Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 05:18, лекция
Предмет ИП-те представления о психике,которые существовали на разных этапах развития человечества.
1. Предмет и задачи истории психологии как научной дисциплины. Периодизация истории психологии.
2.Методы и принципы ист.психологии.
3. Античная психология.
4. Учение о душе в период средневековья.
5. Психологические взгляды в эпоху Возрождения.
6. Развитие психологии в 17 веке.
7. Развитие психологии в 18 веке.
8. Предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку.
9.Ассоциативная психология.
10. Причины возникновения кризиса в мировой психологии в 10-30г 20 века.
11. Психоаналитическая теория З.Фрейда.
12. Неофрейдизм.
13. Гештальтпсихология.
14. Бихевиоризм-поведенческая психология.
15 Гуманистическая психология.
16. Генетическая психология. Концепция развития интеллекта по Ж Пиаже.
17. Когнитивная психология.
18. Теория культурно-исторического развития ВПФ(Выготский).
19. Сущность деятельностного подхода к пониманию психики(Рубинштейн,Леонтьев).
20. Теория установки.Школа Д.Н.Узнадзе.
1. Предмет и задачи истории психологии как научной дисциплины. Периодизация истории психологии.
2.Методы и принципы ист.психологии.
3. Античная психология.
4. Учение о душе в период средневековья.
5. Психологические взгляды в эпоху Возрождения.
6. Развитие психологии в 17 веке.
7. Развитие психологии в 18 веке.
8. Предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку.
9.Ассоциативная психология.
10. Причины возникновения кризиса в мировой психологии в 10-30г 20 века.
11. Психоаналитическая теория З.Фрейда.
12. Неофрейдизм.
13. Гештальтпсихология.
14. Бихевиоризм-поведенческая психология.
15 Гуманистическая психология.
16. Генетическая психология. Концепция развития интеллекта по Ж Пиаже.
17. Когнитивная психология.
18. Теория культурно-исторического развития ВПФ(Выготский).
19. Сущность деятельностного подхода к пониманию психики(Рубинштейн,Леонтьев).
20. Теория установки.Школа Д.Н.Узнадзе.
1. Предмет и задачи истории психологии как научной дисциплины. Периодизация истории психологии.
Предмет ИП-те представления о психике,которые существовали на разных этапах развития человечества.
Из предмета ИП вытекает ряд задач:
1.изучить закономерности развития знаний о психике;
2.рассмотрение взаимосвязей психологии с другими науками,прежде всего с философией и естествознанием;
3.выявление зависимости психологических знаний от социокультурного контекста;
4.изучение роли личности в развитии психологической науки.
В ИП трижды менялось представление о предмете:
1.(самое древнее)психология-наука о душе;
2.психология-наука о сознании(17 в);
3.психология-наука о поведении(бихевиоризм).
Кроме того,вся ИП-это борьба материализма с идеализмом-это главная движущая сила. С другой стороны,в ИП встречаются 2 тенденции в понимании психики:эмпиризм и рационализм.Эмпиризм(опыт)-
В ИП выделяют 2 больших периода:
1.период,когда психологические знания развивались в недрах других наук(в рамках философии,естествознания,от 6 в до н.э-до сер.19 в)
2.период,когда психология развивалась как самостоятельная наука(сер.19 в-наше время)
2.Методы и принципы ист.психологии.
Принципы:
1.историзма(он требует рассмотрения того или иного отрезка времени во всей его полноте,т.е. берутся не отдельные факты,а вся совокупность дошедших до нас фактов)
Презентизм-представление выборочное,антикваризм-
2.единства исторического и теоретического(или логического)-согласно ему историк должен не просто описывать тот или иной этап истории,но и представлять его теоретически(логически), т.е. давать анализ с позиции современной науки
3.детерминизма(всё имеет свою причину)-принцип причинной обусловленности того или иного события.
Методы:
1.м.теоретической реконструкции,описания и критического анализа научных взглядов прошлого-его результат-ретроспективное воспроизведение научных взглядов пршлого в их исторической последовательности в соответствии с логикой предмета
2.м.изучения архивных материалов
3.м.беседы(интервью)
4.м.биографический и авто биографический(жизнь учёных,этапы их научных трудов)
5.приём-анализ научных ссылок(для установления связей между школами)
3. Античная психология.
Анимизм - первое мифологическое учение о душе, включал в себя представление о душе как особом призраке, кот.покидает человеческое тело с последним дыханием. В некоторых др. учениях того времени (напр. Пифагора) душа представлялась бессмертной, вечно странствующей по телам животных и растений.
