Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 21:07, контрольная работа
1.Структура социальной психологии (разделы,отрасли).
Структура социальной психологии определяется прежде всего объектами, сферами человеческой деятельности и методами исследования.
В соответствии с основными объектами исследования в социальной психологии выделяются следующие разделы:
1.Структура социальной психологии (разделы,отрасли).
Структура социальной психологии определяется
прежде всего объектами, сферами человеческой
деятельности и методами исследования.
В соответствии с основными объектами
исследования в социальной психологии
выделяются следующие разделы:
· Социальная психология личности – в рамках этого раздела изучаются проблемы
социализации личности, социально – психологической
регуляции ее поведения, социальных установок
личности и т д.
· Психология межличностного взаимодействия (общения и отношений) – в этом разделе
изучаются структуры и функции общения,
проблемы межличностного познания, невербального
общения, динамики развития межличностных
отношений на процесс общения и результативность
группы и т д.
· Психология малых групп – в этом разделе изучаются процессы групповой
динамики, социально – психологические
проблемы референтности, лидерства, групповой
сплоченности, взаимодействия индивида
и малой группы, внутригрупповых конфликтов
и т п.
· Психология межгруппового взаимодействия
– в этом разделе изучаются процессы межгрупповой
дифференциации и интеграции, факторы
детерминации межгрупповых отношений,
проблемы межгрупповых конфликтов и т
д.
· Психология больших социальных групп
и массовых явлений – в этом разделе изучаются факторы психологической
общности групп, динамика развития больших
социальных групп, специфика внутригруппового
и межгруппового общения, прблемы внутри
- и межгрупповых конфликтов, психология
слухов, психология толпы и т п.
Понятно, что в зависимости от конкретной
области социальной деятельности одно
и то же социально – психологическое явление
преобретает более или менее выраженную
специфику. Одно дело – общение друзей,
другое – общение продавца и покупателя,
и совсем иное дело – общение руководителя
с подчиненным. Разумеется, в каждом из
этих случаев будут проявляться некоторые
общие закономерности общения, но очень
многое в его содержании и характере протекания
будет определяться именно особенностями человеческой деятельности. В связи с этим социальная психология
дифференцируется в такие отрасли как:
1.Социальная психология труда – отрасль социальной психологии, изучающая
социально – психологические проблемы
трудовой деятельности, в частности социально
– психологический климат в трудовом
коллективе, личностный фактор совместной
деятельности, особенности общения в автономных
производственных коллективах, социально
– психологические механизмы адаптации
к профессиональной деятельности и другие
проблемы.
2.Социальная психология управления – отрасль социальной психологии, изучающая
социально – психологические проблемы
управленческой деятельности, в том числе
социальные позиции и роли личности в
системе управленческих отношений, психологическую
совместимость как фактор эффективности
управления, социально – психологические
аспекты производственных конфликтов;
эффективность различных стилей руководства,
социально – психологическую компетентность
руководителя и т п.
3. Экономическая психология – одна из самых новых отраслей социальной
психологии. Она изучает социально – психологические
аспекты хозяйственной жизни общества,
экономического поведения и отношений
хозяйствующих субъектов. В рамках этой
отрасли исследуются такие проблемы, как
психологические факторы эффективности
предпринимательской деятельности, социально
– психологические особенности субъектов
собственности, социально – психологическая
регуляция их деловой активности, психологическое
воздействие рекламы на поведение потребителей,
динамика социально – психологических
феноменов в условиях экономических изменений
и др.
4. Политическая психология – отрасль социальной психологии, изучающая
психологические компоненты политической
жизни общества, политическое сознание
и поведение субъектов политических процессов.
В рамках этой отрасли исследуются социально
– психологические проблемы политической
активности, социально – психологические
условия формирования общественно – политических
интересов молодежи, психологические
факторы влияния на поведение избирателей,
характерные психологические особенности
политических деятелей и другие проблемы.
5.Этническая психология – отрасль социальной психологии, изучающая
психологические особенности национальных
групп, народов (этносов). В ее рамках исследуются
этно – психологические характеристики
конкретных национальных групп, проблемы
межнациональных отношений и общения,
влияние этнических стереотипов и установок
на процесс совместной деятельности, проблема
социально – психологической адаптации
мигрантов, психологические условия возникновения
межэтнических конфликтов и возможности
их преодоления и другие проблемы.
