Критерии нарушения поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:51, реферат

Описание

Непослушание ребенка — это отказ слушаться кого-нибудь (отца, маму, других членов семьи).
Непослушание проявляется в различных формах: ребёнок не выполняет принятого в семье распорядка, режима дня, отказывается выполнять требования родителей.

Работа состоит из  1 файл

демонстративное неповиновение.docx

— 15.96 Кб (Скачать документ)

Непослушание ребенка  — это отказ слушаться кого-нибудь (отца, маму, других членов семьи).

Непослушание проявляется  в различных формах: ребёнок не выполняет принятого в семье  распорядка, режима дня, отказывается выполнять требования родителей.

Рассердившись, он может хлопать  дверью, кричать, стучать, бросать игрушки, книги, вещи, одежду, обувь, головные уборы, бить домашних животных, младших детей, родителей.

Можно выделить четыре основных подхода к воспитанию, используемых родителями в семейной практике:

1. Следование принципу  вседозволенности, согласно которому  ребёнку предоставляется полная  свобода в его поступках и  действиях. Если ребёнок демонстративно  проявляет своё непослушание, родителям  не надо обращать на это  внимание, лучше отойти от него, оставить в покое до тех  пор, пока ребёнок придёт в  себя, остынет, перестанет проявлять  гнев, зло, непослушание.

2. Применение наказаний,  кроме физических, для предотвращения  повторных случаев непослушания.

3. Применение такой утончённой  формы наказания, как лишение  ребёнка родительской любви.

4. Физические (телесные) наказания,  вызывающие устрашение, страх перед  болью.

Последствия использования  родителями отмеченных выше подходов.

Когда родители исповедуют вседозволенность, у ребёнка не возникает представления  о мере в поведении, об авторитете родителей, уважении к ним, повиновении  им, контроле с их стороны.

♦ Если наказания станут основным методом воспитания и не будут вызывать у ребёнка чувства вины и стыда за непослушание, то они не принесут пользы. У ребёнка не сформируется внутренний контроль над своими поступками и действиями.

♦ При третьем подходе у ребёнка может возникнуть мнение, что коль родители его не любят, значит, он им не нужен. У ребёнка появятся страх, неуверенность, тревожность, горестные чувства.

♦ При использовании физических наказаний у ребёнка появляется чувство страха и вырабатывается безусловный оборонительный рефлекс, то есть защита себя и своей жизни, а также создаётся установка, что физической силой можно всего добиться (подчинения, хорошего поступка, послушания, отбирания игрушек, денег, вещей у других детей); появляются агрессивность, тревожность, страх, неуверенность, чувство неполноценности.

♦ При этом в ситуации отсутствия наказания ребёнок может снова совершить негативный поступок или действие.

Таким образом, рассмотренные  выше под ходы к воспитанию нельзя отнести к эффективным. Большинство учёных (философов педагогов, психологов) рекомендует добиваться послушания другими способами.

♦ Во-первых, родители должны дать маленьким детям в раннем возрасте представление о дисциплине, порядке, ответственности и самоконтроле с помощью внешнего воздействия.

Если у ребёнка появится чувство ответственности за свои поступки, то он приобретёт положительный  опыт контроля над своими действиями. В 10 лет родители уже не заставляют ребёнка делать то, к чему приучили его в раннем возрасте. И тогда  в 13—15 лет у него будет проявляться  внутреннее стремление к порядку  и осознанному послушанию без  внешнего принуждения.

Когда ребёнок проявляет  непослушание и неуважение к родителям, то он проверяет, надёжны или не очень  границы дозволенного со стороны родителей и других членов семьи. Уверенность ребёнка укрепляется, если он знает границы, в которых должен себя держать. В знании этих границ закреплено ощущение безопасности.

Известный в США специалист по проблемам семьи и воспитания детей Джеймс Чарльз Добсон (доктор Добсон) приводит следующий пример. Учёный-теоретик принял решение убрать ограду, которая окружала двор детского сада. Он подумал, что дети почувствуют большую свободу, если исчезнет барьер, ограничивавший их передвижение. Когда решётку убрали, то неожиданно мальчики и девочки стали стараться держаться поближе к центру двора, где они играли. Они не только не пытались выйти за пределы двора, но даже не отважились подходить к краю площадки.

♦ Во-вторых, необходимо применять в большей степени поощрения (одобрения), чем наказания. Ведь наказание только временно останавливает негативные поступки. Поощрение же поддерживает положительные (позитивные) действия ребёнка, закрепляет их и ориентирует на них в перспективе.


Информация о работе Критерии нарушения поведения