Коррекционно-развивающая программа для ребенка с детским церебральным параличом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:26, практическая работа

Описание

Первичный дефект: недостаток движений: поражены 4 конечности, но ноги поражены больше, чем руки. Передвигается с помощью специального оборудования или с помощью взрослого.
Вторичный дефект: нарушения зрительного восприятия в связи с нарушением двигательного аппарата; нарушения восприятия пространства и ориентировки в нём; нарушения зрительно-моторной координации; недостаточность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; повышенный мышечный тонус в руках и ногах. Речь развита в достаточной степени.

Работа состоит из  1 файл

Коррекция ДЦП.doc

— 25.61 Кб (Скачать документ)

Коррекционно-развивающая программа

для ребенка с детским церебральным параличом

(4 года, спастическая диплегия 2 степени тяжести)

 

Структура дефекта

Первичный дефект: недостаток движений: поражены 4 конечности, но ноги поражены больше, чем руки. Передвигается с помощью  специального оборудования или с  помощью взрослого.

Вторичный дефект: нарушения зрительного восприятия в связи с нарушением двигательного аппарата; нарушения восприятия пространства и ориентировки в нём; нарушения зрительно-моторной координации; недостаточность  наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; повышенный мышечный тонус в руках и ногах. Речь развита в достаточной степени.

 

Цель программы: развитие и коррекция познавательных процессов и двигательной сферы ребёнка.

 

Задачи:

- способствовать  нормализации мышечного тонуса;

- развитие  функциональных  возможностей  кистей  рук;

- развитие  тонкой моторики пальцев рук;

- развитие  конструктивных навыков;

- развитие  зрительно-моторной координации;

- формирование навыков самообслуживания.

 

Занятия проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме.

 

Упражнения  для нормализации мышечного тонуса:

  1. Контрастные  ванночки. В  воду  с  заметной  разницей  в  температуре (горячую и холодную) попеременно (на 1-2 минуты) помещают  обе руки ребенка, затем  тщательно  их  растирают. Это  улучшает  кровоснабжение, способствует  снятию  мышечного  тонуса, создает  условия  для  дальнейшей манипуляции рук.
  2. Работа с глиной, тестом. Это способствует нормализации мышечного тонуса  и  развитию  ручной  деятельности, т.е. способствует  преодолению основных нарушений для детей с церебральным параличом. Ребенок должен начала разминать с напряжением большой  кусок теста или глины, а затем отщипывать, отрывать  отдельные  части  и  раскатывать  шарик, колбаску движениями  ладоней  и  каждым  пальцем  отдельно.
  3. Использование  наждачной  бумаги. Поскольку  дети  с  ДЦП  имеют глубокую  задержку  и  нарушения  развития  тактильного  и  мышечно-суставного  чувства, необходимо  использовать  дополнительные  тактильные раздражители  для  упроченного  закрепления  следовых  образов. Поэтому ребенок  обводит 3-5 раз  все  линии  и  фигуры  пальцем  по наждачной бумаге сначала совместно с дефектологом, потом самостоятельно.

Развитие  функциональных возможностей рук:

1. «Паровоз»: дети  сидят, руки  согнуты в локтях, локти прижаты к туловищу, кисти сжаты в кулаки - выполняют круговые движения в плечевых суставах и др.);

2. «Петушок машет крыльями»: дети сидят или стоят, отводят руки в стороны и приводят к туловищу;

3. «Мельница»: дети сидят или стоят и выполняют круговые движения прямыми руками;

4. «Хлопушки»: дети  сидят, выполняют  похлопывания  ладонями  с различным положением рук - перед собой, над головой, справа, слева и т.д.

 

Развитие  тонкой моторики пальцев рук:

1. «Домик»: соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук;

2. «Корзиночка»: соединить  лучезапястные  суставы, кисти  разогнуть, пальцы  отвести;

3. Сжать пальцы правой руки в кулак - выпрямить;

4. Согнуть пальцы одновременно и по очереди;

5. Постучать каждым пальцем по столу под счет и т.д.;

6. «Кошка выпустила когти»: отвести и привести пальцы, согнуть  и разогнуть с усилием.

7. Раскручивание  и закручивание  крышки,

8. Нанизывание  бус;

9. Сматывание  и разматывание  клубка  ниток.

10.Массаж рук.

Проводится  сначала на одной руке, затем на другой.

