Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:33, доклад
Причина кризиса 7 лет состоит в том, что ребенок перерос ту систему отношений, в которую он включен.
При переходе от дошкольного возраста к младшему школьному ребенок становится более трудновоспитуемым, чем раньше. В 7 лет наблюдается бурный физический рост, происходит ряд изменений в организме, смена зубов. Часто семилетки начинают манерничать (неестественно вести себя), капризничать, ходить не так, как ходили раньше.
1. Характеристика кризиса семи лет
2. Характеристика основных подходов к проблеме готовности школьному обучению
3. Диагностика готовности к школьному обучению
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Педагогический колледж №16
Доклад
На тему: «Кризис семи лет»
Выполнила студентка группы СД-31 Мусиева В.И.
Проверила Валовик Н.А.
Москва,2011
Содержание.
1. Характеристика кризиса семи лет
2. Характеристика основных подходов к проблеме готовности школьному обучению
3. Диагностика готовности к школьному обучению
Характеристика кризиса семи лет.
Причина кризиса 7 лет состоит в том, что ребенок перерос ту систему отношений, в которую он включен.
При переходе от дошкольного возраста к младшему школьному ребенок становится более трудновоспитуемым, чем раньше. В 7 лет наблюдается бурный физический рост, происходит ряд изменений в организме, смена зубов. Часто семилетки начинают манерничать (неестественно вести себя), капризничать, ходить не так, как ходили раньше. В поведении появляется что-то нелепое, искусственное: паясничанье, клоунада, писклявый голос, кривляние и др.
В целом можно отметить, что 7-летнего ребенка отличает в первую очередь утрата детской непосредственности, что связано с развитием произвольности. Причина детской непосредственности — недостаточная дифференцированность внутренней и внешней жизни (значение предмета и сам предмет слиты воедино). Потеря непосредственности, в свою очередь, связана с привнесением в наши поступки интеллектуального момента, осмысленности в построении действий.
В каждом переживании семилеток уже проявляется интеллектуальный момент. Их эмоции становятся осмысленными, что знаменует собой переход от аффекта к чувству в развитии эмоциональной сферы. Формируется такая структура переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я добрый», «я злой».
Общая характеристика кризиса семи лет:
1) поскольку переживание приобретает для ребенка смысл, иногда дети используют это для воздействия на другого человека: начинают демонстративно плакать, кричать, когда ударятся, для того чтобы привлечь внимание;
2) возникает обобщение переживаний, «логика чувств». В раннем детстве, начале дошкольного возраста дети реагируют ситуативно; в семь лет появляется обобщенное отношение к предмету («любимая игрушка»), взрослому, к себе (самооценка). Новообразования семилетнего возраста — самолюбие и самооценка — сохраняются и в последующем, а симптомы кризиса (манерничанье, кривляние) — исчезают в младшем школьном возрасте;
3) возможна внутренняя борьба мотивов.
Таким образом, возникает новое единство средовых и личностных моментов, новое отношение к людям и предметам, а следовательно — новая социальная ситуация развития. Единицей для изучения отношений личности и среды выступает переживание (Л.С. Выготский). Оно включает в себя элементы среды и личности. «Среда определяет развитие ребенка через переживание среды и деятельность самого ребенка» (Л.С. Выготский). Следовательно, в критических возрастах происходит смена переживаний личности, их перестройка, связанная с изменением отношений к среде, перестройкой потребностей. В норме в этом возрасте у ребенка появляется готовность к осуществлению социально значимой деятельности (учению), осуществлению социальных функций (ученика) (Д.Б. Эльконин).
Основные симптомы кризиса обозначает в своей работе Л .Ф. Обухова:
— потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка);
— манерничанье (ребенок что-то строит из себя, что-то скрывает — его душа уже закрыта);
— симптом «горькой конфеты» (ребенку плохо, но он старается этого не показать).
Возникают трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь — чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни.
Характеристика основных подходов к проблеме готовности школьному обучению
Проблема готовности детей к обучению в школе является актуальной в связи с тем, что от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения. Значение данной проблемы возрастает с переходом к обучению в школе детей шестилетнего возраста. Знание особенностей психического развития и психологической готовности к школе и шести- и семилетних детей позволит конкретизировать задачи учебно-воспитательной работы с детьми данного возраста, обеспечить прочную базу для дальнейшего успешного обучения в школе.
Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Кравцова Е. Е. выделяет четыре основных подхода к проблеме школьной готовности, сформированные в русле психологии и педагогики (7):
Исследования, которые могут быть отнесены к первому подходу, направлены на формирование у детей дошкольного возраста определенных знаний, умений и навыков, необходимых для обучения в школе.
