Контрольная работа по "Психологи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 07:03, контрольная работа

Описание

Учеными-психологами выделяются основные познавательные процессы психики человека: ощущения, восприятие, мышление и память.
Ощущение – отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью.

Содержание

Психофизиология ощущений, восприятия, памяти, мышления…………………………………………………………………..3
Причины профессионального стресса ………………………………….10
Понятие психограммы и ее виды ………………………………………..12
Разработка профессиограммы экономиста- менеджера………………..15
Список литературы……………………………………………………….19

Работа состоит из  1 файл

контр по психофизиологии.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

 

2. Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Наиболее широко употребляемым определением является следующее: "Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое". Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно.

Понятие стресса первоначально  возникло в физиологии для обозначения  неспецифической генерализованной реакции организма — «общего адаптационного синдрома» в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Содержание этой реакции описывалось прежде всего со стороны типичных нейрогуморальных сдвигов, обеспечивающих защитную энергетическую мобилизацию организма. Позднее понятие стресса было расширено и стало использоваться для характеристики особенностей состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

 

 

Стресс - это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение, но стресс – это не просто нервное напряжение. У человека с его высокоразвитой нервной системой эмоциональные раздражители – практически самый частый стрессор, и, конечно, такие стрессоры наблюдаются у пациентов психиатра.

Слово стресс пришло в  английский язык из старофранцузского  и средневекового английского и  вначале произносилось как дистресс. Первый слог постепенно исчез из-за «смазывания» или «проглатывания». Теперь слова эти имеют различное значение, несмотря на общность происхождения.

Причины возникновения стресса могут быть разными, но условно можно разделить их на несколько групп:

  • Физические причины. К ним относятся шум, вибрация, загрязненная атмосфера и т.п. С этими причинами стресса чаще сталкиваются, к примеру, рабочие, но физические факторы нельзя полностью исключать ни в одном случае — даже громко работающее радио может стать причиной стресса.

 

  • Физиологические причины. К таким причинам относят неудобный график работы (к примеру, работа посменно), отсутствие нормального режима питания на работе. На подобные «издевательства» организм реагирует стрессом. И если начать нормально питаться на работе вполне реально, то с работы с неудобным графиком, возможно, придется уволиться.
  • Социально-психологические причины. Среди этих причин -напряженные отношения с коллективом, конфликты, моббинг, недогрузка или перегрузка работников, высокая ответственность, нехватка времени, отсутствие четкого распределения ролей и обязанностей.
  • Структурно-организационные причины. Эти причины вызывают так называемый организационный профессиональный стресс. К ним относят слишком высокий темп работы и слишком жесткие сроки ее выполнения, монотонность работы и невозможность как-то повлиять на порядок выполнения заданий.

Профессиональный стресс опасен и для работника, и для  работодателя. Работникам длительный профессиональный стресс может «аукнуться» профессиональным выгоранием; по сути, стресс перейдет в хроническую форму, и избавиться от него будет совсем непросто. А работодатель, не сумевший обеспечить работникам комфортные условия, столкнется со снижением производительности труда, и, возможно, потеряет в итоге нескольких сотрудников. Со стрессом на работе нужно бороться. При этом не стоит думать, что профессиональный стресс - это проблема исключительно сотрудника. Если условия работы не изменятся, то причины стресса, соответственно, никуда не денутся. Никакой психолог не сможет помочь, если вы будете снова и снова подвергаться воздействию стрессовых факторов.

 

3.

 Термин «психограмма» был введен в начале XX в. немецким психологом В. Штерном, разработавшим методику составления обобщенного психологического портрета конкретной личности. Штерн предложил также составлять частичную психограмму, которая отражала не все стороны личности, а только важные для определенной практической задачи. Так сложилась психограмма личности успешного профессионала, отображающая профессионально важные качества. При этом речь идет не о личности конкретного человека, работающем в профессии, а о типовом портрете успешного профессионала.

Этапы составления психограммы 

Составление психограммы  – итог тщательного изучения профессии  с разных сторон. Этот процесс называется профессиографированием. Этапы составления психограммы:

  1. Установление перечня обязательных задач, выполняемых профессионалом.
  2. Реконструкция действий, необходимых для достижения заданных целей (действий внешних и выполняемых во внутреннем плане).
  3. Соотнесение важных часто встречающихся, ведущих профессиональных действий и психических функций, процессов, способностей, умений, обеспечивающих их выполнение.

