Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:57, реферат
Курт Левин был одним из самых разносторонних и склонных к новаторству специалистов в области социальных наук в XX веке. Его работы интересны специалистам различных областей теории и практики менеджмента – осуществление организационных изменений, разрешения конфликтов, мотивация и лидерство. К. Левин был одним из первых, кто попытался проложить связь между различными социальными науками, в том числе и экономике.
1.Введение
2.Биография Курта Левина
3.Научная деятельность Курта Левина.
4.Заключение
5. Список литературы
Введение
В начале десятых годов ХХ века психология вступила в период открытого кризиса, который продолжался до середины 30-х годов. Это был кризис методологических основ психологии, когда наука переросла возможности, допускавшиеся методологией конца ХVII - начала XIX века. Выход из кризиса определялся поиском как новых теоретических подходов к пониманию предмета психологии, так и новых экспериментальных методов исследования психики.
Курт Левин был одним из самых разносторонних и склонных к новаторству специалистов в области социальных наук в XX веке. Его работы интересны специалистам различных областей теории и практики менеджмента – осуществление организационных изменений, разрешения конфликтов, мотивация и лидерство. К. Левин был одним из первых, кто попытался проложить связь между различными социальными науками, в том числе и экономике.
Левин был не только крупным ученым, но и яркой личностью с широким кругом интересов, эрудированным в вопросах биологии, физики, математики. Он выступил за применение в психологии физической теории поля и для описания мотивационных отношений индивида и среды использовал некоторые разделы математики (топологию, векторный анализ).
Историческая заслуга его в психологии велика, она состоит в том, что он ввел в психологию новые параметры изучения человека. Он сделал предметом своего исследования потребности и мотивы человеческого поведения, первый в психологии нашел пути экспериментального исследования мотивационной сферы.
План:
1.Введение
2.Биография Курта Левина
3.Научная деятельность Курта Левина.
4.Заключение
5. Список литературы
Биография Курта Левина
Курт Левин (1890 - 1947) - немецкий, а затем американский психолог. Родился в 1890 г. в Пруссии, был вторым ребенком в семье, где было четверо детей. В 1905 году, когда Курту исполнилось пятнадцать, семья перебралась в Берлин, чтобы дать детям возможность поступить в гимназию и получить классическое образование.
Окончив среднюю школу, Левин поступил в Берлинский университет. Высшее образование он получил в университетах Фрейбурга, Мюнхена и Берлина. Первоначально он поступил на медицинский факультет, однако занятий в анатомическом театре не перенес и перевелся на философский, где углубленно преподавалась и психология. Только у профессора Карла Штумпфа Левин прослушал 14 разных курсов по психологической тематике. Позднее, в 1914 году, Левин защитил под его руководством докторскую диссертацию по психологии.
Защита докторской диссертации совпала с началом Первой мировой войны. Левин был сразу же призван в армию. В ходе боевых действий (доктор психологии начал службу рядовым в пехотном строю) был ранен - настолько тяжело, что провел в госпитале 8 месяцев.
После четырехлетней службы в армии вернулся в Берлин, и преподавал в Психологическом институте Берлинского университета. Левина отличала широкая эрудиция в самых разных областях науки и культуры - биологии, физике, математике, искусстве и литературе. Но на первом месте всегда была психология. Он был влюблен в эту науку и мог рассуждать о ней в любых условиях.
Часто озарения заставали
его в самых неожиданных
В 20-е годы в Европе, особенно в немецкоязычных странах, популярность Левина была весьма высока. В 1929 году Левин выступил на IХ Международном психологическом конгрессе, проходившем в стенах Йельского университета. Вскоре после этого Левин был приглашен в Стэнфордский университет.
После шести месяцев
В США некоторое время преподавал в Корнельском университете, затем в Центре исследований детского здоровья при университете штата Айова. Несмотря на некоторую известность в психологических кругах Соединенных Штатов, начинать карьеру на новой родине Левину пришлось практически с нуля. Однако он в итоге оказался одним из немногих психологов-эмигрантов, для которых американский период научного творчества оказался не менее, а даже более продуктивным, чем европейский. В 1940 году Левин получил американское гражданство. К тому времени он уже провел ряд исследований и опубликовал несколько работ.
Левин был не только крупным ученым, но и яркой личностью с широким кругом интересов, эрудированным в вопросах биологии, физики, математики. В 1945 г. Левина пригласили в Массачусетский технологический институт с предложением основать и возглавить исследовательский Центр групповой динамики. Курт Левин скончался скоропостижно, от сердечного приступа. Это произошло в Ньютонвилле, штат Массачусетс, 12 февраля 1947 года.
Научная деятельность Курта Левина
Свою теорию личности
Левин называл «теория
Курт Левин исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Его эксперименты доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению собственной потребности. Левин различал два рода потребностей - биологические и социальные (квазипотребности). Одно из наиболее известных уравнений Левина, которыми он описывал поведение человека в психологическом поле под влиянием различных потребностей, показывает, что поведение является одновременно функцией личности и психологического поля. Однако человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение, и это расширяет его адаптационные возможности.
