Контрольная работа по "Социальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 21:07, контрольная работа

Описание

1.Структура социальной психологии (разделы,отрасли).
Структура социальной психологии определяется прежде всего объектами, сферами человеческой деятельности и методами исследования.
В соответствии с основными объектами исследования в социальной психологии выделяются следующие разделы:

Работа состоит из  1 файл

Социальная психология.docx

— 20.55 Кб (Скачать документ)

1.Структура социальной  психологии (разделы,отрасли).

Структура социальной психологии определяется прежде всего объектами, сферами человеческой деятельности и методами исследования. 
В соответствии с основными объектами исследования в социальной психологии выделяются следующие разделы: 
·       Социальная психология личности – в рамках этого раздела изучаются проблемы социализации личности, социально – психологической регуляции ее поведения, социальных установок личности и т д. 
·       Психология межличностного взаимодействия (общения и отношений) – в этом разделе изучаются структуры и функции общения, проблемы межличностного познания, невербального общения, динамики развития межличностных отношений на процесс общения и результативность группы и т д.  
·       Психология малых групп – в этом разделе изучаются процессы групповой динамики, социально – психологические проблемы референтности, лидерства, групповой сплоченности, взаимодействия индивида и малой группы, внутригрупповых конфликтов и т п. 
·       Психология межгруппового взаимодействия – в этом разделе изучаются процессы межгрупповой дифференциации и интеграции, факторы детерминации межгрупповых отношений, проблемы межгрупповых конфликтов и т д. 
·       Психология больших социальных групп и массовых явлений – в этом разделе изучаются факторы психологической общности групп, динамика развития больших социальных групп, специфика внутригруппового и межгруппового общения, прблемы внутри - и межгрупповых конфликтов, психология слухов, психология толпы и т п. 
Понятно, что в зависимости от конкретной области социальной деятельности одно и то же социально – психологическое явление преобретает более или менее выраженную специфику. Одно дело – общение друзей, другое – общение продавца и покупателя, и совсем иное дело – общение руководителя с подчиненным. Разумеется, в каждом из этих случаев будут проявляться некоторые общие закономерности общения, но очень многое в его содержании и характере протекания будет определяться именно особенностями человеческой деятельности. В связи с этим социальная психология дифференцируется в такие отрасли как: 
 
1.Социальная психология труда – отрасль социальной психологии, изучающая социально – психологические проблемы трудовой деятельности, в частности социально – психологический климат в трудовом коллективе, личностный фактор совместной деятельности, особенности общения в автономных производственных коллективах, социально – психологические механизмы адаптации к профессиональной деятельности и другие проблемы. 
 
2.Социальная психология управления – отрасль социальной психологии, изучающая социально – психологические проблемы управленческой деятельности, в том числе социальные позиции и роли личности в системе управленческих отношений, психологическую совместимость как фактор эффективности управления, социально – психологические аспекты производственных конфликтов; эффективность различных стилей руководства, социально – психологическую компетентность руководителя и т п. 
3. Экономическая психология – одна из самых новых отраслей социальной психологии. Она изучает социально – психологические аспекты хозяйственной жизни общества, экономического поведения и отношений хозяйствующих субъектов. В рамках этой отрасли исследуются такие проблемы, как психологические факторы эффективности предпринимательской деятельности, социально – психологические особенности субъектов собственности, социально – психологическая регуляция их деловой активности, психологическое воздействие рекламы на поведение потребителей, динамика социально – психологических феноменов в условиях экономических изменений и др. 
4. Политическая психология – отрасль социальной психологии, изучающая психологические компоненты политической жизни общества, политическое сознание и поведение субъектов политических процессов. В рамках этой отрасли исследуются социально – психологические проблемы политической активности, социально – психологические условия формирования общественно – политических интересов молодежи, психологические факторы влияния на поведение избирателей, характерные психологические особенности политических деятелей и другие проблемы. 
5.Этническая психология – отрасль социальной психологии, изучающая психологические особенности национальных групп, народов (этносов). В ее рамках исследуются этно – психологические характеристики конкретных национальных групп, проблемы межнациональных отношений и общения, влияние этнических стереотипов и установок на процесс совместной деятельности, проблема социально – психологической адаптации мигрантов, психологические условия возникновения межэтнических конфликтов и возможности их преодоления и другие проблемы. 
Наряду с указанными выше отраслями социальной психологии можно с достаточным основанием говорить и о других ее ответвлениях, например о социальной психологии науки, культуры, образования, религии, права, семьи и брака, искусства, торговли, спорта и т д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Средства общения. Вербальные  и невербальные.

