Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 00:26, контрольная работа
5. Анимизм(от лат. душа) –яв-ся объяснительным принципом мифологического сознания, это термин был введен Тейлером и объяснял религиозное представление о духах и душе. Для древних верований характерен антропоморфизм –наделение явлений окруж.мира свойтвами человека. В соответствии с антропоморфизмом дух персонафицировали природные явления(гром, ветер, ит.д.) и объекты(деревья), неодушевленными предметам приписывались способности действовать, жить, испыывать переживания. Духи наделялись собст.волей, способностью вредить людм.
1. Предмет и задачи истории психологии
2.Методы истории психологии.
3. Принципы периодизации развития психологических знаний
1. Предмет и задачи истории психологии.
История психологии- это область психол. знаний изучающая закономерности формирования развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса(развития)
Объект истории псих-ии- это развитие психол. знания как результата творческой , познавательной деятельности в его целостности на разных этапах культ. Эволюции.
Предмет ист. психол-ии включает в себя: психол.знани- знание человека о себе как насителе ососбых психич. св-в и характеристик, субъекте психич-ой дея-и; психол. познание – бъективно происходящее накопление и осмысление знаний людей о психич. реальности как составной части развития жизненного процесса.
В отличии от предмета и методов психологии ист.психология изучает представления о психич.ральности на разных этапах развития науки. В период становления и развития психологии происходит постоянная смена ее предмета :* наука о душе, * сознании,* поведении,* психике.
Задачи ист. психологии:
1. Изучение внутренних
закономерностей смены
2. Раскрытие
взаимосвязи психологии с
3. Выявление
зависимости процессов
4. Реконструкция личностной неповторимости конкретных ученых прошлого, изучению роли личности её индивидуального пути, становление самой науки.
В истории психологии различают 2 больших периода:
1.развитие психологии в рамках философии, а так же др. наук, прежде всего естествознания это этап описат.психологии с 6 в. до н.э по сер.19 в. н.э
2. Период оформления
психологии, как науки, т.е. этап выделения
психологии в самостоятельную науку и
эксперем-ю область знаний середина 19
в. по наше время.
2.Методы истории психологии.
1. Метод планирования историко псих. исследования.(стуктурно аналитический, сравнит. сопоставительный генетический )
2. Метод сбора и интерпритации фактического материала: котегориально- понятийный анализ, анализ продуктов дея-ти.
3. Метод истор. реконструкции или метод моделирования
4. Метод библиометрического анализа.
5. Метод историко –веденческого анализа
6. Биограф. метод
*Структурно-аналитический метод- в кач-ве целевой задачи исследования, строения психол. знания и и ориентирован на выявление его структурных элементов и иерархических уровней таки их взаимосвязи
* Савнительно-сапоставительный метод направлен на фиксацию разнородных событий ист. психологии иногда пространственно отдаленных, но совпадающих во времени, т.е. связан одновременностью их осуществления.
* метод анализа категориально- понятийного аппарата направлен на выявлене особей понимания и трактовки конкретного понятия и термина в какой-либо хронологический период или в трудах разного периода одного и того учёного.
*Метод анализа продуктов деят-ти состоит в изучении продуктов науч.дея-ти учёного ии науч.коллективов включая в том числе , как опубликованные так и неопубликованные .
*Метод историч.реконструкции- яв-ся одним из вероятных методов познаний истории психологии, в его основе лежит идея о возможности воссоздания целостной картины какого-либо процесса, явления, ситуации или периода, путем детального и комплексного анализа частных составляющих этого целого, особую продуктивность данный метод имеет для исследовании психологических и соц-психологических феноменов, хар-х внутренний мир типичного представителя конкрет. Исторической эпохи или общества
* Метод историко-ведческого анализа направлен на изучение документальной основы историко-психическх исследований. Особое начение метод приобретает при работе с архивными и неопубликованными источниками по истории психологии.
* Библиометрический предполагает количественное изучение информационных, документальных протоколов в области психологии и построен на анализе биограф.данных публикаций
*Биографический метод в историко- психологических исследованиях состоит в воссоздании полной и достоверной картины всех этапов жизненного и творческого пути ученого на основе анализа максимально широко и доступного числа источников.
3. Принципы периодизации
развития психологических
1)Принцип детерминизма(
2) Принцип единства логического и исторического . Отражает пнимание соотношения внутренних, внутри научных(влиянии традиции, изменение категориально- понятийного аппарата, динамика структуры науки, взаимосвязи и взаимовлияния разн.научных дисциплин, появление нов.методов в исследовании)и внешних, социокультурных причин (потребности общест. практики, воздействие научно-технич.прогресса, особенности духовной и интеллектуальной атмосферы в обществе) в ходе реального процесса ист.развития психологии
3) Принцип систематичности, предполагает понимание истории развития психологич.идей, как многоуровнего (фундаменталный и прикладной), многокачественного (обыденная, научная, религиозное знание), многомерного(научное творчество отдельного ученого, науч.коллективов и школ) и многообразного по своим проявлениям(донаучная, научная и пронаучное состояние процесса)
4) Принцип объективности истор- психологического исследования.
5) Принцип периодизации и приемственности развития психол.знания предполагает наличие качественно различных этапов и периодов (содержательно и логически связаны между собой)в динамике единого и неприрывного процсса науч.познания.
6) Принцип единства прошлого настоящего и будущего. Ориентирует учёного на прогностическую стратегию исследования связанную с выявлением перспективных линий, идей и подходов сформировавшихся в прошлом и с их актуализацией в контексте современных достижений психол.науки.
7) Принцип единства колличественного и индивидуалного творчества в развитии психол. знания.
5. Анимизм(от лат. душа) –яв-ся объяснительным принципом мифологического сознания, это термин был введен Тейлером и объяснял религиозное представление о духах и душе. Для древних верований характерен антропоморфизм –наделение явлений окруж.мира свойтвами человека. В соответствии с антропоморфизмом дух персонафицировали природные явления(гром, ветер, ит.д.) и объекты(деревья), неодушевленными предметам приписывались способности действовать, жить, испыывать переживания. Духи наделялись собст.волей, способностью вредить людм.
Антропоморфные
понятия употребляются в
Понятие «души» восходит к анимистическим представлениям об особой силе обитающей вв теле человека и животного, покидающей его во время сна ии смерти.Т.о религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мироздании и в жизни людей.
Гилозоизм- это учение о всеобщей одушевленности мира, согласно, которому жизнь является всеобщим свойствам материи . Это принципиально нов. подход сменивший анимизм, учение о всеобщей неодушевленности Мира в котором природа оценивалась, как единое материальное целое наделенное жизнью.
Термин «гилозоизм » был введен Кедвордом в 1676 г., для обозначения натур-философских концепций
Гелозоизм отожествляет живое и сущее, считая жизнь, присущей всему окруж. миру-(бытие), а небытие-смерть, представляется результатом произрастания на свет.
Информация о работе Контрольная работа по "История психологии"