  •   Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны;
  •    Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца;
  •   Упражнения «Сорока – белобока»
  •   Интенсивные движения большого пальца вперёд – назад, вверх – вниз, по кругу;
  •   Сгибание – разгибание всех пальцев одновременно;
  •   Сгибание – разгибание кисти в кистевом суставе;
  •   Интенсивное растирание каждого пальца;
  •   Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально – тыльных сторон;
  •   «Пальцы ложатся спать»: поочерёдное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:
  • «Пальчики здороваются».

 

Развитие  конструктивных навыков:

Упражнение 1

Перед ребенком выкладывается узор из счетных палочек, цветных  кубиков или разноцветных пуговиц одного размера и предлагается его повторить. Перед началом работы следует попросить ребенка поочередно показать правую и левую руки. В дальнейшем задание можно усложнить, предложив ребенку выложить узор по памяти без зрительной опоры на образец, а затем – по словесной инструкции.

Упражнение 2

Взрослый и  ребенок садятся напротив друг друга. У каждого – набор цветных  счетных палочек. Взрослый выкладывает  узор из палочек и предлагает ребенку  повторить его. Перед началом работы следует обратить внимание ребенка на его правую руку, попросить поочередно указать на правую и левую руки сидящего напротив взрослого. В дальнейшем задание можно усложнить, предложив ребенку выложить узор без зрительной опоры на образец, по памяти.

 

Упражнение 3

Взрослый начинает выкладывать узор из счетных палочек, цветных пуговиц, кубиков или  зерен риса и гречки. Ребенку нужно  понять логическую последовательность в расположении деталей линейного  узора и продолжить ряд самостоятельно.

 

Упражнение 4

Ребенку предлагается выложить из шашек и/или крышек от пластмассовых бутылок различные  постройки. Вначале строительство  ведется по образцу, затем – по замыслу ребенка. При складывании постройки ребенок берет каждую шашку указанными взрослым пальцами (большим — указательным, большим — средним, большим — безымянным, большим — мизинцем). Инструкция может быть как простой, так и сложной -  2-3-ступенчатой. Желательно введение соревновательного элемента: детям предлагается построить самую высокую, самую интересную, самую фантастическую постройку и т.д.

 

Упражнение 5

Ребенку предлагается построить башню из  монеток, аккуратно укладывая монетки поочередно то правой, то левой рукой. При складывании постройки ребенок берет каждую монетку указанными взрослым пальцами (большим — указательным, большим — средним, большим — безымянным, большим — мизинцем). Выигрывает ребенок, чья башня окажется самой высокой.

 

Упражнение 6

Ребенку предлагается, используя вертикальные и горизонтальные сгибы, складывать лист бумаги формата  А4 пополам. 

 

Упражнение 7

Ребенку предлагается рассмотреть различные изображения  животных из геометрических фигур и  нарисованные геометрические фигуры (круги, квадраты, ромбы, трапеции, овалы, прямоугольники различного размера). После просмотра  ребенок, определив и вырезав  необходимые ему геометрические фигуры, конструирует из них животных. По окончании работы можно предложить ребенку составить сказку с участием созданных им персонажей.

Упражнения на развитие зрительного  внимания:

1. «Найди два одинаковых предмета». Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.

2. «Исключение лишнего». Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.

3. «Найди отличия». Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.

4. «Назови предмет». Ребенку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.

5. «Сколько чего?» Ребенка просят осмотреть комнату и назвать все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы.

6. «Зачеркни». Ребенку предлагается таблица, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.

7. «Разведчики». Ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.

 

Упражнения  на формирование навыков самообслуживания:

 

С целью формирования навыков самообслуживания рекомендуется использовать методику М. Монтессори. С помощью этих игр у детей вырабатывается точность движения, ритмичность, память, внимание, развивается мелкая мускулатура кистей рук, сосредоточенность, стимулируется воображение, развивается самостоятельность и активность:

  • застегнуть пуговицу, молнию;
  • открывать и закрывать замки и краны;
  • завязать шнурки;
  • перелить воду из одного стакана в другой;
  • заплести косичку;
  • расчесаться;
  • протереть пыль;
  • помести веником;
  • нанизать колечки, крючочки, прищепки;
  • смотать ленту, тесьму, нитки;
  • разрезать ножницами;
  • переложить или пересортировать бусинки (горох, фасоль);
  • выложить кусочки материи (по цвету, величине, форме).

Информация о работе Коррекционно-развивающая программа для ребенка с детским церебральным параличом