Т. В. Тарунтаевой, Л. Е. Журовой и др. было установлено, что дети 5 – 6 лет имеют значительно большие, чем предполагалось ранее, интеллектуальные, психические и физические возможности, что позволяет перенести часть программы первого класса в подготовительную группу дошкольного учреждения и делает возможным обучение в школе с более раннего возраста – с шести лет.
Однако этот подход не учитывает других не менее важных, чем формирование определенных, пусть даже значимых для школы знаний и навыков, компонентов готовности к школьному обучению.
Второй подход заключается в определении требований, предъявляемых к ребенку, с одной стороны, исследовании новообразований и изменений в психике ребенка, которые наблюдаются в психике ребенка к концу дошкольного возраста. Л. И. Божович отмечает: «... беспечное времяпрепровождение дошкольника сменяется жизнью, полной забот и ответственности...» (1, 207).
По мнению исследователей данного подхода, комплекс психологических свойств и качеств, определяющих психологическую готовность к школьному обучению, должны составлять определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, опосредованная школьная мотивация (желание учится), внутренние этические инстанции, самооценка. При всех своих положительных сторонах, данное направление при рассмотрении готовности к школе не учитывает наличия предпосылок и источников наличия учебной деятельности в дошкольном возрасте.
Суть третьего подхода состоит в исследовании генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявления путей их формирования на специально организованных учебных занятиях. Так, Т. С. Комаровой, А. Н. Давидчук, Т.Н. Дороновой и др. (7) было выявлено, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование, лепка, конструирование , аппликация), сформировались такие элементы учебной деятельности, как способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкции, умение оценивать свою работу и работы других детей.
Однако представители данного направления не учитывали, что источником учебной деятельности является только единое психологическое образование, порождающее все ее компоненты в их специфике и взаимосвязи.
В основе четвертого подхода лежит выявление единого психологического новообразования, лежащего у истоков учебной деятельности. По мнению Д.Б. Эльконина и его сотрудников таким новообразованием является способность ребенка к подчинению правилам и требованиям взрослого. В исследованиях А. Л. Венгера и Л. И. Цеханской мерой и показателем готовности к школьному обучению выступило умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого; данное умение связывалось со способом овладения общим способом действования в ситуации задачи
Диагностика готовности к школьному обучению
Методика "Домик"
Цель: выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.
Содержание: как можно точнее срисовать изображение домика (см. Приложение А2). После окончания работы проверить, все ли верно. Неточности можно исправить.
Точное воспроизведение оценивается 0 баллов, за каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл.
Ошибками являются:
а) неправильно изображенный элемент; правая и левая части забора оцениваются отдельно;
б) замена одного элемента другим или отсутствие элемента;
в) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;
г) сильный перекос рисунка.
Оценка методики:
отличный уровень – 0 ошибок;
хороший уровень – 1 ошибка;
средний уровень – 2-3 ошибки;
низкий уровень – 4-5 ошибок.
Методика "Узор"
Цель: проверить умение действовать по правилу.
Содержание: слушая задание, соединять треугольники и квадраты, чтобы получился узор.
Три правила:
1. два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок;
2. линия нашего узора должна идти только вперед;
3. каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной и в узоре не получится промежутков.
Предваряя эксперимент, детям объясняю образец (см. Приложение А 3).
Далее предлагается стимульный материал для выполнения методики «Узор» и начинается диктант.
Содержание диктанта:
"Соедините треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, два треугольника, треугольник с квадратом".
Оценка результатов.
Каждое правильное соединение засчитывается за два очка. Правильными являются соединения, соответствующие диктанту. Штрафные очки (по одному) начисляются:
1) за лишние соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в конце и в начале узора, то есть предваряющих диктант и следующих за ним);
2) за "разрывы" - пропуски "зон" соединения – между правильными соединениями.
Все остальные возможные виды ошибок не учитываются вовсе, так как их наличие автоматически снижает количество начисляемых очков. Окончательное количество набранных баллов вычисляется за счет разницы между количеством правильно набранных очков и количеством штрафных очков (из первых вычитают вторые).
Максимально возможное количество очков в каждой серии – 24 (0 штрафных очков). Максимально возможное количество очков за выполнение всего задания - 72.
Интерпретация полученных результатов.
отличный уровень – 60-72 очка - достаточно высокий уровень умения действовать по правилу. Может одновременно учитывать несколько правил в работе;
хороший уровень – 48-59 очков - умение действовать по правилу сформировано недостаточно. Может удерживать при работе ориентацию только на одно правило;
средний уровень – 36-47 очков - низкий уровень умения действовать по правилу. Постоянно сбивается и нарушает правило, хотя и старается на него ориентироваться;
низкий уровень – менее 36 очков - умение действовать по правилу не сформировано.