Кризис подрасткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:12, доклад

Описание

Подростковый возраст – это период, когда бурно проистекающие физиологические и психологические изменения, смена социальной сферы и социальных требований к подрастающей личности часто провоцируют различные отклонения в поведении, эмоциональные и нервно-психологические нарушения. В этот период особое значение имеет организация и оказание психолого-социальной помощи подростками в целях профилактики и коррекции эффектов отклоняющегося поведения.

Работа состоит из  1 файл

Кризис подросткового возраста.doc

— 39.00 Кб (Скачать документ)

Кризис подросткового возраста 
 
 
Подростковый возраст – это период, когда бурно проистекающие физиологические и психологические изменения, смена социальной сферы и социальных требований к подрастающей личности часто провоцируют различные отклонения в поведении, эмоциональные и нервно-психологические нарушения. В этот период особое значение имеет организация и оказание психолого-социальной помощи подростками в целях профилактики и коррекции эффектов отклоняющегося поведения. 
Групповая коррекция и психотерапевтическая работа с подростками является важной частью деятельности психолога, работающего в центре психолого-педагогической помощи. Опубликованные в последнее время многочисленные тренинговые программы для детей и подростков, как правило, направлены на формирование потребностно-мативационной, когнитивной, коммуникативной сферы личности подростка. Это работы Н.Н. Богомоловой, Е.А.Лещинской, Е.В. Лупащевой, Л.А. Петровской, А.М.Прихожан, Н.Н. Толстых.  
 
Предлагаемые программы предназначены для создания условий успешного личностного роста подростков с отклоняющимся (девиантным) поведением, что является значимым фактором профилактики и коррекции отклоняющегося поведения. Причем особое внимание уделяется формированию и развитию мотивов, лежащих в основе поведения подростков. Для этого в ходе занятий формируется ценностное отношение подростка к предметам и явлениям окружающего его мира, к людям, к самому себе. Через осознание ценностей другого человека происходит обогащение его личностного смысла. 
Опыт консультирования подростков свидетельствует, что очень часто причиной обращения к психологу является попытка разобраться в своих страхах и опасениях, в сложной системе отношений «я – и сверстники», «я – и взрослые». Подросток с одной стороны, стремится «быть, как все, с другой – ищет различные способы выражения своей индивидуальности.  
 
На диагностическом этапе проводится комплексное психолого-педагогическое обследование личности подростка с целью выявления причин отклоняющего поведения. Время проведения обследования 18 часов на одного человека. 
На этапе тренинга проводится 12 занятий коммуникативного тренинга для подростков (модификация тренинговых программ от 24 до 36 часов). Общий объем аудиторных тренинговых часов колеблется от 50 учебных часов до 74. Продолжительность цикла тренинга около двух с половиной месяцев. Регулярность занятий раз в неделю. 
Необходимым продолжением групповой тренинговой работы является организация консультативной работы с участниками занятий и их родителями. Поэтому в комплексной программе выделен этап индивидуального консультирования. Как правило, в посттренинговый период необходимо 3-4 встречи с каждым из участников занятий и в течении двух-четырех часов консультирование родителей. Интенсивность консультативной работы можно увеличить, проводя консультации в малых группах (диады, триады). 
 
Последний заключительный этап предполагает работу с педагогическим коллективом базовой школы. Это консультирование учителей, участие в подготовке и проведении педагогических советов, методических объединений классных руководителей и предметников, отработка образовательного маршрута учащихся. Общее количество часов на проведение этой работы от 18 до 24 часов. 
Необходимо более подробно рассмотреть тренинговый этап работы с подростками, так как тренинг является одним из основных средств развития и коррекции личности в подростковом возрасте. Возраст 12-15 лет наиболее сенситивен для групповой работы, по двум причинам: во-первых, мотивационно-смысловая система школьников еще не сформирована и открыта позитивным изменением, возможность для которых создается в групповой работе, и, во-вторых, как известно, на этом этапе общение приобретает особую смысловую ценность. Этими обстоятельствами и объясняется то, что программы представляют собой интеграцию нескольких самостоятельных тренинговых программ (коммуникационного тренинга, тренинга ценностных ориентаций, когнитивного, эмотивного роста). На тренинговых занятиях, организованных особым образом, подросток видит, что и у других людей бывают такие же проблемы, что и другие члены группы считают их наличие вполне естественным явлением, которое вовсе не нужно скрывать от окружающих. 
 
Главное содержание подросткового возраста составляет его переходный – от детства к взрослости – характер. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет основные особенности личности детей подросткового возраста, а, следовательно, и специфику работы с ними. 
В зависимости от конкретных социальных условий, культуры традиции, которые существуют в воспитании детей, требований, предъявляемых взрослым членом общества, этот переходный период может иметь различное содержание и длительность. В настоящее время в условиях нашей страны этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах общеобразовательной школы. К старшему подростковому возрасту относятся дети 13-15 лет, т.е., учащиеся VII-VIII классов. Это чрезвычайно интересный и своеобразный этап психического развития, время, когда происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера. 
 