Таким образом, составляется функциональная модель работы психики  профессионала, устанавливаются предполагаемые профессиональные качества (ПВК) и требуемый уровень их развития (высокий, средний или низкий).

Профессионально важные качества

Профессионально важные качества (ПВК) - относительно устойчивые, мало подверженные развитию и тренировке индивидуально-личностные свойства, которые существенно сказываются на успешной профессиональной деятельности, а также влияют на освоение профессиональных знаний, умений и навыков.

Виды психических функций 

  1. Действия восприятия обеспечиваются органами чувств. Чувственные образы зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные. Свойственно: дегустаторам, контролерам ОТК, товароведам-экспертам, красильщикам тканей.
  2. Мнемические действия, или действия памяти, направленные на запоминание чувственных образов и слов, или воспроизведение в конкретных ситуациях, а также на забывание ненужных сведений и ощущений. Свойственно: актерам, музыкантам, дикторам радио и телеведущим, юристам, врачам.
  3. Имажинитивные действия (от лат. imago – «образ», «подобие»), или процессы воображения, направленные на построение сложного образа из элементов образных представлений, их различных комбинаций. Звуковые образы – мир композиторов, зрительные образы – конструктор-модельер, инженер-механик, архитектор, художник.
  4. Логические образы простые (группировка явлений, понятий, образов по какому-то одному принципу) или сложные (действия умозаключения, сопоставления, анализа и синтеза, решение сложных творческих задач) образуют основу мыслительной деятельности и мышления. Выделяют три разновидности интеллекта: технический, словесно-логический, социальный.
  5. Интерперсональные действия составляют основу профессионального общения. Разновидности интерперсональных действий: коммуникативные, цель которых установление, поддержание или прекращение контактов; организационные действия, выполняемые с целью объединить людей в группу для решения общей задачи, распределить обязанности, сформировать единые ценности, настроения и др. Взаимодействие происходит с помощью речи (устной и письменной), а также языка жестов (невербальных средств). Свойственно: педагогам, врачам, юристам, милиционерам, менеджерам, социальным работникам.
  6. Действия контроля и самоконтроля осознанное управление профессиональным поведением, своим состоянием в процессе работы «произвольное внимание». Контроль своей речи, мимики, проявлений эмоций – саморегуляция.
  7. Результат психомоторных действий, или профессиональных движений, - целенаправленное управление своим телом, определенные движения пальцев рук, ног, принятие и поддержание определенной позы, выражения лица и др. Сложные произвольные действия – основа мастерства артистов, хирургов, стоматологов, водителей, станочников.

Примеры психограмм .

Название ПВК

Организатор досуга

Регулировщик радио- аппаратуры

Гид-переводчик

Дизайнер интерьера

Модельер конструктор  одежды

1

Зрительное восприятие (действия восприятия)

1

3

2

3

3

2

Слуховое восприятие (действия восприятия)

2

2

3

1

1

3

Память (мнемические действия)

3

3

3

3

3

4

Внимательность (действия внешнего контроля)

3

3

3

2

2

5

Воображение (имажинитивные действия)

3

2

2

3

3

6

Технический интеллект (логические действия)

1

3

1

3

3

7

Словесно-логический интеллект (логические действия)

3

1

3

1

1

8

Социальный интеллект, организаторские способности (логические действия)

3

1

3

2

2

9

Устная речь (интерперсональные действия)

3

1

3

2

2

10

Общительность (интерперсональные действия)

3

1

3

2

2

11

Эмоционально-волевая  регуляция (самоконтроль)

3

2

2

2

2


 

 

4.

Профессиограмма - это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области. 

Она должна представлять собой набор научно обоснованных нормативов и требований профессии к психо-физическим характеристикам специалиста, его личности, профессиональным знаниям, умениям и навыкам. К сожалению, можно сказать, что в настоящее время отсутствует полный и качественный набор профессиограмм даже по отношению к наиболее массовым профессиям, что вызвано целым рядом объективных причин.

Первая из них –  большая затратность такой работы, та как создание даже одной качественной профессиограммы требует напряженного труда целого коллектива специалистов – как психологов, так и экспертов  по данной профессии.

