Личность и малая социальная группа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:22, контрольная работа

Описание

Сегодня социальная психология – это наука, востребованная обществом. Поэтому она быстро развивается, постоянно расширяя направления своих практических исследований и самостоятельных отраслей. Например: этнопсихология, политическая психология, психология религии – их значение мы только сейчас начинаем правильно осмысливать.
В своей повседневной жизни мы сталкиваемся с такими явлениями как общение, ролевые

Содержание

1. Введение в социальную психологию______________________3 стр.

2. Социальные роли и статус личности______________________4стр.

3. Малая социальная группа: понимание, виды, структура ______6стр.

4. Лидерство, конформизм, групповое давление______________13стр.


Список использованных источников______________________14стр.

Работа состоит из  1 файл

Личность и малая социальная группа.docx

— 45.95 Кб (Скачать документ)

Министерство  спорта и туризма Республики Беларусь

 

Учреждение  образования  
«Белорусский государственный университет физической культуры»

 

Институт  туризма

 

Факультет туризма и гостеприимства

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин  в туризме и гостеприимстве

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

 «Основы психологии и педагогики»

 

по теме «Личность и малая социальная группа»  
(вариант №15)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Выполнил:  
                                                                    студент курса группы  
                                                                    факультета туризма и гостеприимства 
                                                                     

                                                               Проверил:______________________

 

 

 

 

 

Минск 20

 

 содержание

 

1. Введение в социальную  психологию______________________3 стр.

  
2. Социальные роли и статус личности______________________4стр.

 
3. Малая социальная группа: понимание, виды, структура ______6стр.

 
4. Лидерство, конформизм, групповое давление______________13стр.

 
 
    Список использованных  источников______________________14стр. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение в социальную психологию

Сегодня социальная психология – это наука, востребованная обществом. Поэтому она быстро развивается, постоянно расширяя направления своих практических исследований и самостоятельных отраслей. Например: этнопсихология, политическая психология, психология религии – их значение мы только сейчас начинаем правильно осмысливать.  
В своей повседневной жизни мы сталкиваемся с такими явлениями как общение, ролевые, межличностные и межгрупповые отношения, конфликты, слухи, мода, паника, и т.д. В основе перечисленных и подобных им явлений лежат психическая деятельность людей, поведение людей, которые взаимодействуют друг с другом в качестве социальных субъектов. Иными словами, речь идет о явлениях, порождаемых взаимодействием как отдельных личностей, так и их объединений – социальных групп: семья, производственная бригада, компания друзей, спортивная команда, политическая партия и т.д. 
Любой из перечисленных явлений взаимодействует с социальными структурами с определенными закономерностями, имеющими психологическую и одновременно социальную природу. Поэтому объясняя взаимодействие людей в сообществе нельзя использовать только психологические знания о внутреннем мире одного человека, необходимо подразумевать и учитывать социальные аспекты данного сообщества, как необходимого условия для дальнейшего развития. 
Социальная психология возникла на стыке двух самостоятельных наук: психология и социология, у которых есть свой предмет изучения, методы получения информации. 
Конец XX века вывел социальную психологию в ряд ведущих общественных наук. Она имеет свою научную методологию, разработала эффективные методики и способы изучения личности и групп людей во всевозможных социальных условиях, дает надежные советы. Социальная психология не останавливается на достигнутом, постоянно расширяет направления своих прикладных исследований, находит новые пути и способы, чтобы быть полезной человеку и обществу.  
Итак, обобщая все выше сказанное можно выделить определение: СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – это наука о закономерностях возникновения и функционирования общественно-психологических явлений. Каждая наука имеет свой предмет, объект изучения, задачи, разрабатывает свои теоретические основы, категории и методы исследования, выполняет определенные функции.                                                                             Объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы) или отдельные их представители (люди). 
Предметом социальной психологии выступают социально-психологические явления и процессы (общественно-психологические феномены), представляющие собой результат взаимодействия людей (их общественные отношения) как представителей различных социальных общностей.  
Все виды общественных отношений построены на психологических отношениях людей, т.е. субъективных связях, возникающих в результате взаимодействия и сопровождаемых уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих. Психологические отношения – это «живая человеческая ткань» любых социальных отношений. 
Психологические отношения - Результат непосредственных контактов между конкретными людьми, наделенных определенными особенностями, способных выражать свои эмоции, симпатии и антипатии, осознавать и переживать их (они персонифицированы, т.к. сугубо личные).     Общественные отношения - Они являются следствием определенного имущественного, социального распределения ролей в обществе (имеют обезличенный характер).                                                                                     Предметом социальной психологии являются социально-психологические явления или как их еще называют в науке «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХИКА» 
Методы социальной психологии представляют собой совокупность способов и приемов исследования, конкретных социально-психологических явлений и процессов. 
Наблюдение – распространенный метод, с помощью которого изучают социально-психологические явления и процессы в естественных условиях без вмешательства в их течение. Бывает житейское (регистрация фактов носит случайный неорганизованный характер) и научное (организованное, предполагает четкий план, фиксацию результатов): включенное, не включенное. 
Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов. Он бывает лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий. 
Обобщение независимых характеристик – предполагает выявление и анализ мнений людей о тех или иных социально-психологических явлениях или процессах. 
Анализ результатов деятельности – опосредованное изучение социально-психологических явлений по предметам совместной деятельности людей и практическим результатам, в которые воплощаются их способности. 
Опрос – предполагает ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя (письменные, интервью, устный).                                                           Тестирование – используется для диагностики взаимных симпатий и антипатий между членами группы и позволяет выявить структуру взаимоотношений в малых группах, конкретные позиции ее членов в структуре взаимоотношений, выявление формальных или неформальных лидеров и отвергнутых членов группы.

Социальные роли и статус личности

Особое место в структуре  личности занимают ее социальные статус и роль.Повзрослев, человек активно вступает, “внедряется” в общественную жизнь, стремясь занять в ней свое место, удовлетворить личные потребности и интересы. Взаимоотношения личности и общества можно описать по формуле: общество предлагает, личность ищет, выбирает свое место, стараясь реализовать интересы. При этом она показывает, доказывает обществу, что находится на своем месте и будет хорошо выполнять определенную отведенную ему роль.

Общественные функции  личности и вытекающие из них права  и обязанности по отношению к  другим участникам социального взаимодействия определяют её социальный статус, т. е. тот набор действий и соответствующих условий для их исполнения, которые закреплены за данным социальным статусом личности, занимающей определенное место, позицию в общественной структуре. Социальный статус личности является характеристикой социальной позиции, на которой она находится в данной социальной системе координат.

Общество следит, чтобы  личность исправно выполняла свои роли, общественные функции. Для чего наделяет ее определенным социальным статусом. В противном случае, оно ставит на данное место другую личность, полагая, что она будет лучше справляться с общественными обязанностями, принесет больше пользы другим членам общества, играющим в нем иные роли.

Социальные статусы бывают предписанными (пол, возраст, национальность) и достигнутыми (студент, доцент, профессор).

Достигнутые статусы закрепляются с учетом способностей, достижений, что дает перспективу каждому. В идеальном обществе большинство статусов достигаемы. В реальном — далеко не так. У каждой личности много статусов: отец, студент, преподаватель, общественный деятель и др. Среди них выделяется главный, который наиболее важен и ценен для общества. Ему соответствует социальный престиж данной личности.                                                     С каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение при исполнении соответствующих функций. В этом случае мы говорим о социальной роли личности.

Социальная роль — это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. На работе он может одновременно быть инженером, технологом, мастером производственного участка, членом профсоюза и т. д. Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их своевременному освоению и успешному исполнению членами общества возможно нормальное функционирование общественного организма.

Каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей. Войдя в автобус, мы становимся пассажирами и обязаны выполнять правила поведения в общественном транспорте. Закончив поездку, превращаемся в пешеходов и выполняем правила уличного движения. В читальном зале и в магазине мы ведем себя по-разному, поскольку разными являются роль покупателя и роль читателя. Отклонения от требований роли, нарушения правил поведения чреваты неприятными последствиями для человека.

Социальная роль не является жесткой моделью поведения. Люди неодинаково воспринимают и исполняют свои роли. Однако общество заинтересовано в том, чтобы люди своевременно овладевали, умело исполняли и обогащали социальные роли в соответствии с требованиями жизни. В первую очередь это относится к основным ролям: работника, семьянина, гражданина и т. д. В данном случае интересы общества совпадают с интересами личности. Социальные роли — формы проявления и развития личности, а их успешная реализация — залогом человеческого счастья. Нетрудно заметить, что поистине счастливые люди имеют хорошую семью, успешно справляются со своими профессиональными обязанностями. В жизни общества, в государственных делах принимают сознательное участие. Что же касается дружеских компаний, досуговых занятий и увлечений, то они обогащают жизнь, но не в состоянии компенсировать неудачи в осуществлении основных социальных ролей.


Малая социальная группа: понимание, виды, структура.

Основные  акты жизнедеятельности человека протекают  в малых группах (в семье, игровых  компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях). Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества.                                   Центральный психологический феномен, характеризующий малую группу как предмет социально-психологического исследования, - психологическая общность. Основными критериями феномена психологической общности группы выступают: явления сходства, общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, ценностных ориентаций и социальных установок); идентификация индивидов со своей группой (осознание принадлежности к данной группе, единства с ней – чувство «мы»); осознание членами группы имеющегося сходства, общности входящих в нее индивидов и отличий (в том числе психологических) своей группы от других; наличие социально-психологических характеристик, присущих группе в целом (а не характеризующих отдельных индивидов), таких как совместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологический климат и др. Количественные границы малой группы: За «нижнюю границу» размеров малой группы большинство специалистов принимают 3 человека. Это связанно с тем, что в группе из двух человек не могут формироваться групповые социально-психологические феномены в случае отсутствия согласия, единства членов диады. Поэтому группу из  2 человек можно рассматривать как специфическую разновидность малой группы. «Верхняя граница» малой группы определяется не столько количественными характеристиками, сколько качественными характеристиками, основной из которых является контактность, т.е. возможность каждого члена группы регулярно вступать в непосредственный контакт с другими ее представителями, общаться, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями.                                                                                                                             Среди реально существующих малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных, предложенное Э. Мэйо. Формальными называются группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, т.е. определяются формальными или официальными предписаниями. К формальным малым группам относятся прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов (трудовые, учебные и т.д.). Они создаются обществом для удовлетворения общественных потребностей. Неформальные малые группы – это объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих самим индивидам потребностей, прежде всего – в общении, принадлежности, понимании, симпатии, любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями. Формальные и неформальные группы различаются механизмами их образования и характером межличностных взаимоотношений. Деление на формальные и неформальные группы достаточно условно, т.к. могут возникать и функционировать в рамках друг друга. По времени существования принято выделять группы временные и постоянные. Этот признак важен с психологической  точки зрения, т.к. устойчивость контактов в группе – важный фактор формирования ее психологических характеристик. 

Референтность малой группы – значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. Основными функциями референтной группы являются сравнительная и нормативная (предоставление индивиду возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми их в группе и оценивать их с точки зрения соответствия групповым нормам и ценностям).                       Основными параметрами малой группы являются композиция и структура группы. Композиция – это совокупность индивидуальных особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Наиболее часто выделяют и указываются соотношения членов группы по таким особенностям, как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение.                                                                                                                Структура группы – Это совокупность связей, складывающихся в группе между отдельными индивидами или микро группами как элементами этой структуры.

  1. Наиболее часто выделяют структуру функциональных связей, т.е. отношений, определяемых характером распределения функций между членами группы, и структуру эмоциональных связей или межличностных отношений.
  2. Вслед за Мэйо принято выделять формальную и неформальную структуры группы или структуры формальных (официальных) и неформальных (неофициальных) связей. Формальная структура группы – это совокупность связей и отношений между членами группы, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, иерархической структурой организации и т.д.). Неформальная структура группы – это реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияний. Отличительный признак организованных групп – наличие в группе функциональной структуры, т.е. распределение между ее членами функций, необходимых для достижения целей совместной деятельности.
  3. Социометрическая структура группы - это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаимными предпочтениями и отражениями по результатам  социометрического теста, предложенным Дж. Морено. В основе этой структуры группы лежат эмоциональные отношения симпатии и антипатии, феномены межличностной привлекательности и популярности. Основными характеристиками социометрической структуры группы являются: характеристики социометрического статуса членов группы, т.е. положения, которые они занимают в системе межличностных выборов; характеристики взаимных эмоциональных предпочтений и отражений членов группы; наличие микро групп, члены которых связаны отношениями взаимных выборов.
  4. Коммуникативная структура группы – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и  передачи информации, циркулирующей в группе. Основные характеристики: положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации); частота и устойчивость коммуникативных связей в группе; тип коммуникативных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные «коммуникативные сети»).
  5. Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемая распределением между ними групповых ролей, т.е. типичных способов поведения, предписываемых ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса. В общем виде при анализе процесса взаимодействия в группе выделяются роли, связанные с решение задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы. Анализ ролевой структуры малой группы позволяет определить, какие именно ролевые функции ив какой степени реализуются участниками группового взаимодействия.
  6. Структура социальной власти и влияния в малой группе – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых направленностью и интенсивностью их взаимного влияния. Основные характеристики: системы связей, лежащих в основе руководства группой  (если речь идет о формально организованной группе), и неофициального (неформального) влияния, выраженного феноменом лидерства.

 

Лидерство, конформизм, групповое давление.

