Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 17:12, статья
Психотехнические или тренинговые упражнения имеют ряд преимуществ, делающих их незаменимыми средствами подготовки футболиста. Во-первых, это направленность работы на те качества которые в обычном тренировочном процессе не получают достаточной для их развития интенсивности. Во-вторых, тренинговые упражнения помогают решать ряд важных задач учебно-тренировочного процесса по гармоничному развитию личности спортсмена, сплочению коллектива, регуляции психологического климата, содействию социально-психологической адаптации игроков к условиям временных конкурентных малых групп, какими являются сборные и клубные команды.
Коррекционно-психологическое сопровождение спортсменов-футболистов
Алехина С.В.
Курский государственный
медицинский университет, г.Курск, Россия
Одним из значимых факторов, обеспечивающих на протяжении многих десятилетий победы спортивных команд различного уровня на международной арене является эффективное научно-методическое и психологическое сопровождение (Платонов В.Н. 1997., Родионов А.В., В.Г.Сивицкий 2004).
Специализированные упражнения, непосредственно не связанные с избранным видом спортивной деятельности и направленные на развития психических качеств, коммуникативных навыков, восстановления "нервно-психической свежести" или настройки на предстоящее соревнование используются в спорте давно. (Митрофанова М.Л., 2004).
Психотехнические или тренинговые упражнения имеют ряд преимуществ, делающих их незаменимыми средствами подготовки футболиста. Во-первых, это направленность работы на те качества которые в обычном тренировочном процессе не получают достаточной для их развития интенсивности. Во-вторых, тренинговые упражнения помогают решать ряд важных задач учебно-тренировочного процесса по гармоничному развитию личности спортсмена, сплочению коллектива, регуляции психологического климата, содействию социально-психологической адаптации игроков к условиям временных конкурентных малых групп, какими являются сборные и клубные команды.
В-третьих, эффект взаимодействия индивидуально-психологических систем деятельности игроков опосредуется уровнем развития команды. Уровень развития характеризуется уровнем сплочения. Суть сплочения – в формировании особого типа связей, превращающих формальную структуру команды в психологическую общность.
Поскольку футбол - деятельность не индивидуальная, а совместная, постольку эффективность этой деятельности зависит от внутригрупповых процессов. Основными из них являются совместимость и срабатываемость.
Совместимостью называется сложный психологический эффект сочетания личностных качеств игроков, приводящий к эмоциональной близости партнеров, идентификации себя с командой. Различается структурная и функционально-ролевая совместимость. Структурная совместимость представляет собой взаимодополняемость, свойств темперамента и черт характера, а также сходство личностных качеств партнеров. Функционально-ролевая совместимость – это соответствие в представлениях партнеров о тех ролях, которые они будут реализовывать сами и ожидать от других в процессе взаимодействия. Срабатываемость - эффект сочетания и взаимодействия футболистов в линиях и звеньях, позволяющий добиваться успешности деятельности и удовлетворенности достигнутым результатом. (А.В.Морозов, 2000).
Цель – разработать и апробировать программу психотренинга, направленного на регуляцию психологического климата футбольной команды.
Общая цель психотренинга конкретизирована в следующих задачах:
1) Овладение психологическими знаниями;
2) Коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения;
3) Развитие способности адекватного и полного познания себя и других членов футбольной команды;
4) Коррекция и развитие системы отношений спортсмена в команде.
Этапы организации и проведения тренинга в футбольной команде:
I. Подготовительный этап:
1.1. Постановка задачи.
1.2. Подготовка
предварительного предложения
1.3. Получение информации в режиме обратной связи и внесение необходимых изменений в программу.
1.4. Диагностические процедуры.
II. Основная часть тренинга.
2.1. Последовательное
исполнение всех пунктов
2.2. Актуализация и коррекция психологического потенциала личности спортсмена.
III. Заключительный этап:
3.1. Подготовка
отчета по результатам
3.2. Пост-тренинговая поддержка – консультирование членов футбольной команды по проблемам, выявленным в ходе работы (деловые и ролевые игры, анкетирование и т.д.).
Тренинговая программа состоит из трех взаимосвязанных тематических блоков:
-осознание футболистом своих личностных особенностей и оптимизации отношений к себе, к своей личности. Он содержит упражнения, ориентированные на то, чтобы сфокусировать внимание членов футбольной команды на собственной личности, на своих переживаниях и мыслях. На этом этапе тренер ставит перед собой задачу создать в тренинге такие условия и такие ситуации, которые могли бы обеспечить каждому ученику возможность наиболее ярко, отчетливо увидеть себя и в зеркале собственных представлений и самооценок и в зеркале мнений других членов команды;
-осознание каждым членом команды возможности изменения собственных ограничительных правил и генерализаций в общении и поведении с другими членами футбольной команды. Большое значение в этом блоке имеет система приемов невербальной коммуникации, тренинг сензитивности, отработка навыков оптимального межличностного общения;
-осознание спортсменом себя в системе тренировочной деятельности и оптимизацию своих отношений к этой системе. На этом этапе основной упор будет направлен на закрепление новых поведенческих паттернов, отработку умений самоанализа технико-тактических действий. В ходе занятий участники группы диагностического тренинга будут получать информацию о том, как они выглядят в глазах товарищей, как те или иные их действия, поступки воспринимаются ими. Такой обмен впечатлениями будет происходить в групповых дискуссиях и ролевых играх, организованных тренером команды. Получаемые в тренинге новые сведения будут вести к побуждению каждого члена команды к переосмыслению сложившихся представлений о себе и товарищах, стимуляции его личностного роста.
