Контрольная работа по "Зоопсихология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 23:19, контрольная работа

Описание

Что такое необихевиоризм? Кто из ученых считается основателем этого научного направления?
Какова основная особенность акустических сигналов? В чем заключаются особенности звукового общения животных обитающих в водной среде?
Что такое импринтинг? Какова его роль для формирования поведения животных? Кто из исследователей занимался изучением этого феномена?
Для чего используют метод обучения в лабиринте? Какие стратегии поиска приманки используют животные при обучении в лабиринте?
Из каких унитарных реакций складывается комплекс охотничьего поведения волка?
Что такое персонифицированное сообщество?
Какую роль играет половое запечатление для развития нормального полового поведения?
Какова роль самцов в выращивании потомства у низших позвоночных?
В чем, по мнению Л.А.Орбели, заключается преимущество незрелорождения?
Кто является автором концепции стадиального развития психики.

Работа состоит из  1 файл

Зоопсихология вариант 21 Шаталова.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)

Наблюдения Мича (1970) показали, что маршруты поиска добычи обычно постоянны и отличаются рациональностью, волки выбирают их, учитывая количество дичи в данном месте и сезоне, и возможности подхода к ней. Волки обнаруживают добычу с помощью чутья, иногда на слух и очень редко на глаз. Учуяв добычу волки останавливаются, начинают суетиться, возбужденно виляя хвостами, принюхиваются, внимательно смотрят в направлении добычи, иногда совершают разведывательные прыжки вверх или поднимаются на задних лапах. Обнаружив дичь, волки начинают ее скрадывание, стремясь приблизиться к жертве на дистанцию верного броска. Хищник учитывает поведение жертвы, затаивается, когда она настороженно осматривает местность и продолжает подбираться все ближе и ближе.

Затем следует стремительное нападение, схватка или преследование, продолжающиеся не больше 200-500 м, поэтому жертвами волков редко становятся здоровые животные (отличать больных от здоровых волки учатся постепенно). Больное животное и мелкую дичь можно преследовать дольше, пока животное не выбьется из сил.

Охотясь на стадо волки стараются отбить от него одно или несколько животных с помощью отвлечения внимания вожака, неожиданного броска, атаки с противоположной стороны, проникновения во внутрь стада для создания паники, гон про фронту, но чаще просто нападают на отделившихся от группы животных. Волки не гонят стадо долго, если слабое животное не обнаруживается, быстро прекращают погоню.

Другие приемы:

Нагон - стая волков разделяется на две части. Одни устраивают засаду на пути вероятного хода вспугнутой жертвы, другие становятся загонщиками.

Загон -  преследование жертвы с перехватом на пути. Многие животные убегают от преследователя по кругу. Стая волков так же делятся на преследователей и перехватчиков, в процессе гонки меняясь ролями.

Оклад - окружение жертвы (одной или группы), взятие ее в кольцо, применяется главным образом к неспособным к активной обороне животным. Загон в угол - волки загоняют жертву в глубокий снег, болото, на обрыв и т.п.

Подкарауливание – одинокие волки караулят  жертву в укрытие, рядом с местом ее возможного появления, при выборе места учитывают образ жизни, поведение жертвы и погодные условия.

Мышкование - волки раскапывают норы мелких грызунов и выгоняют их на поверхность земли, такой же прием используется при ловле куриных птиц, ночующих под снегом.

Следующая стадия охоты - нападение  и убийство жертвы. Мелкую дичь волки  обычно съедают целиком и сразу же на месте поимки (самки приносят еду детенышам). Крупную же добычу они стараются унести в укромное место, оставшуюся еду закапывают на черный день.

 

Что такое персонифицированное  сообщество?

Персонифицированное сообщество –  это стабильные замкнутые группировки, обитающие на одном месте или кочующие, с упорядоченной структурой взаимоотношений между особями, в них каждый член сообщества знает всех остальных лично. Структура взаимоотношений животных в них основана на системе иерархии и ритуализации агрессии.

Такие сообщества характерны для многих видов хищных млекопитающих, добывающих пищу  коллективной охотой, например, гиены, львы, волки, гиеновые собаки и др. Основой таких группировок служат семейные группы,  к которым могут примыкать и неродственные животные. Ядром  стаи обычно бывает группа достаточно опытных, немолодых животных, которые находятся в дружеских отношениях. Руководит группой вожак. Для таких сообществ характерно участие многих его членов в воспитании молодняка, забота старших особей о целостности сообщества и безопасности его членов, распределение ролей животных в группе.

У человекообразных обезьян и дельфинов практически отсутствует агрессия по отношению к чужакам, и их сообщества имеют черты, характерные для открытых групп. Степень многообразия и пластичности отношений в сообществе животных тесно связана с уровнем их психического развития. В сообществах выскоорганизованных животных взаимопомощь и сотрудничество играют более важную роль, чем агрессивность, связанная с поддержанием иерархической структуры.

 

Какую роль играет  половое запечатление для развития нормального полового поведения?

 

Половое запечаление обеспечивает будущее общение с половым партнером, учит распознавать отличительные признаки будущего полового партнера еще на ранних  этапах постнатального развития. Запечатление типичных признаков полового партнера должно совершиться у детеныша в таком виде, в каком они предстанут перед ним уже во взрослом, половозрелом состоянии.

Самцов образе своей матери и сестер запечатляют характерные признаки  самок своего вида. Этому способствует то, что до наступления половой зрелости, а иногда до сезона размножении или даже брачного периода молодые самцы и самки многих видов имеют практически одинаковую внешность.