Общение свойственно всем высшим живым  существам, но на уровне человека оно  приобретает самые совершенные  формы, становясь осознанным и опосредованным речью . Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. 

Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа - лексический и синтаксический. Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации. 
Невербальная коммуникация включает: " Визуальные виды общения - это жесты (кинетика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами.  " Акустическая система, включающая в себя следующие аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.). " Тактильная система (такесика) ( прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи). 

Мы знаем, что общение включает в себя вербальные и невербальные каналы передачи информации. При этом информация, поступающая по невербальным каналам, может, как подкреплять, так и противоречить сообщению, передаваемому при помощи слов.  
Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем вербальный, а потому и более достоверен. Если информацию, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному, то верить следует невербальной. 
Понимание тонкостей языка жестов может улучшить и упростить ваши отношения с окружающими людьми. При любом взаимодействии с другим человеком цель состоит в общении, однако слишком часто наши жесты при этом неясны в лучшем случае и противоречивы в худшем. Как бы хорошо вы ни знали кого-то, никто из нас не может читать мысли другого, так что все, что улучшило бы общение, представляется ценным. Однако перед тем как применить ваше новое знание в повседневной жизни, подумайте о том, чего вы хотите достичь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Компоненты общения.

Общая характеристика общения. Общение — одна из основных категорий  психологии. Человек, обладающий сознанием, становится личностью в результате взаимодействия, общения с другими  людьми. Это сложный, многоплановый  процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый  потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого  человека.

В результате общения происходит влияние одного человека на другого, реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу Действий.

В процессе общения формируются, проявляться и реализуются межличностные взаимоотношения; усваивается опыт, накапливаются знания, вырабатываются практические умения и навыки, формируются духовные потребности, взгляды и убеждения, моральные и эстетические чувства.

Можно выделить главные трактовки  общения: общение — вид самостоятельной человеческой деятельности; общение — атрибут других видов человеческой деятельности: общение — взаимодействие субъектов.

Структурные компоненты общения. Основными структурными компонента и общения (но Г. М. Андреевой) являются: коммуникативная структура (состоит  в обмене информацией между общающимися  индивидами); интерактивная структура (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями); перцептивная структура (означает процесс восприятия друг друга партнерами но общению и установления на этой основе взаимопонимания).

Опираясь на концепцию  А. Н. Леонтьева, выделяют следующие  компоненты коммуникативной деятельности: предмет общения — другой человек, партнер по общению как субъект; потребность в общении — стремление человека к познанию и оценке других люден, к самопознанию; действия общения  — единицы коммуникативной деятельности, целостные акты, адресованные другому  человеку (инициативные и ответные действия); задачи общения — цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые  в процессе общения; средства общения  — операции, с помощью которых  осуществляются действия общения: продукты общения — образования материального  и духовного характера, получаемые в итоге общения.

Интерактивная сторона общения  выражается во взаимодействии партнеров  при организации и осуществлении  совместной деятельности, при этом имеют значение мотивы и цели общения  каждой из сторон, их взаимодействие, виды взаимодействия — содружество, конкуренция, конфликт.

Перцептивная сторона общения выражается в восприятии партнерами друг друга. Основными механизмами взаимопонимания являются: 
1) идентификация — способ понимания другою человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе; 
2) апереотипизация — классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным явлениям, категориям, стереотипам; 
3) рефлексия — осмысление субъектом того впечатления, которое он произвел на партнера но общению; 
4) обратная связь — получение адресатом информации о том, какое взаимодействие он оказал иа партнера, и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения.

 

 

 

 

 

Используемая литература:

1)Андреева Г.М. Социальная  психология.Учебник для высших учебных заведений.-М.:Аспект Пресс,2001.

2) Абульханова К.А. Психология и сознание личности

М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО  «МОДЭК», 1999. 

3) Акимова М.К. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой

СПб.: Питер, 2005

 


Информация о работе Контрольная работа по "Социальной психологии"