Социологическое направление в  изучении малых групп связано  с традицией, которая была заложена в Хоторнском эксперименте Джорджа Э. Мэйо (1880 – 1949).Суть их состояла в следующем. Компания Вестерн Электрик столкнулась с фактом понижения производительности труда сборщиц реле. Длительные исследования (до приглашения Мэйо) не привели к удовлетворительному объяснению причин. Тогда в 1928 г. был приглашен Мэйо, который и поставил свой эксперимент, первоначально имеющий целью выяснить влияние на производительность труда такого фактора, как освещенность рабочего помещения. В выделенных Мэйо экспериментальной и контрольной группах были введены различные условия труда: в экспериментальной группе освещенность увеличивалась и обозначался рост производительности труда, в контрольной группе при неизменной освещенности производительность труда не росла. На следующем этапе новый прирост освещенности в экспериментальной группе дал новый рост производительности труда; но вдруг и в контрольной группе — при неизменной освещенности — производительность труда также возросла. На третьем этапе в экспериментальной группе были отменены улучшения освещенности, а производительность труда продолжала расти; то же произошло на этом этапе и в контрольной группе.                                            Мэйо предположил, что в эксперименте проявляет себя еще какая-то переменная, и посчитал такой переменной сам факт участия работниц в эксперименте: осознание важности происходящего, своего участия в каком-то мероприятии, внимания к себе привело к большему включению в производственный процесс и росту производительности труда, даже в тех случаях, когда отсутствовали объективные улучшения.                                                                    На экспериментальной основе Мэйо установил наличие особого чувства социабильности — потребности ощущать себя «принадлежащим» к какой-то группе. Второй линией интерпретации явилась идея о существовании внутри рабочих бригад особых неформальных отношений, которые как раз и обозначились, как только было проявлено внимание к нуждам работниц, к их личной «судьбе» в ходе производственного процесса. Мэйо сделал вывод не только о наличии наряду с формальной еще и неформальной структуры в трудовых коллективах, о возможности использования ее как фактора воздействия на бригаду в интересах компании. Не случайно впоследствии именно на основании рекомендаций, полученных в Хоторнском эксперименте, возникла особая доктрина «человеческих отношений», превратившаяся в официальную программу управления и преподаваемая ныне в качестве учебной дисциплины во всех школах бизнеса.     Исследование малых групп фокусируется, как правило, на трех основных феноменах: феномене лидерства, феномене конформизма, и феномене групповой сплоченности.                                                                                Феномен лидерства. При характеристике динамических процессов в малых группах, естественно, возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции ее организации и управления? Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии.                                                                                                                         Крайне важно сделать, прежде всего, терминологические уточнения и развести понятия «лидер» и «руководитель». Главное различие состоит в том, что лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации.          Существует три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства.                                                                                                           «Теория черт» (иногда называется «харизматической теорией», от слова «харизма», т.е. «благодать», которая в различных системах религии интерпретировалась как нечто, снизошедшее на человека) исходит из положений немецкой психологии конца XIX — начала XX в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики. В 1940 г. К. Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерских». Среди них были названы такие: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие (позже Р. Стогдилл к ним добавил бдительность, популярность, красноречие). Однако, если посмотреть на разброс этих черт у разных авторов, то ни одна из них не занимала прочного места в перечнях.                                                    На смену теории черт пришло новое объяснение, сформулированное в «ситуационной теории лидерства». Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном  лидерство — продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером.                                                                                                                       Третий вариант был представлен в так называемой системной теории лидерства, согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов. Рекомендуют учитывать и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например длительность ее существования.    Феномен конформизма. Процессы группового давления получили в социальной психологии наименование феномена конформизма (от позднелат. conformis – подобный, сообразный). Само слово «конформизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество». Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы.                                                                                Впервые модель конформности была продемонстрирована в известных экспериментах С. Аша, осуществленных в 1951 г. Эксперименты эти считаются классическими, несмотря на то, что они подверглись весьма серьезной критике. Группе студентов предлагалось определить длину предъявляемой линии. Для этого каждому давались две карточки — в левую и правую руки. На карточке в левой руке был изображен один отрезок прямой, на карточке в правой руке — три отрезка, причем лишь один из них по длине равный отрезку на левой карточке. Испытуемым предлагалось определить, который из отрезков правой карточки равен по длине отрезку, изображенному на левой карточке. Когда задание выполнялось индивидуально, все решали задачу верно. Смысл эксперимента состоял в том, чтобы выявить давление группы на мнение индивидов методом «подставной группы». Экспериментатор заранее вступал в сговор со всеми участниками эксперимента, кроме одного («наивного субъекта»). Суть сговора состояла в том, что при последовательном предъявлении всем членам «подставной» группы отрезка левой карточки они давали заведомо неправильный ответ, называя этот отрезок равным более короткому или более длинному отрезку правой карточки. Последним отвечал «наивный субъект», и было важно выяснить, устоит ли он в собственном мнении (которое в первой серии при индивидуальном решении было правильным) или поддастся давлению группы. В эксперименте Аша более одной трети (37%) «наивных субъектов» дали ошибочные ответы, т.е. продемонстрировали конформное поведение. В последующих интервью их спрашивали, как субъективно переживалась заданная в эксперименте ситуация. Все испытуемые утверждали, что мнение большинства давит весьма сильно, и даже «независимые» признавались, что противостоять мнению группы очень тяжело, так как всякий раз кажется, что ошибаешься именно ты.                                                                                                           Малая группа может быть как первичной, так и вторичной в зависимости от того, какой тип взаимоотношений существует между ее членами; что же касается большой группы, то она может быть только вторичной.                       Феномен групповой сплоченности. Проблема групповой сплоченности подразумевает процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.                                                                                                       В русле социометрического направления сплоченность связывается с таким уровнем развития межличностных отношений, когда в них высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии. Термин "социометрия" связан с именем Джекоб Л. Морено (1892 – 1974), который в 30-е гг. нашего века разрабатывает особую социопсихологическую теорию, согласно которой изменение психологических отношений в малой группе является якобы главным условием изменения отношений во всей социальной системе. При всем утопизме такого подхода, Морено предложил весьма полезную эмпирическую процедуру для измерения некоторых групповых характеристик.                                                                                             Назначение социометрической процедуры может быть трояким:                              (а) измерение степени сплоченности — разобщенности в группе;                           (б) выявление "социометрических позиций", т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии — антипатии, где на крайних полюсах оказывается "лидер" группы и "отвергнутый";                                                  (в) обнаружение внутригрупповых подсистем — сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.                                   Психологи и педагоги, социологи и практики на предприятиях пользуются социометрическим тестом для диагностики групповой сплоченности, выявления лидеров. Широко применяется этот тест в научных исследованиях при определении влияния уровня сплоченности на эффективность групповой работы, для изучения механизмов "ролевого обучения" и влияния группового климата на этот процесс.                                                                                            С малыми группами связан и феномен социального манкирования. Он состоит в том, что при работе людей группами каждый из работников прилагает меньше усилий, чем в процессе самостоятельной работы.    Исследования показывают, что если усилия одного человека, тянущего за веревку, равны 4 кг, то усилия каждого человека в группе из трех человек составляют уже 3,6 кг, а в группе из 8 человек – 1,9 кг. В качестве одной из причин можно назвать неправильно скоординированные усилия. Однако, когда участникам эксперимента завязывали глаза и убеждали в том, что они тянут канат не в одиночку, а вместе с группой людей, они тоже не перетруждали себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Совокупность  феноменов характеризует ситуацию в группе в каждый конкретный момент ее существования. Но в отличие от лабораторных реальные группы существуют достаточно длительное время, они в определенном смысле «проживают» свою собственную жизнь. С другой стороны, длительность «жизни» малой группы не может быть сравнима с существованием больших групп, включенных в ход исторического развития. Каков характер изменений, которые происходят в малой группе на разных стадиях ее существования? Ответ на этот вопрос может быть найден лишь при условии рассмотрения проблем развития группы. Потребность в разработке этой части социально-психологического знания могла возникнуть только при условии фокусировки внимания не на лабораторных, а на реальных социальных группах. Важный вклад в ее разработку внесен отечественной социальной психологией, которая предложила решения по ряду позиций и хронологически раньше, чем это было сделано в других странах, и в специфическом методологическом ключе.

