Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 08:56, контрольная работа

Описание

Психические особенности человеческой личности характеризуются различными свойствами, проявляющимися при общественной деятельности человека. Одним из психических свойств личности является темперамент человека.
Темперамент - совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности.

Работа состоит из  1 файл

контр.doc

— 104.50 Кб (Скачать документ)

Реакция Меланхолика  часто не соответствует силе раздражителя, особенно сильно у него внешнее торможение. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию. В нормальных условиях жизни меланхолик - человек глубокий, содержательный. При неблагоприятных условиях меланхолик может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека. Меланхолический темперамент свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит. Те, кому свойствен темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале.

Существуют различные  подходы к определению и раскрытию  индивидуальных психических свойств темперамента и свойств личности: лабораторные и анамнестические методы изучения темперамента. Лабораторные методы - это различие внешних показателей, по которым мы судили о процессах, механизмах и свойствах.

Также для диагноза свойств  темперамента и других индивидуальных психических особенностей, а также для изучения их происхождения и развития применяется анамнез - единственный психический метод, прямо и непосредственно раскрывающий происхождение и основные закономерности развития индивидуальных психических особенностей, хотя и в нем всегда остается место для субъективного истолкования фактов.

Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства и недостатки. Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно, в начальный период работы, но зато к концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса. Напротив, те, кому свойствен темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В целом же, производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.

Холерический темперамент  имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени, Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Основные концепции темперамента

Уже давно было замечено, что люди отличаются друг от друга  своим поведением:  по-разному  выражают свои чувства, неодинаково  реагируют на раздражители внешней  среды, находятся в разных отношениях с окружающим миром (например, могут быть замкнутыми или, напротив, открытыми). Вопрос о том, каковы основания этих различий, которые трудно было объяснить только различиями во влияниях внешней среды, издавна интересовал философов и врачей. Так возникла «наука о темпераментах», в которой, хотя она и является одним из старейших разделов психологии, до сих пор нет ни однозначных положений, ни общепринятых решений ее проблем. Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных  «соков» организма — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи,— входящих в его состав. Оптимальное соотношение этих «соков» определяет здоровье, тогда как их непропорциональное смешение становится источником различных заболеваний.

Однако Гиппократ еще  не устанавливал связи между этими  «соками» и их соотношением в организме  и определенными психическими свойствами человека. Исходя из учения о четырех  «соках», часто называемых гуморами (от латинского humor — влага, сок), Клавдий Гален (II в. н. э.), самый знаменитый после Гиппократа врач античности, разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате «De temperamentis» (лат. tem-peramentum — соразмерность, правильная мера). Из девяти выделенных и детально описанных им темпераментов четыре, непосредственно зависящие от преобладания в организме одного их «соков», и в наше время пользуются широкой известностью. Это темпераменты: сангвиника (от лат. sanguis — кровь), флегматика (от греч. phlegma — флегма), холерика (от греч. chole — желчь) и меланхолика (от греч. melas chole — черная желчь).

Эта созданная Гиппократом  и Галеном фантастическая концепция  темпераментов, которая в том  или ином соотношении «соков»  в организме видела физиологические основы определенных форм поведения, получила частичное подтверждение в современных эндокринологических и психофармакологических исследованиях. Из них следует, что некоторые обычно относимые к темпераменту свойства (например, реактивность, чувствительность, эмоциональная уравновешенность) в значительной степени зависят от индивидуальных различий в функционировании гормональной системы.

Учение Гиппократа —  Галена, до сих пор излагаемое чуть ли не в каждом учебнике психологии, разделялось многими исследователями. Для большинства из них характерно магическое пристрастие к числу четыре, к которому сводится множество темпераментов, что в античных концепциях обосновывалось учением Эмпедокла о четырех стихиях.

О влиянии, которое оказало учение древних врачей и философов на дальнейшее развитие типологии темпераментов, можно судить хотя бы по тому, что до середины XVIII в. почти все исследователи видели анатомо-физиологические основы темперамента в строении и функционировании кровеносной системы. Такое представление сохранилось и в эпоху научной психологии. Так, известный исследователь темперамента немецкий психиатр Э. Кречмер считал, что установленные им четыре основных свойства темперамента — чувствительность к раздражителям, настроение, темп психической деятельности и психомоторика — обусловлены химическим составом крови. Известна также химическая теория темперамента 30-х годов нашего века, принадлежащая У. Мак-Дауголлу, непосредственно примыкающая к древней гуморальной концепции. Японский психолог Т.Фурукава в тот же период высказывал мнение, что основным методом диагностики темперамента является определение химического состава крови.

Параллельно с эндокринными концепциями начиная с середины XVIII в. развивались теории, согласно которым физиологическими основами темперамента следует считать некоторые свойства нервной системы. Так, Альбрехт Галлер, основоположник экспериментальной физиологии, который ввел важные для пси­хологии понятия возбудимости и чувствительности, утверждал, что основными факторами различий по темпераменту являются сила и возбудимость самих кровеносных сосудов, через которые проходит кровь.

