Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:38, реферат
Младший школьный возраст — начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки — создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии.
Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей — поддержание престижа (разговоры дома вращаются вокруг вопроса: «А кто еще в классе получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты его школьной жизни («В классе из окон не дует?» «Что вам давали на завтрак?»), или вообще мало что волнует — школьная жизнь почти не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» — рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Нормально», «Ничего особенного». Как показала Г.А. Цукерман, ценности учения детей и их родителей полностью совпадают в 1 классе и расходятся к 4 классу.
Родители задают
и исходный уровень притязаний ребенка — то, на что он претендует
в учебной деятельности и отношениях.
Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной
самооценкой и престижной мотивацией
рассчитывают только на успех и вместе
с мамой или бабушкой переживают «четверку»
как трагедию. Их представления о будущем
столь же оптимистичны: их ожидают эффектная
внешность, незаурядная профессия, материальное
благополучие и популярность. Если ребенок приходит в школу,
принимая ценности и притязания родителей,
то позже он в боль шей или меньшей мере
начинает ориентироваться на результаты
своей деятельности, свою реальную успеваемость
и место среди сверстников. Школа и семья
— внешние факторы развития самосознания.
Его становление зависит и от развития
теоретического рефлексивного мышления
ре-
бенка. К концу младшего школьного возраста
появляется рефлексия и тем самым создаются
новые возможности для формирования самооценки
достижений и личностных качеств. Самооценка
ста-
новится в целом более адекватной и дифференцированной,
суждения о себе — более обоснованными.
В то же время здесь наблюдаются значительные
индивидуальные различия. Следует особо
подчеркнуть, что у детей с завышенной
н заниженной самооценкой изменить ее
уровень крайне сложно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Младший школьный возраст — начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки — создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности — нового аспекта самосознания, который, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности; могут развиться компенсаторные самооценка и мотивация.