Курт Левин разработал серию экспериментов, в которых детей просили выполнить определенное задание, например, помочь взрослому помыть посуду или убрать комнату. В качестве награды ребенок получал какой-то значимый для него приз, поэтому все дети дорожили возможностью выполнить задание взрослого. В контрольном эксперименте взрослый приглашал ребенка помочь ему, но в тот момент, когда ребенок приходил, оказывалось, что кто-то уже помыл всю посуду. Дети, как правило, расстраивались, особенно в том случае, если им говорили, что кто-то из сверстников их опередил. Частыми были и агрессивные высказывания в адрес возможных конкурентов. В этот момент экспериментатор предлагал ребятам выполнить другое задание, которое они перед этим не выполняли, подразумевая, что оно тоже значимо для них. Большинство детей мгновенно переключались на новое задание, происходила разрядка обиды и агрессии в новом виде деятельности. Однако некоторые дети не могли быстро сформировать новую потребность и приспособиться к новой ситуации, а потому тревожность и агрессивность таких детей увеличивалась, а не уменьшалась со временем.
В многочисленных экспериментах Курта Левина и его учеников было доказано, что нереализованные потребности запоминаются лучше, чем реализованные, что состояние напряжения может вызвать агрессию или тревогу; исследовалась также связь между интеллектуальным уровнем человека и его способностью к замещению одного действия другим. При этом было показано, что умственно отсталые люди совершенно не способны к замещению.
Курт Левин разработал теорию конфликтов. Он выявил и описал три типа конфликтов: «стремление - стремление», «избегание - избегание», «стремление избегание». В его экспериментах на вызванную агрессию было доказано, что искусственно созданная ситуация фрустрации способна вызвать конфликт, провоцирующий испытуемого на разные виды агрессии - против себя, других, ситуации.
Работы Левина раскрывали и значение системы воспитательных приемов для формирования личности ребенка, развития у него способности к разрешению этих конфликтов. Рассматривая системы применяемых взрослыми наказаний и поощрений, Левин писал, что при наказании за невыполнение неприятного для ребенка задания дети попадают в ситуацию фрустрации, так как находятся между двумя барьерами (предметами с отрицательной валентностью). Для того чтобы произошла разрядка, ребенок может или принять наказание, или выполнить неприятное задание, однако намного легче для него постараться выйти из поля, пусть даже в идеальном плане, в плане фантазии. Поэтому система наказаний, с точки зрения Курта Левина, не способствует развитию волевого поведения, а только увеличивает напряженность и агрессивность детей. Более позитивна система поощрений, так как в этом случае за барьером, т.е. за предметом с отрицательной валентностью, следует предмет, вызывающий положительные эмоции, что помогает детям выполнить неприятное задание. Однако наиболее оптимальна система, при которой детям дается возможность выстроить временную перспективу с тем, чтобы снять барьеры данного поля и показать им значение трудного в данный момент задания, превратив тем самым отрицательную валентность в положительную.
Эксперименты Левина показали необходимость не только целостного, но и адекватного понимания себя. Открытые им понятия уровня притязаний и аффекта неадекватности, который проявляется при попытках доказать человеку неадекватность, неправильность его представлений о себе, сыграли огромную роль в психологии личности, в понимании причин отклоняющегося поведения и его коррекции. При этом Левин подчеркивал, что отрицательное влияние на поведение имеют и завышенный и заниженный уровень притязаний, так как в обоих случаях нарушается возможность установления устойчивого равновесия со средой.
Изучение групповой динамики и работы Левина по снижению межгрупповых конфликтов и повышению потенциала каждого члена группы проложили дорогу в практику и таким приложениям социальной психологии, как Т-группы, тренинг сепзитивности, институт лидерства.
Курту Левину также принадлежит описание наиболее распространенных стилей общения — демократического, авторитарного, попустительского, а также исследование условий, способствующих выделению лидеров, звезд и отверженных в группах. Эти исследования Левина стали основой нового направления в социальной психологии - процессы групповой динамики.
Основные работы Курта Левина:
- «Динамическая психология»
- «Динамическая теория личности»
- «Конфликт между аристотелевским и галилеевским
способами мышления в современной психологии»
- «Принципы топологической психологии»
- «Психологическая деятельность при задержке
волевых процессов и основной закон ассоциации»
- «Теория поля в социальных науках»
Непосредственными учениками Курта Левина были Фриц Хайдер (автор теории баланса), Леон Фестингер (автор теории когнитивного диссонанса), Блюма Зейгарник (исследование памяти, широко известен так называемый эффект Зейгарник), Тамара Дембо (экспериментальные исследования гнева), Роджер Бейкер (исследования психологии окружающей среды).
Заключение
Вклад Курта Левина (1890-1947) в психологию XX в. конкурирует с вкладом Фрейда. Левина называют «отцом современной социальной (динамической) психологии». Он не только расширил суть эксперимента и включил в него области, ранее считавшиеся недоступными для эмпирического познания: эмоции, волю, намерения, лидерство, групповую атмосферу. Работы Левина оказали большое влияние на социальную психологию, технологию разрешения конфликтов, ему принадлежит идея проведения групповых тренингов для изменения тех или иных особенностей поведения. Ученый стремился сделать науку близкой к запросам практики. Материал исследований К. Левина, особенно методики, в многочисленных модификациях продолжают использоваться и в настоящее время.