Кратковременная, долговременная память и их взаимосвязь друг с другом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:14, реферат

Описание

Память - способность организма хранить информацию о взаимодействии с внешней средой и воспроизводить её через сознание в поведенческих реакциях. Одно из главных свойств человека и животных, имеющих развитую ЦНС. Основной процесс памяти – запоминание – может иметь произвольный или непроизвольный характер и во многом зависит от внимания – способности сосредотачивать и направлять психическую деятельность на определённый объект. Память человека в достаточной степени индивидуальна. На неё влияет множество факторов: способность к запоминанию-забыванию зависит от наследственности, степени тренированности, эмоционального состояния, режима питания, труда, отдыха.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Кратковременная память …………………………………..……….…………4

Долговременная память…………………………………………….………… 5

Взаимосвязь…………………………………………………………………….7

Заключение……………………………………………………………..……….8

Список литературы……………………………………………………….…….9

Работа состоит из  1 файл

психофизиология.docx

— 26.58 Кб (Скачать документ)

Московский  институт экономики, политики и права. 
 

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ  
 
 

Психофизиология

Реферат на тему:

«Кратковременная,  долговременная память и их взаимосвязь  друг с другом»

   
 
 
 

Выполнила: студентка группы 321в

вечернего отделения, курс3

Фролова В.Н. 

Преподаватель:  Хандошко И.И.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                     Москва, 2012 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ. 
 
 
 

Введение………………………………………………………………………..3 

Кратковременная память …………………………………..……….…………4 

Долговременная  память…………………………………………….………… 5 

Взаимосвязь…………………………………………………………………….7 

Заключение……………………………………………………………..……….8 

Список  литературы……………………………………………………….…….9

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 
 
 

Память - способность организма хранить информацию о взаимодействии с внешней средой и воспроизводить её через сознание в поведенческих реакциях. Одно из главных свойств человека и животных, имеющих развитую ЦНС. Основной процесс памяти – запоминание – может иметь произвольный или непроизвольный характер и во многом зависит от внимания – способности сосредотачивать и направлять психическую деятельность на определённый объект. Память человека в достаточной степени индивидуальна. На неё влияет множество факторов: способность к запоминанию-забыванию зависит от наследственности, степени тренированности, эмоционального состояния, режима питания, труда, отдыха.

Физиологи выделяют два вида памяти – кратковременную  и долговременную, которые связаны  между собой. Первые исследования физиологических основ кратковременной и долговременной памяти связаны с именем Д. Хебба. Идея состояла в том, что кратковременная память - это процесс, обусловленный повторным возбуждением импульсной активности в замкнутых цепях нейронов, не сопровождающийся морфологическими изменениями. Долговременная память, напротив, базируется на структурных изменениях, возникающих в результате модификации межклеточных контактов - синапсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кратковременная память. 
 
 

       Кратковременная память характеризуется ограниченностью ее объема. Длительность хранения в кратковременной памяти около 12 сек., при повторении дольше. Объем КВП представлен широко известным числом Миллера 7 ± 2 элемента. При переполнении объема кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает. По Хеббу, кратковременная память — это процесс, обусловленный повторным возбуждением импульсной активности в замкнутых цепях нейронов, не сопровождающийся морфологическими изменениями. Кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра, перерабатывающего самый большой объем информации, сразу отсеивающего ненужную и оставляющего потенциально полезную. Процесс запоминания может протекать более эффективно, если сосредоточиться на усваиваемом материале. Установлено, что лучше усваивается информация, которая является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели. Таким образом, сокращается объем исходной информации, облегчается работа по ее переработке.

 Другим  мнемоническим приемом является  запоминание путем повторения. Этот  механизм основан на том, что  запоминаемый материал посредством  сознательного повторения удерживается  в кратковременной памяти на  более длительный срок, чем несколько  секунд; повышается шанс перевода  информации в долговременное  хранилище. Обычно же без повторения  в долговременной памяти оказывается  лишь то, что находится в сфере внимания.  
Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, то есть отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных знаков в слуховой и зрительной системе человека. Как правило, информация перекодируется в акустическую форму, а затем сохраняется в долговременной памяти в смысловой форме. Именно смысл вспоминаемого приходит на память первым, мы в конечном счете можем вспомнить желаемое или по крайней мире заменить его тем, что достаточно близко к нему по смыслу. На этом, в частности, основан процесс узнавания когда-то виденного или слышанного.

В кратковременной  памяти информация может сохраняться  в течение нескольких минут. Представьте  себе, что происходит, когда кто-нибудь назвал вам номер телефона, а у  вас нет под рукой карандаша. Вероятно, вы запомните этот номер, если будете мысленно повторять его, пока не доберетесь до телефонного  аппарата. Но если что-то отвлечет ваше внимание - с вами заговорят или  вы уроните монетку, которую намеревались положить в щель автомата, - вы, вероятно, забудете номер или перепутаете  цифры. Мы, очевидно, можем удержать в кратковременной памяти от 5 до 9 отдельных единиц запоминаемого  материала. Иногда возможна группировка  таких единиц, и тогда вам кажется, что мы способны запомнить больше. Некоторые объекты из кратковременной памяти переводятся в долговременную, где они могут сохраняться часами или даже на протяжении всей жизни. 

Долговременная  память. 

