Коррекционно-психологическое сопровождение спортсменов-футболистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 17:12, статья

Описание

Психотехнические или тренинговые упражнения имеют ряд преимуществ, делающих их незаменимыми средствами подготовки футболиста. Во-первых, это направленность работы на те качества которые в обычном тренировочном процессе не получают достаточной для их развития интенсивности. Во-вторых, тренинговые упражнения помогают решать ряд важных задач учебно-тренировочного процесса по гармоничному развитию личности спортсмена, сплочению коллектива, регуляции психологического климата, содействию социально-психологической адаптации игроков к условиям временных конкурентных малых групп, какими являются сборные и клубные команды.

Работа состоит из  1 файл

псих.корр.сопровожден.спортсменов-футболистов.doc

— 53.50 Кб (Скачать документ)

Коррекционно-психологическое  сопровождение спортсменов-футболистов

Алехина С.В.

Курский государственный  медицинский университет, г.Курск, Россия 

     Одним из значимых факторов, обеспечивающих на протяжении многих десятилетий победы спортивных команд различного уровня на международной арене является эффективное научно-методическое и психологическое сопровождение (Платонов В.Н. 1997., Родионов А.В., В.Г.Сивицкий 2004).

     Специализированные  упражнения, непосредственно не связанные  с избранным видом спортивной деятельности и направленные на развития психических качеств, коммуникативных навыков, восстановления "нервно-психической свежести" или настройки на предстоящее соревнование используются в спорте давно. (Митрофанова М.Л., 2004).

     Психотехнические  или тренинговые упражнения имеют ряд преимуществ, делающих их незаменимыми средствами подготовки футболиста. Во-первых, это направленность работы на те качества которые в обычном тренировочном процессе не получают достаточной для их развития интенсивности. Во-вторых, тренинговые упражнения помогают решать ряд важных задач учебно-тренировочного процесса по гармоничному развитию личности спортсмена, сплочению коллектива, регуляции психологического климата, содействию социально-психологической адаптации игроков к условиям временных конкурентных малых групп, какими являются сборные и клубные команды.

     В-третьих, эффект взаимодействия индивидуально-психологических  систем деятельности игроков опосредуется уровнем развития команды. Уровень  развития характеризуется уровнем  сплочения. Суть сплочения – в формировании особого типа связей, превращающих формальную структуру команды в психологическую общность.

Поскольку футбол - деятельность не индивидуальная, а совместная, постольку эффективность этой деятельности зависит от внутригрупповых процессов. Основными из них являются совместимость и срабатываемость.

     Совместимостью  называется сложный психологический  эффект сочетания личностных качеств  игроков, приводящий к эмоциональной  близости партнеров, идентификации  себя с командой.    Различается структурная и функционально-ролевая совместимость. Структурная совместимость представляет собой взаимодополняемость, свойств темперамента и черт характера, а также сходство личностных качеств  партнеров. Функционально-ролевая совместимость – это соответствие в представлениях партнеров о тех ролях, которые они будут реализовывать сами и ожидать от других в процессе взаимодействия. Срабатываемость - эффект сочетания и взаимодействия футболистов в линиях и звеньях, позволяющий добиваться успешности деятельности и удовлетворенности достигнутым результатом. (А.В.Морозов, 2000).

Цель  – разработать и апробировать программу психотренинга, направленного  на регуляцию психологического климата  футбольной команды.

Общая цель психотренинга конкретизирована в следующих задачах:

1) Овладение психологическими знаниями;

2) Коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения;

3) Развитие способности адекватного и полного познания себя и других членов футбольной команды; 

4) Коррекция и развитие системы отношений  спортсмена в команде.

Этапы организации и проведения тренинга в футбольной команде:

I. Подготовительный этап:

1.1. Постановка  задачи.

1.2. Подготовка  предварительного предложения по  решению поставленной задачи.

1.3. Получение  информации в режиме обратной связи и внесение необходимых изменений в программу.

1.4. Диагностические  процедуры.

II. Основная часть тренинга.

2.1. Последовательное  исполнение всех пунктов программы  освоения психотехник нового  поведения.

2.2. Актуализация  и коррекция психологического потенциала личности спортсмена.

III. Заключительный этап:

3.1. Подготовка  отчета по результатам тренинга  и плана последующих мероприятий  по обучению.

3.2. Пост-тренинговая  поддержка – консультирование  членов футбольной команды по  проблемам, выявленным в ходе работы (деловые и ролевые игры, анкетирование и т.д.).

Тренинговая программа состоит из трех взаимосвязанных  тематических блоков:

    -осознание футболистом своих личностных особенностей и оптимизации отношений к себе, к своей личности. Он содержит упражнения, ориентированные на то, чтобы сфокусировать внимание членов футбольной команды на собственной личности, на своих переживаниях и мыслях. На этом этапе тренер ставит перед собой задачу создать в тренинге такие условия и такие ситуации, которые могли бы обеспечить каждому ученику возможность наиболее ярко, отчетливо увидеть себя и в зеркале собственных представлений и самооценок и в зеркале мнений других членов команды;

    -осознание каждым членом команды возможности изменения собственных ограничительных правил и генерализаций в общении и поведении с другими членами футбольной команды. Большое значение в этом блоке имеет система приемов невербальной коммуникации, тренинг сензитивности, отработка навыков оптимального межличностного общения;

    -осознание спортсменом себя в системе тренировочной деятельности и оптимизацию своих отношений к этой системе. На этом этапе основной упор будет направлен на закрепление новых поведенческих паттернов, отработку умений самоанализа технико-тактических действий. В ходе занятий участники группы диагностического тренинга будут получать информацию о том, как они выглядят в глазах  товарищей, как те или иные их действия, поступки воспринимаются ими. Такой обмен впечатлениями будет происходить в групповых дискуссиях и ролевых играх, организованных тренером команды. Получаемые в тренинге новые сведения будут вести к побуждению каждого члена команды к переосмыслению сложившихся представлений о себе и товарищах, стимуляции его личностного роста.