Позже др. греки под "psycho" понимали движущее начало всех вещей. Им принадлежит учение о всеобщей одушевленности материи - гилозоизм (от греч. hyle - вещество и zoe - жизнь) : границы между живым, неживым и психическим не проводились. Все рассм-сь как порождение единой первичной материи (праматерии).
Дальнейшее разв. гилозоизма связано с именем Гераклита, рассм-го универсум (космос) как вечно изменяющийся (живой) огонь, а душу как его искру.Термин "Логос", введенный Гераклитом обозначал Закон, по которому "все течет", придает вселенскому ходу вещей сотканному из противоречий и катаклизмов, гармонию.
Идея развития в учении Гераклита "перешла" в идею причинности Демокрита. По Демокриту, душа, тело и макрокосмос состоят из атомов огня; случайными нам кажутся только те события, причину которых мы не знаем; согласно Логосу нет беспричинных явлений, все они - неотвратимый результат соударения атомов. Впоследствии принцип причинности назвали детерминизмом.
Принцип причинности позволил Гиппократу, дружившему с Демокритом, построить учение о темп-ах: сангвинический (преобладает кровь) , холерический (преобладает желтая желчь) , меланхолический (преобладает черная желчь) , флегматический (преобладает слизь).
Афинский философ Анаксагор искал начало, благодаря которому из беспорядочного скопления и движения мельчайших частиц возникают целостные вещи, из хаоса - организованный мир. Он признал таким началом разум; от того, какова степень его представленности в различных телах, зависит их совершенство.
Поворот от природы к чел. был совершен гр. философов, названных софистами ("учителями мудрости"). Их интересовала не природа с ее не зависящими от чел.законами, а сам чел., которого они называли "мерой всех вещей".
Вернуть представлению о душе, о мышлении прочность и надежность стремился Сократ. Формула Гераклита "познай самого себя" означала у Сократа обращение не к вселенскому закону (Логосу) , а к внутр. миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению действовать как разумное существо.
Ученик Сократа Платон стал родоначальником философии идеализма. Он утвердил принцип первичности вечных идей по отношению ко всему преходящему в тленном телесном мире.
Аристотель,открыл новую эпоху в понимании души. Не физические тела и не бестелесные идеи стали для него источником знания, а организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность.
С возникновением и последующим распадом крупнейшей мировой монархии македонского царя Александра возникает синтез элементов культур Греции и стран Ближнего Востока.Вера в интеллектуальные достижения прежней эпохи, в могущество разума начали ставится под сомнение
Стоики ("стоя" - портик в Афинских храмах) объявили вредными любые аффекты, усматривая в них порчу разума.Только разум, свободный от любых эмоциональных потрясений, способен правильно руководить поведением.
Эпикур отошел от версии Демокрита о "жесткой" причинности, царящей во всем, что совершается в мире (и, стало быть, в душе). Эпикур допускал самопроизвольность, спонтанность изменений, их случайный характер
Позже древнеримский врач Гален описал зависимость жизнедеятельности целостного организма от нервной системы. Гален развивал, вслед за Гиппократом, учение о темпераментах.
Древние греки выдвинули идею об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы (проблема психического в материальном мире); определили психику как форму жизни (психобиологическая проблема); поставили душевную деятельность в зависимость от форм, которые создаются не природой, а человеческой культурой (психогностическая проблема).
4. Учение о душе в период средневековья.
В период Средневековья в Европе воцарилась схоластика (от греч. "схоластикос" – школьный, ученый). ( XI по XVI век) Она сводился к рациональному, обоснованию христианского вероучения.
Учение Фомы Аквинского (томизм) складывалось в противовес трактовкам Аристотеля, в которых зарождалась концепция двойственной истины. Фома отстаивал одну истину – религиозную. Он считал, что разум должен служить ей так же истово, как и религиозное чувство. Описывая душевную жизнь, Фома Аквинский расположил различные ее формы в виде своеобразной лестницы – от низших к высшим. В ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая), внутри каждой из них – способности и их продукты (ощущение, представление, понятие). Фомы Аквинский работу души представил в виде следующей схемы: сначала она совершает акт познания – ей является образ объекта (ощущение или понятие); затем осознает, что ею произведен этот акт; наконец, проделав обе операции, душа "возвращается" к себе, познавая уже не образ и не акт, а самое себя как уникальную сущность. Перед нами – замкнутое сознание, из которого нет выхода ни к организму, ни к внешнему миру.
