Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:21, контрольная работа
Психология , как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики.
Сам термин «Психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа».
Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.
№1предмет и задачи психологии?
Психология
, как наука изучает факты, закономерности
и механизмы психики.
Сам термин «Психическое» происходит
от греческого слова «псюхе», что значит
«душа».
Предметом психологии являются факты
психической жизни, механизмы и закономерности
психики человека и формирование психологических
особенностей его личности как сознательного
субъекта деятельности и активного деятеля
социально-исторического развития общества.
Поведение человека с нормальной психикой
всегда обусловлено воздействия объективного
мира. Отражая внешний мир, человек не
только познают законы развития природы
и общества, но и оказывает на них определенное
воздействие , чтобы приспособить окружающий
мир к наилучшему удовлетворению своих
материальных и духовных потребностей.
В реальной деятельности человека его
психические проявления (процессы и свойства)
не возникают спонтанно и изолировано
друг от друга. Они тесно взаимосвязаны
между собой в едином акте социально обусловленной
сознательной деятельностью личности.
В процессе развития и формирования человека
как члена общества, как личности многообразные
психические проявления, взаимодействующие
между собой, постепенно превращаются
в устойчивые психические образования,
которые человек направляет на разрешение
встающих перед ним жизненно важных задач.
Следовательно, все психические проявления
человека обусловлены его жизнью и деятельностью
как общественного существа, как личности.
Современная психология рассматривает
психику как свойство особой формы организованной
материи, как субъективный образ объективного
мира, как идеальное отражение реальной
действительности в мозгу. Физиологические
процессы, проходящие в мозгу человека,
являются основой психической деятельности,
но они не могут быть отождествлены с нею.
Психика всегда имеет определенное содержание,
т.е. то, что она отражает в окружающем
человека мире. Поэтому психику человека
следует рассматривать не только с точки
зрения их содержания.
Современная психология представляет
собой ряд научных дисциплин, находящихся
на разных степенях формирования, связанных
с различными областями практики. Как
же классифицировать эти многочисленные
отрасли психологии? Одна из возможностей
классификации содержится в сформулированном
выше принципе развития психики в деятельности.
Исходя, из этого в качестве основания
классификации отраслей психологии может
быть избрана психологическая сторона:
1. конкретной деятельности;
2. развития;
3. отношения человека (как субъекта развития
и деятельности) к обществу (в котором
осуществляется его деятельность и развитие).
Если принимать первое основание классификации,
то можно выделить ряд отраслей психологии,
изучающих психологические проблемы конкретных
видов человеческой деятельности. Аналогично
со вторым и третьим основанием классификации.
Термин «психология»
появился в научном употреблении
лишь в середине 19 века. Первоначально
он относился к науке, которая
занималась изучением душевных или
психических явлений, связанных
с сознанием, т.е. таких явлений, которые
каждый человек легко обнаруживает
у себя в результате самонаблюдения.
В начале 20 века, сфера исследований
психологов значительно расширилась,
вобрав в себя и неосознаваемые психические
процессы, и деятельность человека.
Современная психология изучает
процессы активного отражения человеком
и животными объективной
С помощью одних субъективных явлений,
например таких, как ощущение и восприятие,
внимание и память, воображение, мышление
и речь, человек познает мир. Поэтому их
обычно называют познавательными процессами.
Другие явления регулируют его общение
с людьми, непосредственно управляют действиями
и поступками. Их называют психическими
свойствами и состояниями личности, включают
в их число потребности, мотивы, цели, интересы,
волю, чувства, эмоции, склонности и способности,
знания и сознанием. Кроме того, психология
изучает человеческое общение и поведение,
их зависимость от психических явлений
и, в свою очередь, зависимость формирования
и развития психических явлений от них.
Психические процессы, свойства и состояния
человека, его общение и деятельность
разделяются и исследуются отдельно, хотя
в действительности они тесно связаны
друг с другом и составляют единое целое,
называемое жизнедеятельностью человека.
