Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 15:53, контрольная работа
Важное место в профессиональном становлении личности принадлежит кризисам. Кризисы профессионального становления выражаются в изменении темпа и вектора профессионального развития личности, сопровождаются перестройкой смысловых структур профессионального сознания, переориентацией на новые цели, коррекцией социально-профессиональной позиции.
Введение……………………………………………………………...3
Типология кризисов личности……………………………………...4
Психологические особенности кризисов профессионального становления…………………………………………………………..6
Факторы, влияющие на кризисы профессионального становления………………………………………………………….11
Выводы………………………………………………………………14
Список использованной литературы………………………….........15
Стабилизация же всех сторон профессиональной жизни способствует профессиональной стагнации личности: смирению и профессиональной апатии. Стагнация может длиться годами, иногда до ухода на пенсию.
5. Дальнейшее
профессиональное развитие
Во многих случаях
качественное и высокопродуктивное
выполнение деятельности приводит к
тому, что личность перерастает свою
профессию. Усиливается
Возможные сценарии выхода из кризиса: увольнение, освоение новой специальности в рамках той же профессии, переход на более высокую должность.
Одним из продуктивных вариантов снятия кризиса является переход на следующую стадию профессионального становления -- стадию мастерства.
6. Стадия мастерства
характеризуется творческим и
инновационным уровнем
Кризис нереализованных возможностей, или, точнее, кризис социально-профессиональной самоактуализации, -- это душевная смута, бунт против себя. Продуктивный выход из него -- новаторство, изобретательство, стремительная карьера, социальная и профессиональная сверхнормативная активность. Деструктивные варианты разрешения кризиса -- увольнение, конфликты, профессиональный цинизм, алкоголизм, создание новой семьи, депрессия.
7. Следующий
нормативный кризис
8. После ухода на пенсию начинается социально-психологическое старение. Оно проявляется в ослаблении интеллектуальных процессов, повышении или снижении эмоциональных переживаний. Снижается темп психической деятельности, появляется настороженность к нововведениям, ко всему новому, наблюдается постоянная погруженность в прошлое и ориентация на прошлый опыт. Отмечается также пристрастие к морализированию и осуждению поведения молодежи, четко прослеживается противопоставление своего поколения поколению, идущему на смену. Неудачно прожитая жизнь завершается страхом смерти, постоянными жалобами на здоровье, близких родственников, упущенные возможности. Эта неудовлетворенность современной жизнью обусловлена укорочением жизненной перспективы, аморфностью профессиональной идентичности, социальной изоляцией и одиночеством. Назовем это беспокойное и тревожное состояние души кризисом социально-психологической адекватности.
Каковы же способы преодоления этого кризиса? Психологические исследования последних лет показывают, что пожилые люди могут активно противостоять наступлению беспомощной старости. Л.И. Анциферова отмечает, что условием преодоления развивающегося кризиса может стать определение областей приложения накопленного опыта, в которых можно получить подтверждение своей полезности, нужности. "Новые старики" могут осваивать и новые профессии, не говоря уже о совершенствовании в привычных сферах профессиональной деятельности1. Пожилые люди могут, наконец, заняться обобщением своего индивидуального опыта в форме книги воспоминаний, любительскими видами декоративно-прикладных ремесел и т.п. Главное -- насытить жизнь активной деятельностью. В настоящее время актуальным становится обеспечение полноценной социально-профессиональной деятельности пожилых людей.
Мы рассмотрели
основные нормативные кризисы
К эффективным
психотехнологиям преодоления кризисов
профессионального становления
относятся психопрофилактика
Э.Ф. Зеер выделяет основные факторы кризисов профессионального становления:
1. Сверхнормативная
активность как следствие
2. Социально-экономические
условия жизнедеятельности
3. Возрастные
психофизиологические
4. Вступление
в новую должность (а также
- участие в конкурсах на
5. Полная поглощенность
профессиональной
6. Изменения
в жизнедеятельности (смена
Кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности.
Факторы, влияющие на кризисы профессионального становления
Основываясь на
концепции профессионального
Подробнее рассмотрим
факторы, детерминирующие кризисы
профессионального развития. В качестве
детерминант могут выступать
постепенные качественные изменения
способов выполнения деятельности. На
стадии первичной профессионализации
наступает момент, когда дальнейшее эволюционное
развитие деятельности, формирование
ее индивидуального стиля невозможны
без коренной ломки нормативно одобряемой
деятельности. Личность должна совершить
профессиональный поступок, проявить
сверхнормативную активность либо смириться.
Сверхнормативная профессиональная активность
может выразиться в переходе на новый
образовательно-
Другим фактором,
инициирующим кризисы профессионального
становления, может стать возросшая социально-профессиональная
активность личности вследствие ее неудовлетворенности
своим социальным и профессионально-
В качестве факторов, порождающих профессиональные кризисы, могут выступать социально-экономические условия жизнедеятельности человека: ликвидация предприятия, сокращение рабочих мест, неудовлетворительная зарплата, переезд на новое местожительство и др.
Факторами, обусловливающими кризис профессионального развития, становятся возрастные психофизиологические изменения: ухудшение здоровья, снижение работоспособности, ослабление психических процессов, профессиональная усталость, интеллектуальная беспомощность, синдром "эмоционального сгорания" и т.д.
Профессиональные кризисы нередко возникают при вступлении в новую должность, участии в конкурсах на замещение вакантной должности, аттестации и тарификации специалистов.
Наконец, фактором длительного кризисного явления может стать полная поглощенность профессиональной деятельностью. Кризисы профессионального развития могут инициироваться изменениями жизнедеятельности (смена местожительства; перерыв в работе, связанный с уходом за малолетними детьми; "служебный роман" и т.п.).
Кризисные явления нередко сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощностью. Иногда наблюдаются кризисные явления при уровне профессиональной компетентности, более высоком, чем требуется для выполнения нормативной работы. Как следствие возникает состояние профессиональной апатии и пассивности.
Л.С. Выготский при анализе возрастных кризисов выделил три фазы: предкритическую, собственно критическую и посткритическую. По его мнению, в первой фазе происходит обострение противоречия между субъективной и объективной составляющими социальной ситуации развития; в критической фазе это противоречие начинает проявляться в поведении и деятельности; в посткритической -- противоречие разрешается путем образования новой социальной ситуации развития.
Основываясь на этих положениях, можно анализировать кризисы профессионального развития личности.
1. Предкритическая
фаза обнаруживается в
1. Критическая
фаза отличается осознанной
Анализ конфликтных ситуаций в кризисных явлениях позволяет выделить следующие типы конфликтов профессионального развития личности:
мотивационный, обусловленный потерей интереса к учебе, работе, утратой перспектив профессионального роста, дезинтеграцией профессиональных ориентации, установок, позиций;