Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 12:18, реферат
Леонтьев Алексей Николаевич (5 февраля 1903, Москва — 21 января 1979, Москва) — советский психолог, занимавшийся проблемами сознания и деятельности. Ученик Л. С. Выготского. В 1924 году окончил Московский университет. В конце 1931 г. был принят на работу в Харькове, где заведовал отделом в секторе психологии Украинской психоневрологической академии (до 1932 г. — Украинский психоневрологический институт) и кафедрой Харьковского педагогического института (с 1933 по 1938).
Министерство образования и науки Российской Федерации
Кафедра
общей и специальной
Реферат
Леонтьев
А.Н.: деятельность - особая целостность.
Выполнила студентка I курса
Группы АК-102
Швец
В.А.
Проверил: преподаватель
Зверева Н.Г.
«11»мая
2011г.
2011г.
Леонтьев Алексей
Николаевич (5 февраля 1903, Москва — 21 января
1979, Москва) — советский психолог,
занимавшийся проблемами сознания и деятельности.
Ученик Л. С. Выготского. В 1924 году окончил
Московский университет. В конце 1931 г.
был принят на работу в Харькове, где заведовал
отделом в секторе психологии Украинской
психоневрологической академии (до 1932
г. — Украинский психоневрологический
институт) и кафедрой Харьковского педагогического
института (с 1933 по 1938). С 1941 года — профессор
МГУ и с 1951 — заведующий кафедрой психологии
философского факультета. В 1948 году вступил
в коммунистическую партию. С 1950 года —
действительный член АПН РСФСР, а с 1968
года — АПН СССР. Основал в 1966 году факультет
психологии МГУ и руководил им 1960-70-е годы.
Сын — А. А. Леонтьев. Внук — Д. А. Леонтьев.
Научный
вклад
При активном участии
Леонтьева прошёл ряд психологических
дискуссий, в которых он отстаивал точку
зрения, что психика формируется в основном
внешними факторами.
Критики отмечают
тот факт, что Леонтьев был одним
из наиболее последовательных сторонников
идеологизации советской
ИНДИВИД
И ЛИЧНОСТЬ
Изучая особый
класс жизненных процессов, научная
психология необходимо рассматривает
их как проявления жизни материального
субъекта. В тех случаях, когда имеется
в виду отдельный субъект (а не вид, не
сообщество, не общество), мы говорим осоль
или, если мы хотим подчеркнуть также и
его отличия от других представителей
вида, индивид.
Понятие "индивид"
выражает неделимость, целостность
и особенности конкретного
Индивид - это
прежде всего генотипическое образование.
Но индивид является не только образованием
генотипическим, его формирование продолжается,
как известно, и в онтогенезе, прижизненно.
Поэтому в характеристику индивида входят
также свойства и их интеграции, складывающиеся
онтогенетически. Речь идет о возникающих
"сплавах" врожденных и приобретенных
реакций, об изменении предметного содержания
потребностей, о формирующихся доминантах
поведения. Наиболее общее правило состоит
здесь в том, что, чем выше мы поднимаемся
по лестнице биологической эволюции, чем
сложнее становятся жизненные проявления
индивидов и их организация, тем более
выраженными становятся различия в их
порожденных и прижизненно приобретаемых
особенностях, тем более, если можно так
выразиться, индивиды индивидуализируются.
Итак, в основе
понятия индивида лежит факт неделимости,
целостности субъекта и наличия
свойственных ему особенностей. Представляя
собой продукт филогенетического и онтогенетического
развития в определенных внешних условиях,
индивид, однако, отнюдь не является простой
"калькой" этих условий, это именно
продукт развития жизни, взаимодействия
со средой, а не среды, взятой самой по
себе.
Все это достаточно
известно, и если я все же начал с понятия
индивида, то лишь потому, что в психологии
оно употребляется в чрезмерно широком
значении, приводящем к неразличению особенностей
человека как индивида и его особенностей
как личности. Но как раз их четкое различение,
а соответственно и лежащее в его основе
различение понятий "индивид" и "личность"
составляет необходимую предпосылку психологического
анализа личности.