Вторая причина –  огромное разнообразие специальностей в рамках одной профессии, в результате чего возникает необходимость создания целого ряда профессиограмм для многих профессий

Профессия экономист-менеджер

     Экономист-менеджер  – специалист в области управления  недвижимым имуществом занимается анализом информации об активах, обязательствах, капитале, движении денежных потоков, доходах и расходах, финансовых результатах деятельности компании с целью рациональной организации ее финансово-экономических потенциала, содействия защите экономических интересов и собственности физических и юридических лиц.

     Основные виды профессиональной деятельности экономиста-менеджера: учетно-аналитическая; контрольно-ревизионная; аудиторская; консалтинговая; организационно-управленческая; нормативно-методическая.

Содержание  труда:

- сбор, обработка, оценка  первичной экономической информации;

- анализ учетной и  отчетной информации с целью  принятия хозяйственных решений  и получения оценки эффективности  функционирования объектов предприятия; 

- организация работы по учету наличия и движения активов, обязательств и капитала, определению результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;

- практическое применение  принципов и правил аудита  основных хозяйственных операций;

- управление инвестиционными  потоками в область недвижимости;

- правовое сопровождение  сделок с недвижимостью.

Профессиональные  знания, умения и навыки:

  • знание точных и экономических научных дисциплин, в том числе математики, экономики организаций (предприятий), мировой экономики, финансового менеджмента, маркетинга, статистики, страхования, бухгалтерского учёта;
  • знание новейших компьютерных программ;
  • умение работать со статистическими данными;
  • умение систематизировать большой объём информации, составлять сводки и отчёты;
  • умение анализировать текущую информацию и делать прогнозы;
  • навыки письменного изложения информации;
  • навыки работы с документацией.

Важные качества личности:

  • аналитический склад ума
  • развитое логическое мышления
  • стратегическое мышление
  • умение уделять внимание деталям
  • умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке
  • инициативность
  • предусмотрительность
  • развитые мнемические способности (свойства памяти)
  • коммуникабельность, умение работать в команде

Трудоустройство

Экономисты-менеджеры, специализирующиеся на операциях с недвижимым имуществом, идут работать в департаменты по земельным ресурсам и землеустройству, комитеты по управлению имуществом, налоговые инспекции, бюро технической инвентаризации, арбитражные суды и другие государственные структуры. Повышенный интерес к таким специалистам проявляют многочисленные участники рынка недвижимости: строительные корпорации, агентства недвижимости, инвестиционные и страховые компании, биржи, аукционные фирмы, тендерные и конкурсные комиссии, закрытые и открытые паевые фонды, кадастровые, оценочные и регистрационные палаты. Стабильный спрос на экономистов-менеджеров сохраняется в финансово-кредитной сфере, в том числе в коммерческих банках.

Медицинские ограничения:

- нервно-психические  расстройства;

- противопоказания к  работе в постоянной статической  позе (сколиоз, тромбофлебит);

- выраженные дефекты  зрения и слуха, близорукость, дефекты зрения, болезни сосудов  глаз;

- сердечно-сосудистые  заболевания,

- нарушения в работе  опорно-двигательного аппарата (радикулит, остеохондроз).

 

 

Список литературы

 

1. Берлов В.В. Психологический словарь. - Краснодар, изд-во «Советская Кубань», 2001. - 288 с.

2.  Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. 4-е изд. - М., Гуманитарный изд.центр «ВЛАДОС», 2001. - 688 с.

3.  Столярова А.М. Общая и профессиональная психология. Учебное пособие  -М.: ЮНИТИ,2003.-382с.

  1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. 2 изд. – М.: ПЕР СЭ, 2006.
  2. Психофизиология2  Психология профессиональной деятельности. 2 – издан. Самоукина – СПб.: Питер 2003 – 224 с.
  3.   Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред.Ю.И.Александрова.- 3 человека/ В.. Кроль – СПб.: Питер 2003.- 304с.
  4.   Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом- СПб6 Издательство « Питер»,2000.-416 с.
  5.    Столярова А.М. Общая и профессиональная психология. Учебное пособие -М.: ЮНИТИ,2003.-382с.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологи"