Личность педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 10:43, реферат

Описание

В обществе возникла объективная потребность в образованных, компетентных людях, возросла тяга к образованию, а демократизация социальной жизни сделала его более доступным для разных категорий населения, в том числе для национальных меньшинств, женщин, инвалидов, работающей молодежи и др.
В связи с актуальной проблемой реформирования школы, рассмотрим профессию педагога и ее роль в современном обществе.

Содержание

Введение
Личностная характеристика педагога
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат Псих 3.docx

— 36.06 Кб (Скачать документ)

Важной характеристикой  педагога является характеристика «Я-образа», предполагающая отношение к самому себе, высокую положительную самооценку, принятие себя, ожидание позитивного отношения со стороны партнера. Особенностью «Я - образа» является высокая адаптивность педагога, предполагающая открытость в общении, способность принять другого человека, малая степень внушаемости» (5, стр. 26).

Выделив личностные качества педагога, не трудно понять, что не каждый человек пригоден для педагогической работы.

Перечисляя личностные особенности  педагога, нужно сказать, что они  не являются общими для разных уровней  и сфер педагогической деятельности. Они зависят и от социально-политических, экономических особенностей государства  и его культуры. Однако, в целом, они задают профиль личности социального  педагога.

 «Педагогическая профессия,  как уже отмечалось, является  одновременно преобразующей и  управляющей. А для того, чтобы  управлять процессом развития  личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм (Л.И. Мищенко)» (2, стр. 11). «Рамки компетенции любого специалиста устанавливаются соответствующим нормативно-правовым документом – квалификационной характеристикой, представляющей собой обобщенные требования к подготовленности специалиста на уровне его теоретического и практического опыта. Она является основополагающим документом подготовки и профессиональной деятельности специалиста и содержит его должностные обязанности; характеристику труда; основные знания и умения, которыми должен обладать выпускник того или иного учебного заведения либо практикующий специалист в данной должности» (4, стр. 11).

В общем виде психолого-педагогические знания определены учебными программами. Отражая единство содержательной и операциональной структур педагогической деятельности, психолого-педагогическая подготовка будущего педагога предполагает достаточно широкие знания методологических основ педагогики; закономерностей социализации и развития личности; сущности, целей и технологий воспитания и обучения; законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества. Поэтому психолого-педагогическая подготовка будущего педагога в первом своем приближении моделирует и реализует методологию, теорию и технологию педагогической деятельности, вкладывает основы гуманистически ориентированного мышления педагога (3, стр. 30).

     «Учитель в широком смысле слова это тот человек, который передает знания, умения, навыки, опыт.

     Учитель в узком смысле слова это тот человек, который получил специальность и обучает людей в учебных заведениях.

     Он воспитывает детей; ведет пропаганду педагогических знаний; обучает подрастающее поколение; развивает детей умственно, физически, эстетически; воспитывает социально активную личность; организовывает различные виды деятельности: просветительскую, оздоровительную» (2, стр. 4).

     Преобразовывать внутренний мир индивида на основе гуманистических идеалов, целенаправленно формировать нравственные качества, повышать уровень культуры и профессиональной подготовки человека - таковы функции современного учителя. Социальная роль педагога заключается в возможности оказывать влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, социуме, готовить подрастающее поколение к решению глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать и, если потребуется, предупреждать их последствия» (4, стр. 63).

«Для каждого отдельного человека образование имеет более или менее выраженную личностную ценность. Процесс получения образования, который в развитых странах занимает четверть жизненного пути современного человека, делает содержательной и одухотворенной его жизнь, окрашивает ее разнообразными эмоциями, удовлетворяет потребности в познании, общении, самоутверждении. В ходе образования выявляются и развиваются потенциальные способности личности, осуществляется её самореализация, формируется «образ человеческий». С помощью образования человек адаптируется к жизни в обществе, приобретает необходимые для этого знания и умения.

Заключение

В данном реферате я рассмотрела  педагога, как субъекта профессиональной деятельности; определила его личностные особенности;  изучила модели профессиональной компетенции учителя и социальную структуру образования. Также я попыталась проанализировать, какую роль играет педагогическая профессия на сегодняшний день в нашем обществе.

В основных направлениях реформы общеобразовательной  и профессиональной школы говорится: «Успешное решение сложных задач  обучения и воспитания молодежи в  решающей степени зависит от учителя, профессионального мастерства, эрудиции, культуры».

«Народный учитель – ваятель  духовного мира юной личности, доверенное лицо общества, которому оно вверяет  самое дорогое, самое ценное - детей, свою надежду, свое будущее» (5, стр. 86).

Итак, педагог должен обладать сегодня  следующими качествами:

  • Общественномировоззренческими (качествами, отвечающими требованиям общества): социальная ответственность; гражданственность; общественная активность; нравственная зрелость (высокая нравственная культура); убежденность учителя (убежденность преподавания своего предмета)
  • Профессионально-педагогическими качествами: высокий уровень образованности; педагогический такт; педагогическая наблюдательность; интерес к ребенку как к личности; творческое отношение к делу; умение обобщать, изучать и перенимать педагогический опыт; педагогические  способности (дидактические, организаторские, гностические, коммуникативные, конструктивные, сугитивные)
  • Личностными качествами: справедливость; ответственность; принципиальность; доброта в сочетании с требовательностью; скромность; верность слову; общительность; сдержанность и др.

     «Образование во многом определяет лицо общества. Ученые подчеркивают социальное значение образования как важной преобразующей силы общества. Отмечается, что для выхода из кризиса, переживаемого в настоящее время мировой цивилизацией, необходимы глубокие изменения в сознании, поведении людей. Преобразовывать внутренний мир индивида на основе гуманистических идеалов, целенаправленно формировать нравственные качества, повышать уровень культуры и профессиональной подготовки человека - таковы функции педагога в современном обществе. Социальная роль педагогической профессии заключается в возможности оказывать влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, социуме, готовить подрастающее поколение к решению глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать и, если потребуется, предупреждать их последствия» (6, стр. 14).

Главные задачи педагогов  на сегодняшний день состоят в  том, чтобы создать благоприятные  условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; способствовать выработке научного мировоззрения; обеспечить освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде; сформировать приемы самостоятельной деятельности» (1, стр. 39).

 

Список  литературы

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1999.
  2. Баранов С.П., Сластенин В.А. Педагогика. М., 1986.
  3. Леднев В.С. Содержание образования. М., 1989.
  4. Моисеева А. М. Нововведения во внутришкольном управлении. М., 1998.
  5. Подласый И.П. Педагогика. М., 1999.
  6. Полат Е.С. Новые педагогические технологии/ Пособие для учителей, М., 2000.
  7. Хомерики О.Г. Развитие школы как инновационный процесс. М., 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Личность педагога