Контрольная работа по "Психолингвистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 02:22, контрольная работа

Описание

ЧАСТЬ № 1 ОБЩАЯ ПСИХОЛИНГВИСТИКА
ГЛАВА 1 Языковое сознание
ГЛАВА 2 Психолингвистика дискурса
ГЛАВА 3 Психолингвистика мышления
ГЛАВА 4 Психолингвистика мозга (нейролингвистика)

Работа состоит из  1 файл

контрольная по психолингвистики.doc

— 53.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агенство по образованию РФ Педагогический институт Саратовского государственного университета имени Н.Г Чернышевского

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛИНГВИСТИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки: 1 курса, 124 группы, логопедия (ускор)

Михайловой  Екатерины Викторовны

Проверил: Седов Константин Федорович

 

 

 

 

                                        Саратов 2011

ЧАСТЬ № 1 ОБЩАЯ ПСИХОЛИНГВИСТИКА

Психолингвистика как научная  дисциплина

Психолингвистика-дисциплина, которая находится на стыке психологии и лингвистики, именно поэтому ее называют интегрированной дисциплиной. Изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания. Психолингвистика возникла для решения проблем, которые не могут быть решены ни в психологии, ни в лингвистике

Психолингвистика занимается:

- описанием речевых сообщений на основе изучения механизмов порождения и восприятия речи

- изучением функций речевой  деятельности в обществе

- исследованием связи  между речевыми сообщениями и  свойствами участников коммуникаций

- анализом языкового развития  в связи с развитием личности.

Общая психолингвистика включает в себя несколько разделов: психолингвистика языкового сознания, психолингвистика дискурса, психолингвистика мышления и психолингвистика мозга (нейролингвистика)

ГЛАВА 1 Языковое сознание

Звук  и смысл

Звуковое  сознание- это слой сознания, который опирирует значимыми элементами конкретного национального языка (словами, словоформами, фразеологическими оборотами и т.п )

Фоносематика- раздел общей психолингвистики, который изучает соотношение звука и смысла в языковом сознании. В языковом сознании человека звуки небезразличны к смыслу. Значения, которые передают звуки в речи называются фонетическими значениями. Соотношение «звук-смысл» базируется на основе действия фундаментального закона человеческого восприятия- синестезии (соощущение). В сознании человека есть потребность в соответствии между лексическим значением слова (содержанием) и его фонетическим значением (звуковой формой). Такое соответствие присутствует в большом количестве слов любого национального языка. Можно констатировать соответствие между фонетическим и стилистическим значениями слов. Наиболее ярко законы фоносематики проявляются в художественной (особенно-стихотворной) речи.

Слово в сознании человека

Слово (лексема) – единица лексического уровня языковой структуры                                                                           

 Слова в сознании связаны ассоциативными связями. Система смысловых ассоциаций отражает социальный опыт человека (национальность, профессия, возраст и т.п ). Ассоциации бывают парадигматические, синтагматические и фразовые. В сознании слова группируются в ассоциативные (семантические) поля, которые имеют центр (где связи между словами более прочные) и периферия (где связи ослабляются). Кроме связей по смыслу между словами в ассоциативных полях присутствуют и (гораздо более слабые) связи по фонетическому сходству. Система ассоциаций отражает структуру языкового сознания, под которым находятся концептосфера, представляющая глубинные слои когнитивного сознания. Она состоит из системы концептов- неязыковые ментальных построений (образов, схем, абстрактных моделей и т.п)

Словообразование  в речевой деятельности

Новое слово в речевой  деятельности возникает в том  случае, когда говорящий понимает предназначение предмета или сущность явления, но не имеет готового синонима к их развернутому описанию. При этом в основу нового слова говорящий кладет важный (актуальный) для него признак. Употребляя производные слова, носитель языка не помнит их производное, мативационное значение в том случае, когда эти слова имеют прочные смысловые связи с определенным контекстом. В тех же случаях, когда производное слово не имеет устойчивых контекстуальных связей, на первый план выступает мотивирующая семантика, заложенная во внутренней форме слова.

Психолингвистический  аспект грамматики

Информацию  в речевой деятельности передают не только лексические значения, но и те грамматические связи и отношения, в которые вступают словоформы в  предложениях и текстах. В языковом сознании человека присутствуют модели предложений, в которых на абстрактном уровне отражаются факты реальности. Разворачивание смысла в связном тексте идет от исходной информации (темы) к актуальной (реме). Предложения в связном тесте образуют систему темарематических цепочек -  тематических прогрессий.

 

ГЛАВА 2 Психолингвистика дискурса

Текст в речевой деятельности

Тест- это сообщение, информация о чем-либо, представленная средствами одного из национальных языков.

Термин дискус и текст, при таком понимании, следует рассматривать как родовое (более широкое) и видовое (более узкое) понятие. Иными словами в любом дискурсе можно выделить текстовую основу.

Тексты бывают разного  объема; их основные характеристики связность (грамматическая оформленность), композиционная завершенность (когерентность).

Психолингвистика  норма текстовости – оптимальная структура текста (дискурса), которая соответствует последовательности возникновения речевого произведения в языковом сознании. Целостные тексты могут быть сведены к ядерной формуле, представленной сочетанием ключевых слов. Иногда основной смысл текста содержится в подтексте.