Наш язык хорошо
отражает несовпадение этих понятий: слово
личность употребляется нами только
по отношению к человеку, и притом
начиная лишь с некоторого этапа его развития.
Мы не говорим "личность животного"
или "личность новорожденного". Никто,
однако, не затрудняется говорить о животном
и о новорожденном как об индивидах, об
их индивидуальных особенностях (возбудимое,
спокойное, агрессивное животное и т. д.
; то же, конечно, и о новорожденном). Мы
всерьез не говорим о личности даже и двух
- летнего ребенка, хотя он проявляет не
только свои генотипические особенности,
но и великое множество особенностей,
приобретенных под воз - действием социального
окружения; кстати сказать, это обстоятельство
лишний раз свидетельствует против понимания
личности как продукта перекрещивания
биологического и социального факторов.
Любопытно, наконец, что в психопатологии
описываются случаи раздвоения личности,
и это отнюдь не фигуральное только выражение;
но никакой патологический процесс не
может привести к раздвоению индивида:
раздвоенный, "разделенный" индивид
есть бессмыслица, противоречие в терминах.
Понятие личности,
так же как и понятие индивида, выражает
целостность субъекта жизни; личность
не состоит из кусочков, это не "полипняк".
Но личность представляет собой целостное
образование особого рода. Личность не
есть целостность, обусловленная генотипически:
личностью не родятся, личностью становятся.
Потому - то мы и не говорим о личности
новорожденного или о личности младенца,
хотя черты индивидуальности проявляются
на ранних ступенях онтогенеза из менее
ярко, чем на более поздних возрастных
этапах. Личность есть относительно поздних
продукт общественно - исторического и
онтогенетического развития человека.
Об этом писал, в частности, и С. Л. Рубинштейн.
Это положение
может быть, однако, интерпретировано
по - разному. Одна из возможных его
интерпретаций состоит в
Другое понимание
состоит в том, что формирование
личности есть процесс sui generis, прямо не
совпадающий с процессом прижизненного
изменения природных свойств индивида
в ходе его приспособления к внешней среде.
Человек как природное существо есть индивид,
обладающий той или иной физической конституцией,
типом нервной системы, темпераментом,
динамическими силами биологических потребностей,
аффективности и многими другими чертами,
которые в ходе онтогенетического развития
частью развертываются, а частью подавляются,
словом, многообразно меняются. Однако
не изменения этих врожденных свойств
человека порождают его личность.
Личность есть
специальное человеческое образование,
которое так же не может быть выведено
из его приспособительной деятельности,
как не могут быть выведены из нее его
сознание или его человеческие потребности.
Как и сознание человека, как и его потребности
(Маркс говорит: производство сознания,
производство потребностей), личность
человека тоже "производится" - создается
общественными отношениями, в которые
индивид вступает в своей деятельности.
То обстоятельство, что при этом трансформируются,
меняются и некоторые его особенности
как индивида, составляет не причину, а
следствие формирования его личности.
Выразим это иначе:
особенности, характеризующие одно единство
(индивида), не просто переходят в особенности
другого единства, другого образования
(личности), так что первые уничтожаются;
они сохраняются, но именно как особенности
индивида. Так, особенности высшей нервной
деятельности индивида не становятся
особенностями его личности и не определяют
ее. Хотя функционирование нервной системы
составляет, конечно, не - обходимую предпосылку
развития личности, по ее тип вовсе не
является тем "скелетом", на котором
она "надстраивается". Сила или слабость
нервных процессов, уравновешенность
их и т. д. проявляют себя лишь на уровне
механизмов, посредством которых реализуется
система отношений индивида с миром. Это
и определяет неоднозначность их роли
в формировании личности.
