Личности с точки зрения психологии. Гуманистическое направление в теории личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 23:00, доклад

Описание

уманистическая психология разрабатывает теорию личности как психодинамическую, интеракционистическую, неэкспериментальную, структурно-динамическую теории, которые охватывают весь период жизни человека и описывают его как личность в терминах внутренних свойств, и в поведенческих терминах. Основное внимание сосредоточено на описании, строении и развитии внутреннего опыта человека в том виде, в каком он представляется самому человеку в самосознании и мышлении.

Работа состоит из  1 файл

Маслоу. Теория, и мотивация.docx

— 17.68 Кб (Скачать документ)

Личности с точки зрения психологии.

Гуманистическое направление в  теории личности

Гуманистическая психология разрабатывает  теорию личности как психодинамическую, интеракционистическую, неэкспериментальную, структурно-динамическую теории, которые охватывают весь период жизни человека и описывают его как личность в терминах внутренних свойств, и в поведенческих терминах. Основное внимание сосредоточено на описании, строении и развитии внутреннего опыта человека в том виде, в каком он представляется самому человеку в самосознании и мышлении.      

Наиболее известными представителями  этого подхода к изучению личности являются американские психологи Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Дейвид. Рисмен.

   Термин «гуманистическая  психология» был придуман группой  персонологов, которые в начале 1960-х годов под руководством Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии – психоанализу и бихевиоризму. Маслоу назвал свой подход «психологией третьей силы».  Наиболее важная концепция, которую гуманистические  психологи извлекли из экзистенциализма, - это концепция становления.  Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления.      

  В различных теоретических  трудах Маслоу выдвигал  свою интерпретацию того, что составляет гуманистическую теорию личности.Для полного понимания гуманистического подхода, перед его рассмотрением необходимо изучить ключевые элементы  гуманистической психологии Маслоу.

         Индивид как единое целое. Одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в гуманистической позиции Маслоу, является то, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, а не как набор дифференцированных частей, и то,  что случается в какой-то части, влияет на весь организм. В теории Маслоу мотивация влияет на человека в целом, а не только на отдельные части его организма. Для Маслоу центральной характеристикой личности является непременное единство и общность.

         Неуместность экспериментов на животных. Сторонники  гуманистической психологии признают глубокие различия между поведением человека и животных.  Для них человек – нечто большее, чем просто животное; это совершенно  особый вид живых существ.  В отличие от бихевиористов, которые подчеркивали  принадлежность людей к животному миру, Маслоу рассматривал человека как нечто отличное от других животных. Он считал, что  изучение животных не применимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристики, которые присущи только человеку (идеалы, ценности, мужество, любовь, юмор, зависть, вина и т.д.), а также, что в равной степени важно, те, которые он использует, чтобы создавать поэзию, музыку,  науку и другие творения разума.

         Внутренняя природа человека.  Те, кто придерживается   гуманистических взглядов, утверждают, что природа человека в сущности хороша или, по крайней мере, нейтральна.  По Маслоу, разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации, или неудовлетворенности основных потребностей, а не каких-то врожденных пороков. Он  полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. Именно такого оптимистичного и возвышенного взгляда на человечество Маслоу придерживался всю жизнь.

         Творческий потенциал человека. Признание приоритета творческой стороны в человеке является,  возможно, самой значительной концепцией гуманистической психологии. Маслоу первым указал,  что творчество является наиболее универсальной характеристикой людей, которых он изучал или наблюдал. Описывая ее как неотъемлемое свойство природы человека, Маслоу  рассматривал  творчество как черту, потенциально присутствующую во всех людях от рождения. Творчество – универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения.

         Акцент на психическом здоровье. Маслоу утверждал, что ни один из психологических подходов, применявшихся для изучения поведения,  не придавал должного значения функционированию здорового человека, его образу жизни или жизненным целям.  В частности, он решительно критиковал поглощенность Фрейда изучением болезни, патологии и плохой адаптации. Маслоу сконцентрировал внимание на психически здоровом человеке и понимании такого человека с иных позиций, чем сравнение его с психически больным. Он был убежден, что мы не можем понять  психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье.

Мотивация: иерархия потребностей

         Маслоу полагал, что люди  мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Действительно, мотивационные процессы являются сердцевиной гуманистической теории личности.                 Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования.

концепция иерархии потребностей в мотивации  человека.

 Потребности в порядке их  очередности:

     -         физиологические потребности;  голод, жажда, половое влечение и другие   -         потребности безопасности и защиты; чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности           -         потребности принадлежности и любви; принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими         -         потребности самоуважения; компетентность, достижение успехов, одобрение, признание, авторитет             -         потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования. реализация своих целей,  способностей, развитие собственной личности

        В основе этой  схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет действующей. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. Таким образом  физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены прежде, чем возникнут потребности безопасности; физиологические потребности и потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени прежде, чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви. По Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Он исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей и что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он демонстрирует.

         Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них. Наконец, Маслоу предполагал, что некоторые люди могут создавать собственную иерархию потребностей благодаря особенностям своей биографии. Например, люди могут отдавать больший приоритет потребностям уважения, а не потребностям любви и принадлежности. Таких людей больше интересует престиж и продвижение по службе, а не интимные отношения или семья. В целом, однако, чем ниже расположена потребность в иерархии, тем она сильнее и приоритетнее.

Гуманистическая психология, или движение третьей силы, положила начало изображению  человечества, радикально отличному  от изображения его в психоанализе или бихевиоризме. Находясь под влиянием экзистенциальной философии, гуманистическая  психология в качестве своих основных принципов выдвигает трактовку  личности как единого целого, несообразность исследований на животных, восприятие человека как существа положительного и созидательного в своей основе, и  делает акцент на изучении психического здоровья.

         Будучи  основным направлением гуманистической  психологии, теория Абрахама Маслоу описывает человеческую мотивацию в терминах иерархии потребностей. Низшие (более основные) потребности в иерархии должны быть разумно удовлетворены прежде, чем потребности высокого уровня становятся доминантой побудительных сил в поведении человека. Гуманистическая природа теории Маслоу особенно ярко проявляется в концепции самоактуализации, стремлении к наивысшей реализации своего потенциала.


Информация о работе Личности с точки зрения психологии. Гуманистическое направление в теории личности