Наряду с указанными выше отраслями социальной
психологии можно с достаточным основанием
говорить и о других ее ответвлениях, например
о социальной психологии науки, культуры,
образования, религии, права, семьи и брака,
искусства, торговли, спорта и т д.
2.Средства общения.
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредованным речью . Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Вербальная коммуникация общения осуществляется
посредством речи. Под речью понимается
естественный звуковой язык, т.е. система
фонетических знаков, включающих два принципа
- лексический и синтаксический. Речь является
универсальным средством коммуникации,
так как при передаче информации с ее помощью
передается смысл сообщения. Благодаря
речи осуществляется кодирование и декодирование
информации.
Невербальная коммуникация
включает: " Визуальные виды общения
- это жесты (кинетика), мимика, позы (пантомимика),
кожные реакции (покраснение, побледнение,
потоотделение), пространственно-временная
организация общения (проксемика), контакт
глазами. " Акустическая система, включающая
в себя следующие аспекты: паралингвистическую
систему (тембр голоса, диапазон, тональность)
и экстралингвистическую систему (это
включение в речь пауз и других средств,
таких как покашливание, смех, плач и др.).
" Тактильная система (такесика) ( прикосновения,
пожатие руки, объятия, поцелуи).
Мы знаем, что общение включает
в себя вербальные и невербальные каналы
передачи информации. При этом информация,
поступающая по невербальным каналам,
может, как подкреплять, так и противоречить
сообщению, передаваемому при помощи слов.
Невербальный язык менее контролируем
сознанием, чем вербальный, а потому и
более достоверен. Если информацию, поступающая
по невербальному каналу, противоречит
информации, полученной по вербальному,
то верить следует невербальной.
Понимание тонкостей языка жестов может
улучшить и упростить ваши отношения с
окружающими людьми. При любом взаимодействии
с другим человеком цель состоит в общении,
однако слишком часто наши жесты при этом
неясны в лучшем случае и противоречивы
в худшем. Как бы хорошо вы ни знали кого-то,
никто из нас не может читать мысли другого,
так что все, что улучшило бы общение, представляется
ценным. Однако перед тем как применить
ваше новое знание в повседневной жизни,
подумайте о том, чего вы хотите достичь.
3.Компоненты общения.
Общая характеристика общения. Общение — одна из основных категорий психологии. Человек, обладающий сознанием, становится личностью в результате взаимодействия, общения с другими людьми. Это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
В результате общения происходит влияние одного человека на другого, реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу Действий.
В процессе общения формируются, проявляться и реализуются межличностные взаимоотношения; усваивается опыт, накапливаются знания, вырабатываются практические умения и навыки, формируются духовные потребности, взгляды и убеждения, моральные и эстетические чувства.
Можно выделить главные трактовки общения: общение — вид самостоятельной человеческой деятельности; общение — атрибут других видов человеческой деятельности: общение — взаимодействие субъектов.
Структурные компоненты общения. Основными структурными компонента и общения (но Г. М. Андреевой) являются: коммуникативная структура (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами); интерактивная структура (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями); перцептивная структура (означает процесс восприятия друг друга партнерами но общению и установления на этой основе взаимопонимания).
Опираясь на концепцию
А. Н. Леонтьева, выделяют следующие
компоненты коммуникативной деятельности:
предмет общения — другой человек,
партнер по общению как субъект;
потребность в общении —
Интерактивная сторона общения
выражается во взаимодействии партнеров
при организации и
Перцептивная сторона общения
выражается в восприятии партнерами друг
друга. Основными механизмами взаимопонимания
являются:
1) идентификация — способ понимания другою
человека через осознанное или бессознательное
уподобление его самому себе;
2) апереотипизация — классификация форм
поведения и интерпретация их причин путем
отнесения к уже известным явлениям, категориям,
стереотипам;
3) рефлексия — осмысление субъектом того
впечатления, которое он произвел на партнера
но общению;
4) обратная связь — получение адресатом
информации о том, какое взаимодействие
он оказал иа партнера, и корректировка
на этой основе дальнейшей стратегии общения.
Используемая литература:
1)Андреева Г.М. Социальная психология.Учебник для высших учебных заведений.-М.:Аспект Пресс,2001.
М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.
СПб.: Питер, 2005
Информация о работе Контрольная работа по "Социальной психологии"