкой эффективности лечения, с разработкой и реализацией программы реабилитации больного, с разработкой мероприятий по профилактике заболеваний.[5]

Перспективной методологией клинической психофизиологии является вероятностная методология.[3]

Эргономическая психофизиология

Эргономическая психофизиология  исполняет следующие задачи: учёт реакции человека на цвет, цветовую гамму, частотный диапазон подаваемых сигналов, форму и другие эстетические параметры машины.[5]

Главными целями эргономики, как направления познания, являются:

  • психофизиологическое обоснование конструирования и приспособления средств и среды любой эффективной деятельности: вещей, предметов, технических систем используемых людьми в быту и труде. При этом деятельность человека считается эффективной в случае наилучшего достижения её цели минимальными действиями при сохранении здоровья.
  • психофизиологическое обоснование мероприятий по созданию оптимальных комфортных безопасных условий, гигиенических нормативов эффективного труда и быта человека.[1]

Одной из частных целей  эргономики является психофизиологическое обоснование конструирования и приспособления технических средств и среды эффективной деятельности человека в системах «человек-машина», «человек-человек». Для этого изучаются следующие вопросы:

- Человек как управляющее  звено систем «человек-машина»,  «человек-человек».

- Технические устройства как  объект управления систем «человек-машина».

- Социальные группы как объект  управления в системах «человек-человек».

- Взаимодействие человека с  объектами управления - техническими  устройствами в системах «человек-машина», социальными группами в системах «человек-человек».

- Среда деятельности систем «человек-машина», «человек-человек» и среда человека в этих системах.

- Взаимодействие указанных систем и их главных частей со средой.[1]

 

2. Методы психофизиологического исследования: полиграфия, электродермография

 

Полиграфия

Полиграф - техническое средство, используемое при проведении инструментальных психофизиологических исследований для синхронной регистрации  параметров дыхания, сердечно-сосудистой активности, электрического сопротивления кожи, а также, при наличии необходимости и возможности, других физиологических параметров с последующим представлением результатов регистрации этих параметров в аналоговом или цифровом виде, предназначенном для оценки достоверности сообщённой информации.[2]

Общая структура полиграммы состоит  из следующих компонентов:

  • фон;
  • реакция;
  • восстановление;
  • артефакт.

Фон — состояние физиологических  процессов в организме человека, пребывающего в условиях покоя (при  проведении психофизиологического исследования под покоем подразумевается состояние спокойно сидящего человека, которому не задают вопросы). Фон характеризуется относительной стабильностью протекающих процессов и представляет собой некоторую физиологическую норму, свойственную конкретному человеку в отсутствие дестабилизирующих воздействий.[6]

Реакция — это заметное (в условиях осуществляемого наблюдения) изменение  динамики регистрируемого физиологического процесса в ответ на стимул (вопрос, предмет или изображение предмета), предъявляемый в ходе психофизиологического исследования. В зависимости от индивидуальных особенностей организма человека при развитии реакции можно наблюдать усиление, ослабление или стабилизацию динамики конкретной функции. У некоторых людей реакции могут иметь комплексный характер: вслед за быстротекущими изменениями физиологического процесса (собственно реакцией на стимул) происходит последующее продолжительное изменение его динамики, то есть так называемая реакция облегчения.[6]

Артефакт — заметное (по сравнению  с фоном) изменение динамики контролируемого физиологического процесса, непосредственно не связанное с предъявляемыми в ходе психофизиологического исследования стимулами и обусловленное воздействием экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) дестабилизирующих факторов. К эндогенным факторам относятся умышленные или неумышленные движения обследуемого, кашель, внезапные болевые ощущения и т. п., к экзогенным — в основном, внешние шумовые помехи.[6]

Типичный тест контрольных вопросов состоит из четырех этапов. На первом этапе экзаменатор формулирует и обсуждает с испытуемым те вопросы, которые будут задаваться во время тестирования на полиграфе. Существует две причины предварительного обсуждения вопросов с испытуемым. Во-первых, экспериментатор должен убедиться, что испытуемый понимает вопросы, так чтобы в дальнейшем, во время тестирования или после него, не происходило никаких обсуждений содержания вопросов. Во-вторых, экспериментатор получает заверение, что испытуемый будет отвечать на вопросы только «да» и «нет».[2]