В Англии против томистской концепции души выступил номинализм (от лат, "немей" – имя). Энергичным проповедником номинализма был Уильям Оккам. Отвергая томизм и отстаивая учение о "двойственной истине" (из которого явствовало, что религиозные догматы не могут быть основаны на разуме), он призывал опираться на чувственный опыт; при этом следовало ориентироваться на термины, обозначающие либо классы предметов, либо классы имен, знаков. Номинализм способствовал развитию естественнонаучных взглядов на познавательные возможности человека.
Итак, в раннем Средневековье под пластом чисто рассудочных построений, чуждых реальным особенностям психической деятельности, пробивался родник новых идей, связанных с опытным познанием души и ее проявлений. В противовес принятым схоластикой приемам выведения отдельных психических явлений из сущности души и ее сил, для действия которых нет других оснований, кроме воли божьей, складывалась методология, основанная на опытном, детерминистском подходе.
5. Психологические взгляды в эпоху Возрождения.
Главной особенностью этого периода стало возрождение античных ценностей, без которых едва ли смогли бы существовать и арабоязычная, и латинскоязычная культура (в Западной Европе, как известно, языком образованности была латынь).
Мыслители Возрождения полагали, что они очищают античную картину мира от воззрений "средневековых варваров". Восстановление античных памятников культуры в их подлинном виде действительно стало признаком нового идейного климата. Однако воспринималось в них прежде всего созвучное новому образу жизни и обусловленной им интеллектуальной ориентации. Возникновение мануфактурного производства, усложнение и совершенствование орудий труда. Великие географические открытия, возвышение бюргерства (среднего слоя горожан), отстаивавшего свои права в ожесточен ной политической борьбе, – все эти процессы изменили положение человека в мире и обществе, а следовательно – и его представления о мире и о самом себе.
Новые философы вновь обращаются к Аристотелю, который теперь из идола скованной церковными догмами схоластики превращается в символ свободомыслия. В главном очаге Возрождения Италии – разгораются споры между спасшимися от инквизиции сторонниками Ибн-Рошда (аверроистами) и еще более радикально настроенными александристами (от имени жившего в Афинах в конце II века н.э. древнегреческого философа Александра Афродисийского, который прокомментировал трактат Аристотеля "О душе" иначе, чем Ибн-Рошд. Коренное различие касалось бессмертия души – главного вопроса в церковном вероучении. Если Ибн-Рошд, разделяя разум (ум) и душу, считал разум, как высшую часть души, бессмертным, то Александр настаивал на целостности аристотелевского учения и его тезисе о том, что все способности души начисто исчезают вместе с телом).
Оба направления сыграли важную роль в создании новой идейной атмосферы, проложив путь к естественнонаучному изучению организма человека и его психических функций. По этому пути пошли многие философы, натуралисты, врачи. Их творчество пронизывала вера во всемогущество опыта, в преимущество наблюдений, прямых контактов с реальностью, в независимость подлинного знания от схоластической мудрости.
Одним из титанов Возрождения был Леонардо да Винчи (1452-1515). Он представлял новую науку, высшей ценностью которой становился не божественный разум, а "божественная наука живописи". "Живопись, – писал Леонардо, – распространяется на философию природы".
Изменения в реальном бытии личности коренным образом изменяли ее самосознание. Субъект осознавал себя центром направленных вовне (в противовес августино-томистской интроспекции) духовных сил, которые воплощаются в реальные, чувственные (в противовес христианской чистой духовности) ценности, он желал подражать природе, на деле преобразуя ее своим творчеством, практическими деяниями.
Наряду с Италией возрождение новых гуманистических взглядов на индивидуальную психическую жизнь происходило в других странах, где подрывались устои прежних социально-экономических отношений. В Испании возникли направленные против схоластики учения, устремленные к поискам реального знания о психике. Так, врач Хуан Луис Вивес (1492-1540) в ставшей знаменитой книге "О душе и жизни" доказывал, что природа человека познается путем наблюдения и опыта, позволяющих, опираясь на теорию, правильно воспитывать ребенка.
Другой врач Хуан Уарте (ок. 1530-1592), также отвергая умозрение и схоластику, требовал применить индуктивный метод "исследования способностей к наукам" (так называлась его книга). Это была первая в истории психологии работа, в которой ставилась задача изучить индивидуальные различия между людьми для определения их пригодности к различным профессиям.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "История психологии"