Некоторые самцы птиц в брачный  период преобретают определенную внешность, а сразу после ее утрачивают, поэтому  когда подрастают молодые  все представители данного вида оказываются максимально стандартизированы.

Процесс полового запечатления, в  отличие  от запечатления образа матери и объекта следования продолжается довольно долго. Например, у самцов диких уток он от 10-го до 100-го дня с момента рождения, но оптимально с 10-го по 40-ой день. Если в это время самец видел самку другого вида, то будет за ней и ухаживать, когда вырастит, игнорируя самок своего вида

Чувствительный период полового запечатление у млекопитающих совпадает с чувствительным периодом запечатления образа матери. 

У многих видов межвидовое скрещивание возможно только если самца вскармливает самка другого вида

Половое запечатление обеспечивает репродуктивную изоляции  в природе, что для редких видов может оказаться пагубным. Если такой самец,  выросший в малочисленном выводке, запечатлеет образ самки более массового вида, то в последующем он окажется обреченным на безбрачие, так как не будет реагировать на самок своего вида, а самки другого вида его отвергнут, и численность данного вида еще больше уменьшится.

У животных, выращенных в искусственных условиях часто объектом полового запечатления оказывается человек, из-за этого в зоопарках бывает трудно получить потомство у редких видов животных

Особенность полового запечатления - окончательный результат проявляется лишь с большой отсрочкой, в основном наблюдается у самцов, причем запечатляются у них отличительные признаки их матерей в качестве «образцов» самок своего вида.

 

Какова роль самцов в выращивании потомства  у низших позвоночных?

 

Родительское поведение рыб. О потомствет заботится очень небольшое число видов рыб, чаще самцы, самки заботятся об икре и мальках значительно реже, оба родителя заботятся о потомстве крайне редко.

Забота самцов связана с территориальностью, отвоеванный в борьбе с соперниками участок и все, что на нем находится (гнездо, икра) самец рассматривает в качестве своей бесспорной собственности., многие самцы изгоняют со своей территории даже самку, отложившую икру, которая иногда может с удовольствием эту икру съесть.

Самцы строят гнезда, одни самые примитивные, другие отдают сооружению гнезда немало времени и сил У ряда видов рыб во время периода размножения начинают функционировать специальные приспособления для инкубации икры. Так у самцов морских коньков и морских игл в задней части брюшка имеется специальная выводковая сумка, куда самки откладывают оплодотворенную икру. К этому моменту на внутренней поверхности сумки развивается густая сеть  кровеносных сосудов, обеспечивающих поступление кислорода к находящимся здесь икринкам. Юные морские коньки выходят из яиц в полость выводковой сумки самца, а затем, научившись плавать самостоятельно, еще некоторое время держатся поблизости от папаши, прячась при опасности в привычное убежище.

Это явление названо частичной реверсией пола, самец не превращается в самку полностью, а лишь  временно приобретает некоторые особенности черты поведения и строения, типичные для самок. Выводковая сумка морского конька фактически  оказывается аналогом матки млекопитающих.

 

В чем, по мнению Л.А.Орбели, заключается преимущество незрелорождения?

 

Л. А. Орбели считает, что детеныши, которое в начале жизни не могут  обходится без родителей находятся  в более выгодном полоежение, потому что, их нервная система продолжает развиваться и они могу подставить свои еще развивающие врожденные формы поведение под влияние окружающей среды и модифицировать их

в соответствии с конкретными условиями  среды. Как пишет Орбели, эти животные «родятся с настолько еще мало сформированной нервной системой, что  все дальнейшее постнатальное развитие представляет собою сплошную переработку наследственных форм и вновь возникающих условных форм поведения».

Кроме того, большое значение  для развития молодняка, особенно у незрелорождающихся животных, имеет родительская забота о потомстве, т.е. действия животных, обеспечивающие или улучшающие условия выживания и развития потомства.

 

Кто является автором концепции стадиального развития психики. Перечислите ее основные положения

 

Гипотезу, касающуюся стадий и уровней развития психического отражения, начиная от простейших животных и кончая человеком, в своей книге «Проблемы развития психики» выдвигает А. Н. Леонтьев.

В основу описанных  им стадий легли признаки наиболее глубоких качественных изменений, которые претерпела психика в процессе эволюции животного мира. Согласно этой концепции, в развитии психики и поведения животных можно выделить ряд стадий и уровней. А.Н.Леонтьев выделял две основных стадии развития психики: элементарную сенсорную и перцептивную.

Элементарная  сенсорная стадия включает в себя два уровня: низший и высший, а перцептивная– три уровня: низший, высший и наивысший. Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения. А.Н.Леонтьев считал, что эти процессы тесно взаимосвязаны в процессе эволюционного развития. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма, которая, в свою очередь, способствует усложнению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. Все это вместе взятое способствует совершенствованию психики.

Элементарную  сенсорную психику Леонтьев определяет как стадию, на которой деятельность животных «отвечает тому или иному  отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств) в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных. Соответственно отражение действительности, связанное с таким строением деятельности, имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам (или совокупности свойств), форму элементарного ощущения».

Перцептивная стадия психики, по Леонтьеву, «характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей». Деятельность животного определяется на этой стадии тем, что выделяется содержание деятельности, направленное не на предмет воздействия, а на те условия, в которых этот предмет объективно дан в среде. «Это содержание уже не связывается с тем, что побуждает деятельность в целом, но отвечает специальным воздействиям, которые его вызывают».

 

zoopsychology@yandex.ru.


Информация о работе Контрольная работа по "Зоопсихология"