Чтобы подчеркнуть
сказанное, я позволю себе некоторое
отступление. Когда речь заходит
о личности, мы привычно ассоциируем
ее психологическую характеристику с
ближайшим, так сказать субстратом психики
- центральными нервными процессами. Представим
себе, однако, следующий случай: у ребенка
врожденный вывих тазобедренного сустава,
обрекающий его на хромоту. Подобная грубо
анатомическая исключительность очень
далека от того класса особенностей, которые
входят в перечни особенностей личности
(в так называемую их "структуру"),
тем не менее ее значение для формирования
личности несопоставимо больше, чем, скажем,
слабый тип нервной системы. Подумать
только, сверстники гоняют во дворе мяч,
а хромающий мальчик - в сторонке; потом,
когда он становится постарше и приходит
время танцев, ему не остается ничего другого,
как "подпирать стенку". Как сложится
в этих условиях его личность? Этого невозможно
предсказать, невозможно именно потому,
что даже столь грубая исключительность
индивида однозначно не определяет формирования
его как личности. Сама по себе она не способна
породить, скажем, комплекса неполноценности,
замкнутости или, напротив, доброжелательной
внимательности к людям и вообще никаких
собственно психологических особенностей
человека как личности. Парадокс в том,
что предпосылки развития личности по
самому существу своему безличны.
Личность, как
и индивид, есть продукт интеграции
процессов, осуществляющих жизненные
отношения субъекта. Существует, однако,
фундаментальное отличие того особого
образования, которое мы называем личностью.
Оно определяется природой самих порождающих
его отношений: это специфические для
человека общественные отношения, в которые
он вступает в своей предметной деятельности.
Как мы уже видели, при всем многообразии
ее видов и форм, все они характеризуются
общностью своего внутреннего строения
и предполагают сознательное их регулирование,
т. е. наличие сознания, а на известных
этапах развития также и самосознания
субъекта.
Так же как и
сами эти деятельности, процесс их
объединения - возникновения, развития
и распада связей между ними - есть процесс
особого рода, подчиненный особым закономерностям.
Изучения процесса
объединения, связывания деятельностей
субъекта, в результате которого формируется
его личность, представляет собой капитальную
задачу психологического исследования.
Ее решение, однако, невозможно ни в рамках
субъективно - эмпирической психологии,
ни в рамках поведенческих или "глубинных"
психологических направлений, в том числе
и их новейших вариантов. Задача эта требует
анализа предметной деятельности субъекта,
всегда, конечно, опосредованной процессами
сознания, которые и "сшивают" отдельные
деятельности между собой. Поэтому демистификация
представлений о личности возможна лишь
в психологии, в основе которой лежит учение
о деятельности, ее строении, ее развитии
и ее преобразованиях, о различных ее видах
и формах. Только при этом условии полностью
уничтожается упомянутое выше противопоставление
"личностной психологии" и "психологии
функций", так как невозможно противопоставлять
личность порождающей ее деятельности.
Полностью уничтожается и господствующий
в психологии фетишизм - приписывание
свойства "быть личностью" самой
натуре индивида, так что под давлением
внешней среды меняются лишь проявления
этого мистического свойства.
Фетишизм, о котором
идет речь, является результатом игнорирования
того важнейшего положения, что субъект,
вступая в обществе в новую систему отношений,
обретает также новые - системные - качества,
которые только и образуют действительную
характеристику личности: психологическую,
когда субъект рассматривается в системе
деятельностей, осуществляющих его жизнь
в обществе, социальную, когда мы рассматриваем
его в система объективных отношений общества
как их "персонификацию".
Здесь мы подходим
к главной методологической проблеме,
которая кроется за различением понятий
"индивид" и "личность". Речь
идет о проблеме двойственности качеств
социальных объектов, порождаемых двойственностью
объективных отношений, в которых они
существуют. Как известно, открытие этой
двойственности принадлежит Марксу, показавшему
двойственный характер труда, производимого
продукта и, наконец, двойственность самого
человека как "субъекта природы"
и "субъекта общества".
Для научной
психологии личности это фундаментальное
методологическое открытие имеет решающее
значение. Оно радикально меняет понимание
ее предмета и разрушает укоренившиеся
в ней схемы, в которые включаются та -
кие разнородные черты или "подструктуры",
как, например, моральные качества, знания,
навыки и привычки, формы психического
отражения и темперамент. Источником подобных
"схем личности" является представление
о развитии личности как о результате
наслаивания прижизненных приобретений
на некий предсуществующих метапсихологический
базис. Но как раз с этой точки зрения личность
как специфически человеческое образование
вообще не может быть понята.
Информация о работе Леонтьев А.Н.: деятельность - особая целостность