Эффективность
тренинга в футбольной команде будет зависеть
не только от адекватности, осуществляемой
тренером диагностики, но и от того, насколько
большим арсеналом средств он обладает
для достижения той или иной цели. В данной
работе описываются игры, которые на наш
взгляд, могли бы стать одним из эффективных
средств повышения компетентности
членов команды в общении, выработка «духа»
команды, выработка новых форм взаимодействия
в команде. Предлагаемые игры использовались
не только как основа психологической
работы в команде, но и как вспомогательный
элемент группового тренинга. В первом
случае речь идет об игровом тренинге:
участникам после небольшой разминки
предлагается игра и ее обсуждение. Во
втором случае игра используется как средство
диагностики групповых явлений. Игровые
занятия направлены на закрепление и развитие
позитивного опыта, полученного футболистами
в процессе работы.
Содержание психокоррекционной программы сопровождения спортсменов-футболистов
Задание 1.
Цель: самооценка личностных качеств.
Упражнения: «Футболка с надписью», «Ассоциации», «Представление о себе». Членам футбольной команды тренер раздает листы бумаги. Каждый получает задание написать на листе бумаги 8-10 предложений о себе, не указывая на легко узнаваемые внешние признаки. По окончании работы листы сдаются тренеру, спортсмены вновь усаживаются на свои мета. Тренер зачитывает описания, не называя фамилий. Задача участников – угадать кому, из группы принадлежит зачитываемая характеристика. После этого обсуждение результатов.
Задание 2.
Упражнение: уровень развития коллектива
Цель: оценка существующих взаимоотношений в футбольной команде через эмоционально-символическую аналогию. Эмоциональные образы-символы подобраны с учетом возрастных особенностей спортсменов, их стремления к эмоциональному восприятию действительности и соответствовали разным ступеням развития футбольной команды. Для обозначения этих ступеней использовались следующие образные названия: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Факел». Своеобразное видение футбольной команды через представленные образы-символы, умение соотнести реальную жизнь с эталонной моделью выступало важной частью диагностического тренинга-коррекции. Выполнение всеми членами группы данного задания позволит не только определить на какой ступени развития находится футбольная команда, но и определить реальные перспективы и пути ее развития. Сюда будут входить предложения игроков, касающиеся эмоционального климата, стиля взаимоотношений, самоуправления.
Задание 3
Упражнение: «Настроение»
Цель: определить самочувствие и настроение спортсмена в команде как один из механизмов, раскрывающих изменения его взаимодействия с коллективом.
Смысл
этого заключается в том, что
посредством эмоционального отражения
собственного «Я» и группы формируется
чувство общности, утверждается понятие
«мы». Изучая динамику настроений, можно
составить представление и о динамике
отношений в футбольной команде. Групповое
командное настроение, содержащее отдельные
черты настроения футболистов, обладает
заразительностью, большой импульсивной
силой и динамичностью. Сложность изучения
динамики настроений заключалась в том,
что при этом необходимо было уловить
и количественно выразить содержание
эмоциональных состояний. Важно получить
от каждого испытуемого сведения о его
настроении, а не его объяснения и рассуждения
по поводу собственных эмоциональных
состояний. Динамика настроений будет
определяться с помощью метода эмоционально-символической
аналогии, в основе которого лежит специфическая
связь цвета с эмоциональными состояниями.
Испытуемый, прибегая к языку эмоционально-символической
аналогии, будет иметь возможность более
непосредственно описать свои состояния,
не обращаясь к словам и выражениям, имеющим
оценочную окраску и обозначающим отношение
личности к тому, о чем идет речь. Цветоматрицы,
построенные на основе индивидуальных
дневниковых данных за весь период наблюдения,
дадут возможность представить картину
самочувствия каждого члена футбольной
команды изо дня в день, общую тональность
психологического климата в команде за
каждый день и за весь рассматриваемый
период. Цветовая гамма по вертикали определит
представленность определенных настроений
в футбольной команде ежедневно, по горизонтали
– динамику эмоциональных состояний личности
изо дня в день в течение исследуемого
периода.
Литература:
Информация о работе Коррекционно-психологическое сопровождение спортсменов-футболистов