Задачи психологии
Основной задачей
психологии как науки является изучение
объективных психологических
Эта задача разрешается прежде всего общей психологией, изучающей самые общие закономерности психики как свойства мозга, выражающегося в субъективном отражении объективного мира.
При этом психология ставит перед собой следующие взаимно связанные задачи:
1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов, как отражений объективной действительности. «Психология, как изучение отражения действительности, как субъективный мир, известным образом заключающийся в общие формулы,— это, конечно, необходимая вещь. Благодаря психологии я могу себе представить сложность данного субъективного состояния» (И. П. Павлов).
|
|
|
2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.
3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.
Общая психология имеет большое теоретическое значение, так как она призвана раскрыть свойства, особенности и закономерности психики и человеческого сознания в соответствии с основными положениями диалектического и исторического материализма.
Вместе с тем, как и всякая истинная наука, психология имеет своей конечной целью не просто теоретическое изучение своего предмета, но обязательно приложение добытых научных знаний к практике. Задача советской психологии — содействие построению на научных основах методики обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах производства, а также и других видов деятельности людей.
В связи с этим возникли и развиваются отдельные ветви психологии, или частные психологические дисциплины:
1. Педагогическая психология, изучающая психологические особенности и закономерности процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. В задачи педагогической психологии входит изучение процессов усвоения знаний и формирования навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения, психологическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания, вопросы воспитания личности учащихся в школьном коллективе, психологические вопросы, связанные с политехническим обучением и подготовкой учащихся к практической деятельности, и т. д.
2. Детская психология, изучающая особенности психики детей разных возрастов. Задачей детской психологии является изучение процесса формирования личности ребенка, умственного развития детей, возрастных психологических особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т. д.
3. Психология труда, имеющая своей задачей изучение психологических особенностей трудовой деятельности в целях рационализации процессов труда и улучшения постановки производственного обучения. Серьезного психологического изучения требуют такие вопросы, как организация места рабочего, психологические особенности рабочих операций (в том числе и навыков) в различных видах производственной деятельности, изучение психологических факторов повышения производительности труда, изучение способностей к той или другой детальной профессии и закономерностей их развития и воспитания и т. д.
4. Инженерная психология, усиленно развивающаяся в последнее время в связи с совершенствованием техники трудовых процессов. Большое значение в этой отрасли психологии приобретает проблема соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека — быстроты и точности процессов восприятия, объема и распределения внимания и т. д.
5. Психология искусства, изучающая психологические особенности творческой деятельности в различных видах искусств (в музыке, живописи, пластике и т. д.) и особенности восприятия произведений искусства, психологический анализ их влияния на развитие личности человека.
6. Патопсихология, изучающая нарушения и расстройства психической деятельности при различных заболеваниях и тем содействующая разработке рациональных методов лечения.
7. Психология спорта, изучающая психологические особенности спортивной деятельности. В задачи этой отрасли психологии входит психологическая характеристика различных видов спорта, анализ процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональных процессов и волевых действий в связи с задачами обучения физическим упражнениям и спортивной тренировки; психологическая характеристика спортивных соревнований, вопрос о значении спорта в формировании морально-волевых черт личности человека и др.
8. Психология космонавта, изучающая особенности психических процессов человека в условиях космического полета, в том числе влияние на психику человека больших физических перегрузок, необычных условий среды во время космического полета, состояния невесомости, особенностей работоспособности во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени, и т. д.
Таким образом, психология имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение в связи с задачами рационализации различных видов человеческой деятельности.
Нельзя, однако,
рассматривать эти практические
отрасли психологии как простое
применение теоретически обоснованных
психологических
Всякое научное
психологическое исследование может
быть успешным лишь тогда, когда оно
строится не абстрактно, а в связи
с разрешением практических задач
в тех или других видах человеческой
деятельности. Изучая закономерности
психики, психология делает это не в
отрыве от тех или других видов
человеческой деятельности, а в связи
с ними и со специальной целью:
использовать данные психологического
исследования для улучшения этих
видов деятельности.