Эту идею воспринял ученик А. Галлера, Г. Врисберг, который связывал темперамент непосредственно с  особенностями нервной системы. Так, он считал, что в основе холерическо - сангвинического темперамента лежит крупный мозг, «сильные и толстые нервы» и высокая возбудимость органов чувств В свою очередь для флегматико-меланхолического темперамента характерен небольшой мозг, «тонкие нервы» и невысокая возбудимость органов чувств. Идея связи особенностей темперамента с определенными анатомическими и физиологическими характеристиками нервной системы в различных формах появляется в учениях многих философов и врачей XVIII и XIX вв. Она получила частичное экспериментальное подтверждение главным образом в типологии И. П. Павлова; опыты недвусмысленно показали, что некоторые свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента.

Под влиянием антропологов, обративших внимание на различия в строении тела, и психиатров, подчеркивавших индивидуальные различия в предрасположенности к психическим заболеваниям, на рубеже XIX и XX вв. сформировалась концепция, согласно которой существует связь между телосложением и свойствами темперамента. Эта концепция, распространенная прежде всего среди итальянских, французских и немецких исследователей (А. Ди Джиованни, Г. Виола, Л. Л. Ростан, Г. Г. Карус), наиболее полное выражение получила у французского врача Клода Сиго.

В 20-х годах нашего века он создал типологию, в основе которой лежало представление о том, что организм человека и его расстройства зависят от среды и врожденных предрасположенностей. Каждой системе организма соответствует определенная внешняя среда, воздействующая на эту систему. Так, воздух — источник дыхательных реакций; пища, попадающая в пищеварительную систему, образует источник пищевых реакций; моторные реакции протекают в физической среде; социальная среда вызывает различные мозговые реакции. Исходя из этого, К. Сиго выделяет — в зависимости от преобладания в организме одной из систем — четыре основных типа телосложения: дыхательный, пищеварительный, мускульный и мозговой.

Преобладание какой-либо одной системы над остальными приводит к специфической реакции  индивида на определенные изменения окружающей среды, благодаря чему каждому из типов телосложения соответствуют определенные особенности темперамента.

Взгляды К. Сиго, как и  некоторые другие концепции того времени, связывающие телосложение с психическими особенностями организма, оказали существенное влияние на формирование современных конституциональных теорий, получивших ши­рокое распространение в психологии темперамента. Независимо от перечисленных гипотез о физиологических основах темперамента все более крепло убеждение в том, что его свойства наиболее отчетливо проявляются в тех формах поведения, которые непосредственно связаны с энергетическими затратами организма — со способами накопления и расходования энергии и количественными характеристиками этих процессов. Поэтому большинство исследователей темперамента обращали внимание прежде всего на эмоциональные и моторные реакции индивида, особенно подчеркивая их формальный аспект, то есть их силу (интенсивность) и протекание во времени.

Классическим примером такого подхода может служить типология темпераментов, В. Вундта, создателя экспериментальной психологии. Он понимал темперамент как предрасположенность к аффекту, что нашло выражение в следующем тезисе: темперамент для эмоции то же, что возбудимость — для ощущений. Исходя из такого понимания, В. Вундт выделял два биполярных свойства темперамента, а именно силу и скорость изменения эмоции, подчеркивая значение энергетической характеристики индивида.

Мы находим у В  Вундта чрезвычайно важную, на наш  взгляд, мысль о том, что каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны, а это, в частности, означает, что правильное воспитание предполагает использование достоинств данного темперамента и в то же время нивелирование отрицательного влияния, какое он может оказывать на поведение индивида.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Процесс изучения этой темы был очень интересен для меня. Изучив материал, я уже могу, в общем, по внешнему виду человека определить его темперамент, конечно же, не всегда точно. А знание темперамента человека дает мне возможность правильно общаться с ним. Например, если это холерик, то он - суетливый человек, не любит медлительность, его привлекает все новое, он не может усидеть на одном месте. Я тоже холерик, и уже буду знать, что мне с таким человеком будет легко общаться, мы поймем друг друга с полуслова. А если мой собеседник или партнер флегматик, то я уже знаю, что его не следует торопить, перебивать; это обстоятельный человек, он не любит спешки и суеты. И не действуя ему на нервы, я смогу установить с ним контакт. Меланхолики же очень нежные и ранимые натуры, любое грубое или сказанное не к месту слово может их легко обидеть и задеть. С такими людьми надо обходиться очень бережно и осторожно.Также я могу постараться уладить конфликт между людьми, определив их темперамент и объяснив, почему они себя так ведут. Я могу посоветовать им обратить внимание на особенности друг друга и считаться с ними, а не отбрасывать их в сторону.

        Мы живем в обществе и зависим от него, поэтому нам следует учиться понимать друг друга, прислушиваться не только к себе, но и к окружающим, тогда будет меньше ссор и конфликтов и мы будем меньше тратить свое здоровье и свои нервы.

        Таким образом, знание изученного материала дает возможность легче устанавливать социальные контакты и проще улаживать конфликты. Вообще, эта тема мне очень понравилась и мне было интересно работать над ней.

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1008 с.

2. Степанов В.Е., Ступницкий В.П. Психология.Учебник. М.: Дашков и К, 2004. – 576 с.

3. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 544 с.

4. Узнадзе Д.Н. Общая  психология. СПб.: Питер, 2004. – 413 с.

5. Шаповаленко И.В.  Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

 

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"