Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:43, контрольная работа
Проблемы личности, её структуры и развития активно разрабатываются в философии, социологии, психологии и других науках. Сложность и неоднозначность этого «феномена» вызывало и вызывает большое количество представлений относительно ее сути и структуры, ведь в личности объединены различные аспекты бытия конкретного человека – как биологического существа, сознательного и активного субъекта, как члена общества.
Личность. Структура личности
Проблемы личности, её структуры
и развития активно разрабатываются
в философии, социологии, психологии
и других науках. Сложность и неоднозначность
этого «феномена» вызывало и вызывает
большое количество представлений
относительно ее сути и структуры, ведь
в личности объединены различные
аспекты бытия конкретного
Когда рождается ребенок,
то говорят, что родился человек.
Развитие его биологических задатков
и свойств характеризует
С понятием человека связана
другая родственная научная категория
индивид. По мнению А.Н. Леонтьева индивид
отражает, во-первых, целостность и
неделимость отдельной особи
данного биологического вида; а, во-вторых,
особенности конкретного
Индивид в процессе своей
деятельности вступает в общественные
отношения. Именно эти отношения
в представлениях А.Н. Леонтьева
и создают личность – «относительно
поздний продукт общественно-
Как»высшее интегральное понятие» рассматривает личность. В.Н. Мясищев. Личность характеризуется им «как система отношений человека к окружающей действительности». Эти отношения представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте психологическую связь человека с различными сторонами действительности.
Другое определение личности представил А.В. Петровский , в понимании которого личность – «системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде»
Б.Г. Ананьев определил личность как « общественный индивид», объект и субъект исторического процесса». Ученый подчеркивал, что личность всегда конкретно - исторична, она « является продуктом эпохи жизни страны», «современником и участником событий», которые составляют вехи истории общества и ее собственного пути развития.
С.Л. Рубинштейн считал, что
личность характеризуется таким
уровнем психологического развития,
который позволяет ей сознательно
управлять собственным
психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются и формируются;
при всем многообразии, различии и противоречивости основные психические свойства, взаимодействую с друг другом в конкретной деятельности человека и взаимопроникая друг в друга, смыкаются в единстве личности;
психический облик человека во всем многообразии психических свойств определяется реальным бытием, действительной жизнью человека и формируется в конкретной деятельности.
В зарубежной психологии сложилось несколько подходов к изучению личности. Социогенетический подход объясняет, что особенности личности обусловлены способами социализации, взаимоотношениями и взаимодействиями с другими людьми. В рамках этого подхода теория социализации утверждает, что рождаясь биологическим существом, человек под влиянием социальных условий становится личность; авторы теории научения ( Э. Тордайк, Б. Скиннер, и др.) говорят, что развитие личности есть результат подкрепленного научения, усвоения суммы знаний, умений и навыков; а теория ролей в качестве главных детерминантов поведения личности выделяет социальные роли, которые общество предлагает каждому человеку. Биогенетический подход признает, что в основе развития личности лежат биологические процессы созревания организма. Психогенетический подход к изучению личности не отрицает ни биологических, ни социальных факторов в развитии личности, а в большей степени обращает внимание на развитие психических процессов личности. Так психодинамические теории утверждают, что поведение личности обусловлено иррациональными, неосознаваемыми компонентами психики ( З. Фрейд, З. Эриксон и др.); когнитивистские теории пытаются доказать, что основу развития личности составляет развитие ее интеллекта (Ж. Пиаже, Дж Кепли и др.); персонологические теории провозглашают целостное развитие личности ( А. Маслоу и др.)
Одновременно с понятием личности разрабатываются характеристики личности, в частности критерии зрелой личности ( П. М. Якобсон). Под зрелостью личности понимается в прежде всего социальная зрелость, показывающая, насколько адекватно человек осознает свое место в обществе, каким мировоззрением он руководствуется в жизни, какого его отношение к нормам морали, права, законам, к своим обязанностям и своему труду. Социальная зрелость не может проявиться без зрелости и психологической. И наоборот, психологическая зрелость не может проявляться у социально незрелой личности: выраженное стремление к творчеству и проявление творческого начала в самых разнообразных сферах жизни; тонкая восприимчивость к достаточно широкому кругу явлений социальной жизни; хорошая интеллектуальная активность в постановке жизненных проблем, их понимании и решении; достаточная избирательная эмоциональная чувствительность; мобильность способностей, т.е. умение реализовать в соответствующих условиях свои потенциальные возможности; стремление к нравственному самосовершенствованию, интеллектуальному развитию, эстетическому развитию и пр.
Структура личности.
В процессе социального развития личности складывается ее структура, как «организация ее личностных свойств». Б.Г. Ананьев утверждал, что структура личности является продуктом социализации, именно она оказывает влияние на состояние личности, динамику ее поведения, процессы деятельности и общения с другими людьми. Распад структуры личности влечет за собой острые внутренние кризисы, дезорганизующие поведение человека. В структуре личности, по мнению ученого, переплетаются важнейшие человеческие свойства – свойства его как индивида, как личности и как субъекта. Свойствами (характеристиками) индивида являются возрастно-половые и индивидуально-типические особенности, которые определяют динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В качестве «первичных» характеристик человека как личности выделяются статус в обществе, роли и ценностные ориентации, которые определяют ее «вторичные» характеристики – особенности мотивации, структуру общественного поведения. Основным признаком человека как субъекта является сознание (как отражение объективной действительности).