Один из важнейших моментов в развитии личности подростка – формирование самосознания, самооценки, возникновение потребности в самовоспитании. Этому предшествует период, когда объектом глубокого интереса и познания становится другой человек, его внутренний мир, поведение, способности. Развитие характеризуется более или менее устойчивыми психическими особенностями, которые сложились, а также новыми качествами личности и деятельности, которые впервые появляются в данном возрасте. Эти новые качественные изменения в структуре личности, в поведении, в деятельности ребенка Л.С. Выготский назвал психическими новообразованиями возраста. При обучении старших подростков необходимо опираться на специфику раннего юношеского возраста, чтобы обеспечить подростку полноценный переход на новую ступень. 
 
Это нередко ведет к мучительным переживаниям подростка обусловленным тем, что уровень его физического и физиологического развития отличается от уровня большинства сверстников. Следствием таких переживаний может быть снижение самооценки. Подростку испытывающему множество резких физических и физиологических изменений связанных с половым созреванием, вообще бывает нелегко удерживать субъективное ощущение целостности и стабильности своего «Я», что в свою очередь, порождает множество личностных проблем. 
В период пубертата могут впервые возникать или заметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических (а иногда и соматических) заболеваний или значительным затруднением процесса формирования личности. «Переходный 
Возраст», - писал Л.С.Выгоцкий, - предъявляет совокупность условий, в высшей степени благоприятствующих как внешним травматическим воздействиям, так и обострению и проявлению внутренних конституционных задатков и предрасположений, которые до того находились в латентном состоянии». 
 
Подсчеты специалистов говорят, например, о том, что риск начала шизофрении в подростковом возрасте в 3-4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни. В последние два десятилетия психические расстройства в этом возрасте cтали настолько актуальной проблемой, что в психиатрии возникла новая субспециальность – подростковая психиатрия. Рост числа психических расстройств у подростков (среди них наиболее распространены психопатии, переходящие психопатоподобные нарушения поведения, шизофрения, а также неврозы), связывают с одной стороны с начавшейся в 60-е годы акселерацией развития, в последнее время правда, замедлившей темп, а с другой стороны, с бурным социально-экономическими сдвигами, сопровождающимися резкой ломкой привычного уклада жизни, вызванной урбанизацией, миграцией населения, значительными изменениями идеологических, мировоззренческих и прочих стереотипов. 
Важно подчеркнуть, что даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакции. Этот возраст настолько богат конфликтами, что некоторые исследователи склонны рассматривать его как сплошной затянувшийся конфликт, как нормальную патологию. 
 
Все исследователи подростковой психологии сходятся в признания того огромного значения, которое имеет для подростка общение со сверстниками во многом определяющее все остальные стороны его жизнедеятельности. Для них чрезвычайно важно не только быть вместе со сверстниками, но главное занимать положение среди них, удовлетворяющее их потребность в общении. Для одних это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию  
лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае является ведущим мотивом в поведении детей средних классов. 
 
Как показывают психологические исследования и опыт работы психологических консультаций, именно неумение, невозможность добиться желаемого положения в среде сверстников чаще всего является причиной неуспеваемости, недисциплинированности и даже правонарушений подростков. Необходимо подчеркнуть следующее обстоятельство, важное в контексте работы практического психолога: тот факт, что в основе школьной и семейной дезадаптации лежит нарушение отношений со сверстниками, как правило, не осознается и не понимается ни родителями, ни самим подростком, либо же нарушение общения со сверстниками видится в ряду других нарушений и также не расценивается как источник и причина. Конечно, 
в реальной жизни причины возможных нарушений в поведении подростка, особенностях его эмоциональных, личностных проявлений могут быть весьма различными, однако, в первую очередь психологу полезно проанализировать и «отработать» именно версию «общения со сверстниками», причем максимально конкретно: какие отношения со сверстниками были у ребенка раньше, что изменилось, удовлетворяют ли его эти отношения, на что он претендует в коллективе сверстников. 
 
Субъективная значимость для подростка сферы его общения со сверстниками значительно контрастирует с явной недооценкой этой значимости взрослыми, особенно учителями. 
В то время, как для подростка переживания по поводу общения со сверстниками оказываются наиболее значимыми, наиболее типичными, учителя, полагают, что в центре переживаний подростков оказываются переживания по поводу общения с учителями, а родители считают, что подростки больше всего переживают сложность в общении с родителями.

 
Автор: Филичева Кира

Информация о работе Кризис подрасткового возраста