Социализация  группы происходит не в вакууме: на изменения в группе влияет характер культуры и общественных отношений, в рамках которых существует группа. Механизм этого воздействия раскрывается через внесение каждым новым членом группы ценностей общества, которые им отрефлексированы и применены к оцениванию ситуации в группе, своего положения в ней и т.п. Если в обществе нормативом является акцент на достижение и продуктивность, оценивание ситуации в группе будет в большей мере включать именно этот критерий. Если же в обществе популярна идея межличностной гармонии, в группе среди критериев оценивания можно также ожидать следования этой норме. Фаза развития группы, таким образом, соотносится с определенными изменениями в обществе. Хотя число экспериментальных исследований, посвященных анализу развития групп, пока ограничено, а к самой теоретической схеме можно предъявить много претензий, сам факт появления такой идеи весьма примечателен.

Еще одно направление изучения развития группы в отечественной психологии – это ориентаций личности «коллективизм – индивидуализм». Коллективизм и индивидуализм рассматриваются как полярные ценности, получающие весьма различное распространение в разных обществах. Индивидуализм как ценность, свойственная, например, американской культуре, порождает такие специфические нормы поведения индивида в группе, как ориентацию не на групповые, а на собственные цели, стремление подчеркнуть свой вклад в групповую деятельность, достаточную закрытость в общении, признание относительно низкой цены группы для своего существования в ней. Отечественная психология сконцентрирована на изучении групповых процессов, именно, как коллективных, что не исключает применения знания о функционировании малой группы в управлении коллективами.

Информация о работе Личность и малая социальная группа