     Эффективность тренинга в футбольной команде будет зависеть не только от адекватности, осуществляемой тренером диагностики, но и от того, насколько большим арсеналом средств он обладает для достижения той или иной цели. В данной работе описываются игры, которые на наш взгляд, могли бы стать одним из эффективных средств повышения  компетентности членов команды в общении, выработка «духа» команды, выработка новых форм взаимодействия в команде. Предлагаемые игры использовались не только как основа психологической работы в команде, но и как вспомогательный элемент группового тренинга. В первом случае речь идет об игровом тренинге: участникам после небольшой разминки предлагается игра и ее обсуждение. Во втором случае игра используется как средство диагностики групповых явлений. Игровые занятия направлены на закрепление и развитие позитивного опыта, полученного футболистами в процессе работы. 

Содержание  психокоррекционной программы сопровождения спортсменов-футболистов

Задание 1.

Цель: самооценка личностных качеств.

 Упражнения: «Футболка с надписью», «Ассоциации», «Представление о себе». Членам футбольной команды тренер раздает листы бумаги. Каждый получает задание написать на листе бумаги 8-10 предложений о себе, не указывая на легко узнаваемые внешние признаки. По окончании работы листы сдаются тренеру, спортсмены вновь усаживаются на свои мета. Тренер зачитывает описания, не называя фамилий. Задача участников – угадать кому, из группы принадлежит зачитываемая характеристика. После этого обсуждение результатов.

Задание 2.

Упражнение: уровень развития коллектива

 Цель: оценка существующих взаимоотношений в футбольной команде через эмоционально-символическую аналогию. Эмоциональные образы-символы подобраны с учетом возрастных особенностей спортсменов, их стремления к эмоциональному восприятию действительности и соответствовали разным ступеням развития футбольной команды. Для обозначения этих ступеней использовались следующие образные названия: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Факел». Своеобразное видение футбольной команды через представленные образы-символы, умение соотнести реальную жизнь с эталонной  моделью  выступало важной частью диагностического тренинга-коррекции. Выполнение всеми членами группы данного задания позволит не только определить на какой ступени развития находится футбольная команда, но и определить реальные перспективы и пути ее развития. Сюда будут входить предложения игроков, касающиеся эмоционального климата, стиля взаимоотношений, самоуправления.

Задание 3

Упражнение: «Настроение»

Цель: определить самочувствие и настроение спортсмена в команде как один из механизмов, раскрывающих изменения его взаимодействия с коллективом.

     Смысл этого заключается в том, что  посредством эмоционального отражения  собственного «Я» и группы формируется чувство общности, утверждается понятие «мы». Изучая динамику настроений, можно составить представление и о динамике отношений в футбольной команде. Групповое командное настроение, содержащее отдельные черты настроения футболистов, обладает заразительностью, большой импульсивной силой и динамичностью. Сложность изучения динамики настроений заключалась в том, что при этом необходимо было уловить и количественно выразить содержание эмоциональных состояний. Важно получить от каждого испытуемого сведения о его настроении, а не его объяснения и рассуждения по поводу собственных эмоциональных состояний. Динамика настроений будет определяться с помощью метода эмоционально-символической аналогии, в основе которого лежит специфическая связь цвета с эмоциональными состояниями. Испытуемый, прибегая к языку эмоционально-символической аналогии, будет иметь возможность более непосредственно описать свои состояния, не обращаясь к словам и выражениям, имеющим оценочную окраску и обозначающим отношение личности к тому, о чем идет речь. Цветоматрицы, построенные на основе индивидуальных дневниковых данных за весь период наблюдения, дадут возможность представить картину самочувствия каждого члена футбольной команды изо дня в день, общую тональность психологического климата в команде за каждый день и за весь рассматриваемый период. Цветовая гамма по вертикали определит представленность определенных настроений в футбольной команде ежедневно, по горизонтали – динамику эмоциональных состояний личности изо дня в день в течение исследуемого периода. 

Литература:

  1. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса/Ю.В.-  Верхошанский - М.: ФиС, 1985.-175 с.
  2. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки/ Л.П.Матвеев - М.: ФиС, 1977.- 280 с.
  3. Митрофанова М.Л. Тренинг парных взаимоотношений. // Актуальные проблемы спортивной науки в подготовке спортсменов к олимпийским играм: Материалы Международной конференции – Мн. ЗАО "Веды", 2004. – С.43-46.
  4. Морозов, А.В. Деловая психология. Учебник для высших и средних спец.учебн. заведений / А.В.Морозов - СПб.: Издательство Союз, 2000. – 296 с.
  5. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов – К.: Олимпийская литература, 1997. – 584 с.
  6. Родионов А.В., В.Г.Сивицкий Программированная психо-тактическая подготовка в единоборствах // Актуальные проблемы спортивной науки в подготовке спортсменов к олимпийским играм: Материалы Международной конференции  – Мн. ЗАО "Веды", 2004. – С.77-81.

Информация о работе Коррекционно-психологическое сопровождение спортсменов-футболистов