Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:05, контрольная работа
Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое.
Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Обучение, имеющее в своей основе репродуктивное учение, оставляет невостребованным личностный потенциал обучаемых, их творческое отношение к учебной деятельности, личную инициативу, самостоятельность мышления. В настоящее время экспериментально доказано, что творчество обучаемых находится в прямой зависимости от творчества педагогов, которые транслируют его в процессе совместного решения учебных задач. Творческий педагог допускает их вариативные решения, не требует жесткого следования своему темпу, оставляет время для мысленного экспериментирования и апробации различных способов решения одних и тех же задач, поощряет самостоятельность и дивергентность мышления, делает контролирующую функцию прерогативой ученика, вверяя ему ответственность за совершаемые действия и результаты деятельности. Учитель своими стратегиями обучения как бы "обрекает" ученика на творчество, "заставляет" осознавать ход и результаты учения, намечать этапы выполнения учебных заданий.
Данный
принцип требует развития у обучаемых
аргументированности и
Реализации принципа сознательности и творческой активности способствует применение различных форм самоуправления в учебном процессе. Обучаемые должны научиться принимать самостоятельные решения, делать целесообразные выборы и прогнозировать свое продвижение в обучении. Для этого педагог должен иметь представление о возможных формах самоуправления в учебном процессе, уметь изменять стиль взаимодействия с обучаемыми, расширяя его демократические формы в связи с развитием у них самостоятельности как личностного качества. Отказ от чрезмерной регламентации поведения и деятельности учащихся, от ненужной опеки, излишнего администрирования является необходимым условием реализации идеи самоуправления в обучении.
Принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности требует учета в его организации реальных возможностей обучаемых, отказа от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. Реализация этого принципа связана и с учетом уровня развития познавательной сферы обучаемых. Однако обучение не должно быть излишне легким.
Одним из важнейших положений, лежащих в основе организации процесса обучения, является принцип наглядности. Я.А. Коменский называл его "золотым правилом" дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека.
Исследования показывают, что сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно повышает уровень усвоения.
Организационно-
Рассмотренные принципы в реальном процессе обучения выступают во взаимодействии друг с другом, как и закономерности обучения, на базе которых они сформулированы, и функционируют как целостная система. Поэтому любой из принципов приобретает свое действительное значение лишь в связи с другими.
Принципы
обучения, отражая ту или иную образовательную
парадигму, имеют объективно-субъективную
основу. Так, наметившиеся в настоящее
время гуманистические тенденции в системе
образования придают гуманистическую
направленность и принципам обучения.
Вывод
Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения.
Принципы обучения - это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности.
Содержательные
принципы обучения отражают закономерности,
которые связаны с отбором содержания
образования и его совершенствованием.
К ним относятся принципы: гражданственности,
научности, воспитывающего характера,
фундаментальности и прикладной направленности.
Организационно-методические принципы
обучения: преемственности, последовательности
и систематичности; единства группового
и индивидуального обучения; соответствия
обучения возрастным и индивидуальным
особенностям обучаемых; сознательности
и творческой активности; доступности
при достаточном уровне трудности; наглядности;
продуктивности и надежности.
Литература:
1.Бабанский Ю. К. Избранные педагогические
сочинения / Сост. М. Ю. Бабанский. - М., 1989.
2.Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. - М., 1982.
3.Коменский
Я. А. Избранные
4.Педагогика: Учеб. пособ / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 2002.
5.Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: В 11 т. - М., 1950. - Т. 8.
6.Шиянов
Е. Н., Котова И. Б. Развитие
личности в обучении. - М., 1999.
Информация о работе Контрольная работа по психологии и педагогике