Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:30, контрольная работа
Жизненный путь личности есть разворачивающийся во времени и пространстве социальный процесс, заключающийся в непрерывном, индивидуальном порядке постоянно меняющихся типических событий, имеющих определенную ценность для индивида и являющихся результатом его взаимодействия с природной и социальной средой.
Первая проблема является дискуссионной и продолжает обсуждаться в психологической литературе . Вторая также разработана не окончательно, но при этом ряд определений понятия субъекта все же имеется. Так, согласно А.В. Брушлинскому, субъект - это человек, люди на высшем уровне активности, который индивидуален для каждого, на уровне целостности и автономности; для субъекта окружающая действительность - не только система раздражителей, а объект действия и познания, субъект - более широкое понятие, чем человек. Субъект есть единство всех его качеств - природных, социальных, общественных, индивидуальных. Личность - менее широкое определение человеческого индивида и обозначает социальные свойства человека.
Основной характеристикой субъекта является "переживание человеком себя как суверенного источника активности, способного в определенных границах намеренно осуществлять изменения окружающего мира и самого себя".
Действительно, как отмечает К.А. Абульханова-Славская исходным уровнем организации жизни и качества личности является ее невыделенность из хода событий, из жизни. Организация жизни тесно связана с ее осуществлением. "Затем на следующем уровне личность начинает выделяться, самоопределяться по отношению к событиям" (1), не наблюдается синхронности между изменчивостью личности и ходом событий. На высшем уровне личность не только самоопределяется по отношению к ходу отдельных событий, она "начинает последовательно и определенно проводить свою линию жизни, имеющую собственную логику, хотя и не обязательно ведущую к успеху" . Как субъект деятельности она не подчинена обстоятельствам, и поэтому может вступать в противоречие с ними. "Важнейшей характеристикой личности в качестве субъекта жизнедеятельности выступает знание, чего она хочет, знание своих и объективных возможностей, а главное, на что и как далеко она пойдет ради своих общественных принципов…" .
Проведение единой жизненной линии заключается не просто в отделении значимого от незначимого, а и в определении меры и масштаба значимости. Умение разрешать противоречия и определяет способность личности к регуляции диссонанса между ожиданиями и достижениями, которые строятся вокруг значимых событий.
Личность в качестве субъекта жизни существует в другом времени и пространстве, она сама организует и то, и другое, выбирая свой уникальный, присущий ее природе способ регуляции времени жизни. Эти задачи, поставленные С.Л. Рубинштейном в разные периоды своей творческой жизни, были реализованы в трудах его учеников и последователей и в работах авторов, которые занимались проблемой времени вне контекста функционально-динамического подхода к личности.
1.3. Концепция жизненного пути как движения от индивида к личности Б.Г. Ананьева.
Начало глубокому осмыслению жизненного пути как одной из категорий психологии было положено С.Л. Рубинштейном и стало затем центральным пунктом исследований Б.Г. Ананьева. На сегодняшний день ему принадлежит наиболее развернутая, хотя и не бесспорная, концепция жизненного пути как движения от индивида к личности. Им же была сформулирована идея жизненного пути как специфически человеческого способа индивидуального развития.
Б.Г. Ананьев занимался проблемами жизненного пути в 60-е годы 20 века. Он хотел создать науку (онтопсихологию), которая объединила бы все области познания о человеке. Онтопсихология Ананьева - это система психологических наук о развитии человека в его индивидуальном, общественно-историческом и эволюционно-биологическом аспектах, предметом онтопсихологии являются взаимосвязи, взаимозависимости онтогенеза и жизненного пути, которые определяют главные закономерности целостного, индивидуального развития человека.
Главное в его концепции то, что социальные отношения обуславливает жизненный путь личности, т.е. становление личности связано с изменением социальных отношений. Но если только социальные (общественные, исторические) отношения обуславливают жизненный путь личности, то каким скудным и обедненным оказывается этот жизненный путь и сама личность.
Б.Г. Ананьев рассматривает онтогенез и жизненный путь человека как взаимосвязанные и обуславливающие друг друга явления. Онтогенез - это развитие индивида и его мозга, т.е. психофизиологических функций.