   Особенностью долговременной памяти является то, что она, по мнению Р.Аткинсона и Р.Шифрина, практически неограниченна по объему и длительности хранения в ней информации. Даже после того, как информация уже поступила в долговременную память, некоторые ее части могут подвергаться преобразованию и даже забываться, и только после этого реорганизованный материал отправляется на постоянное хранение. Наш мозг хранит намного больше информации, чем мы того хотим или в том нуждаемся. Из кратковременной в долговременную память информация переходит в результате процесса «консолидации», который развивается при многократном прохождении нервных импульсов через одни и те же синапсы. Этот процесс длителен и требует не менее нескольких десятков секунд реверберации. Консолидация представляет собой облегчение и упрочение синаптической проводимости. В итоге описанных процессов образуются нервные модели стимулов или клеточные ансамбли, причем любое возбуждение, затрагивающее соответствующие нейронные структуры, может привести в состояние активности весь ансамбль. Предполагается, что психологически такая активизация может происходить под влиянием различных стимулов, ощущений, образов, эмоций и т.п. По предположению Хебба, нейронные цепи и структуры, о которых идет речь, могут образовываться с включением во взаимодействие коры, таламуса и гипоталамуса. Нейроны, которые в процессе научения обнаруживают пластические изменения, кроме названных мозговых структур, имеются в гиппокампе, миндалине, хвостатом ядре, ретикулярной формации и двигательной коре. Г. Хиденом была предложена гипотеза о роли РНК в процессах долговременной памяти, допускающая изменение в результате научения последовательности оснований в молекуле РНК. Однако носителем самой прочной, самой глубокой памяти человека является, по – видимому, ДНК, которую к тому же считают входящей в механизм наследственности. С двигательной памятью человека, и особенно со сложными формами автоматизированных движений, осуществляемых на подсознательном уровне, связана работа мозжечка. Установлено, что при нарушениях работы мозжечка человек вынужден сознательно контролировать каждый элемент сравнительно простых движений, которые раньше осуществлял автоматически, не задумываясь. Например, для того чтобы взять в руки и откусить яблоко, ему приходится сначала отдельно осуществить и полностью завершить акт хватания, сделав после этого остановку, затем поднять таким же образом руку на уровень рта и только после этого поднести яблоко ко рту. С мозжечком, вероятно, связана и память на множество условных рефлексов.

Функция гиппокампа в процессах памяти до сих пор точно не известна, хотя есть данные, свидетельствующие о  том, что он как – то связан с  кратковременной памятью, а также, вероятно, с оперативной памятью. Люди с мозговыми нарушениями, локализованными  в области гиппокампа, не могут  хранить в памяти то, о чем узнали совсем недавно, или забывают о том, что уже начали или намеревались сделать после того, как дело уже  начато. Например, им нелегко вспомнить  лицо и имя недавно виденного  человека, с которым их познакомили, однако память на давние прошлые события  у них обычно бывает сохранной. Можно  также предположить, что работа гиппокампа как – то связана с другим процессом  памяти–узнаванием. Есть также сведения о том, что активность гиппокампа соотносится с переводом информации на кратковременной в долговременную намять. В одном описанном в  литературе случае, когда в результате неизбежного хирургического вмешательства  у человека был удален гиппокамп, выяснилось, что этот человек сохраняет  в памяти лишь то, что с ним  происходит сейчас. Воспоминания о  недавнем прошлом стерлись, а события  настоящего надолго также не запоминались. Кроме гиппокампа в формировании и организации следов памяти участвует, по – видимому, медиальная височная область мозга. Л. Сквайр высказал предположение  о том, что височная область мозга  не является хранилищем информации, находящейся  в долговременной памяти, но участвует  в реорганизации нервных структур и в установлении связи с местами  хранения такой информации, прежде всего с корой головного мозга. Такая реорганизация может быть связана с физической перестройкой нервных процессов. Таламическая область, как предполагают, нужна для первоначального  кодирования некоторых видов  информации, получаемой через органы чувств. Что касается коры головного  мозга, то есть данные о ее связи  с долговременной памятью.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Взаимосвязь. 

   Оба типа памяти работают во взаимосвязи и параллельно. В памяти идет постоянная работа по обращению к прошлому опыту, его дополнение новой информацией, а также корректировка усвоенных сведений. Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, то есть отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных знаков в слуховой и зрительной системе человека. Как правило, информация перекодируется в акустическую форму, а затем сохраняется в долговременной памяти в смысловой форме. Именно смысл вспоминаемого приходит на память первым, мы в конечном счете можем вспомнить желаемое или по крайней мире заменить его тем, что достаточно близко к нему по смыслу. На этом, в частности, основан процесс узнавания когда-то виденного или слышанного. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 
 

   Память нельзя рассматривать как нечто статичное, находящееся строго в одном месте или в небольшой группе клеток. Память существует в динамичной и относительно распределенной форме. Она представляет собой свойство целостного мозга. При этом мозг действует как функциональная система, насыщенная разнообразными связями, которые лежат в основе регуляции процессов памяти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы. 

 

  1. Адам Г. Восприятие, сознание, память. М.: Мир, 1983.
  2. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М.: Высшая школа, 1991.
  3. Грановская Р.М. Восприятие и модели памяти. Л.: Наука, 1974.
  4. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М.: МГУ, 1989.
  5. Кругликов Р.И. Нейрохимические механизмы памяти и научения. М.: Наука, 1981.
  6. Лебедев А.Н. Психофизиологические закономерности восприятия и памяти. М.: Наука, 1985.

 

Информация о работе Кратковременная, долговременная память и их взаимосвязь друг с другом