Динамическую, функциональную структуру личности представил другой видный отечественный ученый К.К. Платонов. Он выделил в структуре личности четыре подструктуры на основе соотношения биологического и социального в человеке, их иерархической подчиненности и особого для каждой из них типа формирования. В качестве особых «наложенных» на эту структуру подструктур ученый выделил способности и характер.
1-я подструктура личности
объединяет направленность и
отношения личности, проявляющиеся
как ее моральные черты.
2-я подструктура личности
объединяет знания, навыки, умения
и привычки, приобретенные в личном
опыте путем обучения, но уже
с заметным влиянием и
3-я подструктура личности
объединяет индивидуальные
4-я подструктура личности объединяет свойства темперамента. Сюда же входят половые и возрастные свойства личности и ее патологические изменения. Формируются нужные черты, входящие в эту подструктуру (а точнее переделываются), путем тренировки, если эта переделка вообще возможна. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга. Кратко эту подструктуру можно называть биопсихической.
Ни отдельные черты личности, входящие как элементы в ее функциональную структуру, ни личность в целом не остаются неизменными в течение жизни человека. Они могут изменяться не только в процессе возрастного созревания, но определятся, например, социальным распадом или патологическим развитием.
Итак, личность – совокупность социальных свойств и качеств человека, которые он вырабатывает у себя прижизненно. Личностью не рождаются, личностью становятся(С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) и чем ярче и специфичнее выражены в личности социальные черты и качества, чем своеобразнее ее деятельность и характер, тем ярче и неповторимее она сама. В этом плане понятие личности дополняется другим - индивидуальностью. Индивидуальность – своеобразие и неповторимость личности, то особенное чем один человек отличается от другого. Индивидуальность проявляется в чертах характера, в индивидуальном стиле деятельности, в качестве функционирования познавательных процессов.
И еще одно понятие, рассматриваемое вместе с понятием человек, индивид, личность и индивидуальность – субъект. Человек как субъект является носителем видов человеческой деятельности активным субъектом познания и преобразования действительности. Говоря о человеке, как о субъекте в первую очередь обращают внимание на его самостоятельность, активность.
Развитие личности
Основные качества и свойства человека как личности формируются в процессе его индивидуального жизненного развития. Этот процесс называется онтогенезом. Онтогенез осуществляется в определенных условиях и его протекание определяет действие разнообразных факторов.
Общественная среда, политическая ситуация в стране экономическое положение, особенности социальных условий, совокупность разнообразных социальных и духовных отношений и др. выступают в качестве ведущего фактора развития личности. Не менее важным представляется влияние микросреды на становление личности человека, ведь люди, живущие в одной и той же макросреде, принадлежат к другим микросредам, где происходит их непосредственное общение и удовлетворение разнообразных потребностей (прежде всего это семья, класс в школе, студенческая группа, производственный коллектив и т.д.). События макро- и микросреды вносят объективные изменения в ход жизни человека и не являются однозначными по своим последствиям. Значение того или иного объективного события раскрывается в связи с позицией, которую занимает сам человек по отношению к этому событию (Н.А. Логинова).
Указывая на влияние социальной
среды, ученые не абстрагируются и от
биологической природы
И еще одним существенным фактором развития личности выступает воспитание. Без специально организованного и целенаправленного обучения и воспитания не смогут, например, развиться задатки. Для их превращения в способности необходимы соответствующим образом организованное обучение. В отличие от обучения и воспитания влияние среды носит больше стихийный и неорганизованный характер и само по себе влияние среды не может обеспечить решение задач, связанных с формированием личности и ее подготовкой к жизни, а особенно профессиональной деятельности.
Влияние среды и воспитание относятся к внешним факторам развития человека, природные предпосылки – к внутренним. Развитие и формирование личности есть результат многопланового взаимодействия этих факторов. Однако действие всей совокупности факторов сводится на нет, если они не оказывают положительное влияние на внутреннее стимулирование активности личности в работе над собой, не вызывают положительный отклик в ее внутренней сфере. Значит активность и собственное стремление человека к личностному совершенствованию в конечном итоге определяют его развитее.
Целостность развития личности обеспечивает ее психическое развитие. Этот процесс осуществляется по следующим направлениям:
Движущими силами психического развития являются противоречия: между потребностями и внешними обстоятельствами; между возросшими физическими и духовными возможностями и старыми формами деятельности, которые человек осуществляет; между новыми потребностями, которые порождаются деятельностью, общением и возможностями их удовлетворения; между новыми требованиями , которые предъявляет деятельность и несформированными умениями и навыками, необходимыми для ее осуществления.
Главными характеристиками
психического развития личности выступают:
социальная природа личности проявляется
в овладении ею общественно –
историческим опытом, накопленным человечеством,
и определяется общественными отношениями,
в которых она формируется. Ценность
– выявляется во взаимосвязях всех
психических функций, которые развиваются
в целостной структуре