Жизненный путь - сочетание исторических и биографических событий. "Жизненный путь человека - это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения". Логинова считает, что онтогенез у Ананьева выступает как "объективный фактор жизненного пути" (у него есть некая последовательность фаз: рождение, зрелость, старение и смерть). Также существует объективная детерминация жизненного пути - онтогенезом с одной стороны и социальными обстоятельствами с другой. Б.Г. Ананьев предлагает начинать изучение жизненного пути с помощью его периодизации. Ананьев вводит в психологию понятие "фазы жизненного пути", которые накладываются на возрастные стадии онтогенеза, но также обусловлены "историческими событиями", "изменениями образа жизни", "системой отношений", "суммой ценностей и жизненной программой - целями и смыслом жизни". Этапы жизни у Ананьева связанны между собой, он подходит к индивидуальному развитию как к единой, цельной истории: "Однако человек не "монтируется" из отдельных возрастов как своеобразных блоков развития с присущей каждому из них длительностью протекания. Все последующие фазы развития преемственно связаны предшествующими, причем не только с ближайшей, смежной, но и с весьма отдаленными, даже исходными, начиная с раннего детства". Для Б.Г. Ананьева основным является возраст человека, возраст соединяет социальное и биологическое в особые "кванты" - периоды жизненного пути. Для целей периодизации жизненного цикла и исследования взаимосвязей возраста и поворотных моментов жизненного пути Ананьев предлагает использовать классификацию возрастов по психофизиологическим характеристикам развития: детство (воспитание, обучение, развитие), юность (обучение, образование, общение), зрелость (профессиональная и социальная, самоопределение личности, создание семьи), старость (уход из профессиональной деятельности, но сохранение активности в сфере семьи). Сами моменты преобразований (генетические переходы) он называет "критическими точками развития". Существует возможность характеризовать развитие личности по определенным "пикам" или "оптимумам", он также называет их "кульминационными моментами" (оптимальные моменты каждой фазы или наивысшее развитие разных психофизиологических функций). Б.Г. Ананьев также вводит понятие "старт" - начало самостоятельной профессиональной деятельности и ее "финиш".
Для Ананьева особо важным фактом начала жизненного пути человека становится факт начала общественной деятельности. Воспитание, образование, обучение - лишь подготовительные фазы жизненного пути человека. Так как в общественном сознании тех лет господствовало стремление к стандартизации, типизации жизни людей, то и на концепции личности Ананьева это отразилось. Концепция жизненного пути, по Ананьеву, учитывает скорее социальную и возрастную периодизацию жизни, чем собственно личностную.
2. Самоактуализация личности в общении.
2.1. Понятие «самоактуализация» личности.
Понятие «самоактуализация» личности является базовым понятием гуманистической психологии. В центре ее внимания находится проблема воспитания и развития гармоничной и компетентной личности, максимально реализующей свой потенциал в интересах личностного и общественного роста.
Как отмечает Е.Е. Вахромов, на глобальном метапсихологическом уровне, тенденция к самоактуализации (по К. Роджерсу) есть проявление глубинной тенденции к актуализации: …«Мы подключаемся к тенденции, пронизывающей всю фактическую жизнь и выявляющей всю сложность, на которую способен организм. На еще более широком уровне мы имеем дело с могучей созидательной тенденцией, сформировавшей нашу вселенную: от самой крохотной снежинки до огромной галактики, от самой ничтожной амёбы до самой тонкой и одаренной личности». (2)
На уровне человека А.Маслоу определяет самоактуализацию «как такое развитие личности, которое освобождает человека от дефицита проблем роста и от невротических (или инфантильных, или воображаемых, или ненужных, или ненастоящих) проблем жизни… То есть самоактуализация – это не отсутствие проблем, но движение от преходящих или ненастоящих проблем к настоящим проблемам».
Процесс самоактуализации человека, как утверждает А. Маслоу, должен рассматриваться и описываться «изнутри» жизни человека, с его точки зрения, как определенный, сознательный выбор жизненных целей и путей их достижения. И видится он с этой точки как определенная последовательность эпизодов, ситуаций, в каждой из которых человек сталкивается с определенными проблемами, принимает вызовы, прилагая собственные усилия. По мере решения проблем человек совершенствуется, развивается, сознательно выбирая для себя еще более трудные (но соответствующие его силам и возможностям) реалистические проблемы. В противном случае человек деградирует, не принимая вызовы, отказываясь от приложения собственных усилий в решении проблем, или выбирая те, которые не соответствуют силам и возможностям его «самости». А. Маслоу подчеркивает, что выбор в пользу роста, в направлении самоактуализации должен осуществляться человеком в каждой ситуации выбора. Отказ человека от усилий по реализации своего потенциала может привести к возникновению нервных и психических расстройств, к соматическим заболеваниям, а отсутствие в том или ином регионе, стране, сообществе условий для самоактуализации человека приводит к явлениям застоя социогенного и экономического процесса.