Невербальные  компоненты устного дискурса

Невербальные  компоненты( интонация, жесты, мимика и  т. п ) играют значительную роль в устной коммуникации. НВКК первичны в процессе порождения речи. В ходе понимания речи НВКК влияют на адресата высказывания на бессознательном уровне и позволяют выявит истинные намерения говорящего. По данным психолингвистики НВКК первичны в речевом онто- и филогенезе. НВКК могут успешно конкурировать с возможностями национального языка. Основные науки о НВКК: паралингвистика ( наука о звуковом сопровождении коммуникаций ) и кинесика ( наука о жестах).

Паралингвистика письменной речи

 Невербальные  компоненты присутствуют и в  письменной речи. Наука о паралингвистических средствах письменного текста- метаграфемика- состоит из синграфемики ( изучает авторскую экспрессивную пунктуацию), супраграфемики ( исследует шрифтовое варьирование текста) и топографемики (рассматривает соотношение частей текста в пространстве). Тексты, в которых сообщение на национальном языке сочетается с изображением, называется креолизованными. Основные функции изображения в письменной речи: аттракция ( привлечение внимания), информация, экспрессия ( выразительность), эстетическая функция( создание художественного образа)

ГЛАВА 3 Психолингвистика мышления

Краткая история проблемы

 Наиболее  значительный вклад в разработку  проблем порождения и понимания  речи принадлежит Л.С. Выготскому  и Н.И Жинкину

Стадии порождения речи  по Л.С. Выготскому: мотив, замысел (мысль), внутренняя речь( сжатый конспект будущего высказывания), звучащая речь. В ходе спонтанного речепорождения  мысль «совершается» в слове( меняет свой облик). Личностный смысл переходит в общепонятное значение.

Н.И Жинкин дополнил концепцию Выготского учением о УПК( универсальном предметном коде) – языке интеллекта, на котором происходит формирование замысла речи.

Формирование речевого высказывания

 Полная модель формирования высказывания: 1.митив 2.коммуникативное намерение 3.замысел( мысль) 4.первичная сжатая запись будущего высказывания 5.разворачивание ключевых слов во внутренней речи в связный и целостный текст 6.формирование синтаксической схемы( схем) предложения (предложений) 7.отбор лексики 8.послоговая моторная реализация внешней речи

Порождение речи в разных коммуникативных  условиях

 В разных  коммуникативных условиях говорящий  использует неодинаковые модели  порождения речи. Разговорное общение  предполагает упрощение процесса  формирования высказывания ( оно  широко использует клише, штампы и т.п); письменная речь опирается только на грамматические возможности языка и требует от автора дополнительных умений по перекодировке устного текста в графически оформленный; устная публичная речь сочетает дефицит времени в ходе порождения дискурса и требования к правильному оформлению высказывания. В реальной речевой практике наблюдается перенесение моделей устного речепорождения в письменную речь и –наоборот.

Понимание речи

Понимание представляет собой особый вид деятельности, основанной на встречной мыслительной активности адресата речи. Понимание не равно запоминания ( и воспроизведению) текста.

Важной составляющей понимания выступает декодирование  высказывания, которое имеет следующие  стадии: идентификация слов в речевом  потоке, осмысление значений слов; приведение фразы к исходной форме; выделение ядерного смысла текста; соотнесение языковых значений с реальной действительностью( референция); выделение неявно выраженного смысла( подтекста).

Прогнозирование в речевой деятельности

 В порождении  и понимании высказывания значительную  роль играет механизм предвосхищения( антиципатия), который может проявляться  на уровне структуры языка  и на уровне смысла.

Антиципатия непосредственно  связана с универсальным психологическим  феноменом- установкой( влияние предшествующего опыта на протекание психических процессов). Совпадение установок говорящего и адресата речи улучшает качество взаимопонимания; несовпадение- затрудняет взаимопонимание.

Экспериментальное изучение проблемы «язык-мышление»

Речь и мышление- два самостоятельных познавательных процесса, которые в деятельности человека могут существовать независимо друг от друга. Так. Возможно мышление без речи( образное.безъязыковое) и речь без мышления( бессмысленная, эксплуатирующая возможности вербальной памяти). В том случае, когда мышление использует ресурсы языка, мы имеем дело с вербальным ( дискурсивным) мышлением.

ГЛАВА 4 Психолингвистика мозга (нейролингвистика)

Структура языка и строение мозга

 Нейролингвистика- область психолингвистики, изучающая механизмы центральной нервной системы( головного мозга, в первую очередь), ответственные за порождение и понимание речи.

Центр Брока отвечает за порождение речи( открыт в 1861 г); центр Вернике отвечает за понимание речи(открыт в 1874 г). Центром речи локализованы в левом полушарии мозга. Они связаны с другими более древними центрами( Брока – с двигательным, Вернике- со слуховым).

Структура языка  коррелирует со строением левого полушария: механизмы синтагматики( соединения) располагаются кпереди от центра Брока; механизмы парадигматики( выбор) – кзади от центра Вернике.

Речь и функциональная асимметрия мозга

В руководстве  процессом коммуникации принимает  участие не только левое, но и правое полушарие мозга, которое отвечает за интонационное оформление речи, понимание метафорического значения, организацию темарематической структуры высказывания, экспликацию ядерного смысла текста. Можно говорить о существовании в сознании человека право- и лево- полушарной грамматик.  


Информация о работе Контрольная работа по "Психолингвистике"