Существует три типа вопросов, а именно: нейтральные, значимые и контрольные вопросы. Нейтральные  вопросы относятся к разряду  общих и не должны вызывать возбуждения (например: «Вы живете в США?», «Ваше  имя Джон?» и т. п.), они играют роль наполнителей. Поэтому при обработке результатов тестирования физиологические реакции на эти вопросы игнорируются. Наполнители могут использоваться для того, чтобы проверить, насколько внимателен испытуемый к вопросам экзаменатора. Значимые вопросы — это специальные вопросы, касающиеся преступления. Например, в случае с кражей может быть задан следующий вопрос: «Вы брали эту фотокамеру?» Конечно, как виновные, так и невиновные испытуемые ответят на этот вопрос «нет», иначе бы они сознались в краже. Ожидается, что значимые вопросы вызывают более сильное возбуждение у виновных подозреваемых (поскольку они лгут), чем у не виновных (поскольку они говорят правду). Контрольные вопросы имеют отношение к поступкам, которые связаны с расследуемым преступлением, но непосредственно на него не указывают. Они всегда носят обобщенный характер, умышленно размыты и охватывают длительный период времени. Их цель — привести испытуемых в замешательство (как виновных, так и невиновных) и вызвать возбуждение. Эта задача облегчается тем, что, с одной стороны, не оставляет подозреваемому выбора, кроме как лгать при ответе на контрольные вопросы, и, с другой стороны, показывает ему, что полиграф выявит эту ложь. [2]

Электродермография

Электрофизиология - раздел физиологии, изучающий различные электрические явления в живых тканях организма (биоэлектрические потенциалы), а также механизм действия на них электрического тока.

В исследовательской  работе и клинической практике широко применяются основные электрофизиологические методы изучения биоэлектрических потенциалов кожи — электродермография (регистрация изменений электрических потенциалов кожи).[4]

 

3. Психофизиология памяти и научения

 

Научение может быть рассмотрено как последовательность сложных процессов, вовлекаемых  в приобретение, хранение и воспроизведение информации. В результате научения происходит модификация поведения, а память проявляется как сохранение этой модификации.[1]

Одним из основных свойств  нервной системы является способность  к длительному хранению информации о внешних событиях. По определению, память — это особая форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации в живой системе. По современным представлениям, в памяти закрепляются не отдельные информационные элементы, а целостные системы знаний, позволяющие всему живому приобретать, хранить и использовать обширный запас сведений в целях эффективного приспособления к окружающему миру.[1]

Память как результат  обучения связана с такими изменениями в нервной системе, которые сохраняются в течение некоторого времени и существенным образом влияют на дальнейшее поведение живого организма. Комплекс таких структурно-функциональных изменений связан с процессом образования энграмм — т.е. следов памяти (термин, предложенный зоологом Дж. Янгом в 50-х гг.).[5]

Память выступает также  как своеобразный информационный фильтр, поскольку в ней обрабатывается и сохраняется лишь ничтожная  доля от общего числа раздражителей, воздействующих на организм. Без отбора и вытеснения информации из памяти живое существо было бы, образно говоря, "затоплено" бесконечным потоком поступающих извне раздражителей. Результаты этого были бы так же катастрофичны, как и отсутствие способности к обучению и памяти. [1]

Признавая необходимость научения в формировании таких форм естественного поведения, как добывание пищи, оборонительное поведение, ориентация в пространстве, социальное поведение и репродуктивное поведение, в лабораторных условиях этологи использовали в основном модели сравнительно простых форм обучения: привыкания и сенситизации, классического обусловливания и обучения методом проб и ошибок.[1]

Для более сложных  форм научения (например, формирования ориентации в лабиринте) был предложен  термин «когнитивное обучение через пробы и ошибки».[3]

Возможность эффективного использования предшествующего  опыта решения задач — это  научение обучению.[3]

Исследования закономерностей  последовательного формирования поведенческих  актов выявили явление переноса навыка, выражающееся во влиянии предшествующего опыта на формирование нового. В зависимости от условий, это влияние может быть как позитивным, так и негативным, т. е. наличие прошлого опыта может способствовать или препятствовать приобретению нового.[3]

Возможность эффективного использования предшествующего опыта при решении новых задач особенно ярко проявляется в научении принципам решения задач или, как его назвал Г. Харлоу, — научении обучению. Резкое увеличение скорости решения в ряду однотипных задач было обнаружено Г. Харлоу не только у человека, но и у животных.[5]

Таким образом, для современных  теоретических представлений о  научении характерно его рассмотрение прежде всего как процесса приобретения нового опыта поведения и соответствующих  ему внутренних ментальных репрезентаций.[5]

 

 

Заключение

 

Прочитав тематическую литературу, можем сделать следующие  выводы:

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: Психофизиология