О самоактуализации в широком смысле можно говорить на каждом возрастном этапе развития человека. Например, в овладении школьником определенной суммой знаний, достаточной для успешного поступления в Вуз. При этом, особое значение имеет факт осознания человеком знаний и умений. Такого рода осознание, дополняемое положительными оценками друзей, родных, взрослых приносит особые переживания, которые отражают состояние …счастья.
Обращаясь к проблеме самоактуализации личности, представители гуманистической психологии сосредотачивают внимание на необходимости создания в обществе условий для саморазвития и самосовершенствования «человека действующего», то есть обладающего творческой, «надситуативной активностью» (В.А.Петровский). Но, как отмечает В.А. Петровский, человек, способный творчески действовать, развивается и «вырастает» на протяжении жизни из человека адаптирующегося; способность к надситуативной активности «надстраивается» над сформированными социальными и индивидуальными компетентностями.
Социальная компетентность (по определению В.Н. Куницыной) – система знаний о социальной действительности и о себе, система сложных коммуникативных навыков и умений, сценариев поведения в типичных ситуациях общения, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решение со знанием дела, действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств.(3)
2.2. Понятие общения.
Общение – сложный многогранный процесс взаимодействия двух и более людей, при котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение выступает как способ бытия общества. В процессе общения происходит специализация личности и ее самореализация.
Процесс общения классифицируется:
по содержанию;
целям;
средствам;
функциям;
видам;
формам
Функции общения:
прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности;
формирующая функция проявляется в процессе развития человека становления его как личности;
функция подтверждения проявляется в том, что только в процессе общения индивид может понять, познать и утвердить в собственных глазах. К знакам подтверждения относят: знакомства, приветствия, оказания знаков внимания.
функция организации и поддержания межличностных отношений;
внутриличностная функция общения – это диалог с самим собой. Благодаря этой функции человек принимает решения, совершает поступки.
Формы общения:
непосредственное общение – осуществляется с помощью органов данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и т.д.);
опосредованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий (палка, след на земле, письменность, телевидение, радио, телефон и т.д.);
прямое общение – это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому;
косвенное общение предполагает участие «посредника», через которого предается информация;
межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах и подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера, совместный опыт деятельности, понимание. Например, общение в семье, на работе, в институте и т.д.;
массовое общение – это множественные связи и контакты незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью СМИ.
Специалисты в сфере торговли, обслуживания, бизнеса сталкиваются с проблемами межличностного общения, в котором выделяют три основных типа общения.
Типы общения:
императивное общение – это авторитарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение партнера, достижение контроля над его поведением, принуждение к определенным действиям. Особенность императивного общения в том, что принуждение партнера к чему-либо не скрывается. В качестве средств влияния используются приказы, указания, требования, угрозы, предписания и т.д.;
манипулятивное общение сходно с императивным. Основной целью является воздействие на партнера, но при этом достижение своих намерений осуществляется скрытно. Такой вид общения приводит к разрушению доверительных связей;
диалогическое общение является альтернативным императивному и манипулятивному типам общения. Оно основано на равноправии партнеров. Диалог возможен только при соблюдении следующих правил:
а) психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника, с учетом чувств, желаний, физического состояния партнера;
б) доверие к партнеру без оценки его личности (принцип доверительности);
в) восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и решение (принцип паритетности);
г) общение должно быть направлено на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип проблематизации);
д) разговор необходимо вести от своего имени, без ссылки на авторитеты (принцип персонифицирования общения).
Императивнная и манипулятивная формы межличностного общения не видят истинного собеседника и предполагают общение с самим собой, т.е. монологическое общение. Диалогическое общение предполагает внимательное отношение к собеседнику, к его вопросам.
Виды общения:
«контакт масок». В процессе общения нет стремления понять собеседника. Поэтому данный вид общения называют формальным. В ходе общения используется стандартный набор масок, которые стали уже привычными (строгость, вежливость, безразличие), а также соответствующий им набор выражений лица, жестов, фраз, которые позволяют скрыть эмоции и отношение к собеседнику;