Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 09:03, реферат
Предмет: Различные подходы к изучению проблем лидерства и эффективного руководства.
Объект: Концептуальная модель идеального руководителя
Цель: 1Рассмотреть способности руководителя и лидера, как определяющие в достижении организационной эффективности.
2Определить специфическую модель идеального руководителя, как фактор эффективного руководства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО 5
2. ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА 8
2.1. Структурные теории. 8
2.2. Поведенческий подход 12
2.3. Ситуационный подход 15
3. СПОСОБНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ 18
3.1. Общие способности 18
3.2. Специфические способности 19
3.3. Способности руководителя исходя из функционального анализа его деятельности 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
Сибирская Академия Государственной Службы
(СибАГС)
Кафедра
психологии
Реферат по дисциплине:
«Психология и педагогика»
по
теме: «Лидерские способности руководителя»
Новосибирск 2007 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Властные отношения составляют важный аспект функционирования социальных организаций. Не случайно бытует мнение о том, что выбор места работы надо начинать с выбора руководителя.
В настоящее время, многие организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Эффективное исполнение любой профессиональной деятельности требует от личности наличия ряда необходимых психологических характеристик – профессионально важных качеств.
Лидерство
представляет собой специфический
тип управленческого
Современная теория менеджмента уделяет повышенное внимание вопросам лидерства и успешного руководства в организации. Этой тематике посвящается немалое количество исследований и публикаций.
Проблема лидерства и эффективного руководства далеко не нова и ей занимались как отечественные исследователи и психологи (Г. Андреева, О. А. Полищук, А.В. Петровский, Б. Парыгин, Р. Л. Кричевский и др.), так и зарубежные (Р. Блейк, Дж. Моутон, К. Левин, Ф. Фидлер, Д. Кенджеми, М. Шоу и др.).
Предмет: Различные подходы к изучению проблем лидерства и эффективного руководства.
Объект: Концептуальная модель идеального руководителя
Цель: 1Рассмотреть способности руководителя и лидера, как определяющие в достижении организационной эффективности.
2Определить специфическую модель идеального руководителя, как фактор эффективного руководства.
В науке управления, психологи различают руководство и лидерство. Так кто же такой лидер, и что же это такое – лидерство? В отечественной науке долгое время доминировало несколько узкое понимание этих феноменов. «Лидер – член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение остальных участников». «Лидерство – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе».1
Согласно этому подходу лидер – член малой группы, который в результате взаимодействия членов группы при решении конкретной задачи выдвигается на первый план, принимая на себя функции организатора групповой деятельности. При этом он демонстрирует более высокий, чем другие, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Остальные члены группы принимают лидерство, т. е. строят по отношению к лидеру такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.2
Исследователи
подчеркивали, что мера влияния лидера
на группу не является величиной постоянной:
при определенных обстоятельствах
его возможности могут
Преимущественно лидерство рассматривалось как способность влиять на группу, побуждая ее к достижению групповых целей и, если не противопоставлялось, то четко разграничивалось с управленческой деятельностью (руководством) менеджера.
Б.
Парыгин выделил следующие
Несмотря на явные различия руководства и лидерства, они имеют немало общего. Р. Л. Кричевский выделяет следующие три общие черты:
На
принципиальные между лидерством и
руководством обращает внимание и Г.
Андреева: «Понятие лидерства относится
к характеристике психологических
отношений, возникающих в группе
«по вертикале», т. е. с точки зрения
отношений доминирования и
В западной традиции существует очевидная тенденция все большего и большего отождествления этих понятий (руководство и лидерство).
Очевидно,
в любой организации
Таким образом, для одних исследователей эти понятия (лидерство и руководитель) являются синонимами, для других же это довольно далекие вещи. Но можно выделить одно существенное различие, с которым я полностью согласен, это то, что лидерство выступает как психологический феномен, руководство – как феномен социальный, как регламентированный обществом правовой процесс.
В
изучении лидерства можно выделить
три основных подхода. Первый подход
можно охарактеризовать как структурный.
Он ставит перед собой задачу выявить
универсальную структуру
Если попытаться описать лидера по общим характеристикам, представленным в средствах массовой информации, несомненно будут упомянуты такие характеристики, как интеллект, харизма, решительность, энтузиазм, мужество, сила, цельность характера, уверенность в себе и т.д. , такой набор содержит исключительно положительные личные качества и характеристики. к можно полнее представить этот список, в конечном счете, можно прийти к неожиданному выводу, что их обладатель больше достоин быть премьер-министр, чем младшим менеджером в промышленности.
Если вспомнить историю человечества или взглянуть на сегодняшних лидеров в экономике, культуре, спорте и, конечно же, в политике, то картина окажется довольно пестрой. и могучий Петр Великий, и «маленький» Наполеон, и больной Рузвельт, и «посредственный» Сталин, и «неуравновешенный» Гитлер, и суетливый Горбачев. э людей, без сомнения, можно назвать лидерами, но как не похожи их роли в истории. Как они сами не похожи на друг друга!
Какие же личностные, социальные, конституциональные или интеллектуальные характеристики отличают их от других людей, тех, кого мы никогда не назовем лидерами?
Размышляя о роли выдающихся личностей в истории, античные философы и историки, такие как Платон, Аристотель, Плутарх, Светоний, Тит Ливий и др., склонялись к мысли о том, что те или иные люди становятся «героями» исключительно благодаря своим личным качествам. Поэтому их успех не зависел от внешних услдовий, и они, по-видимому, были бы героями при любых обстоятельствах. Этих же взглядов придерживались в XIX в. Т. Карлейль, Ф. Гальтон и Ф. Ницше.
Карлейль выдвинул концепцию «героя» как человека, обладающего уникальными качествами, поражающими всеобщее воображение. Гальтон объяснял феномен лидерства, исходя из наследственных факторов. Для Ницше стремление к лидерству – это проявление «творческого инстинкта» человека, при этом лидер вправе игнорировать мораль – заблуждение слабых.8
Дж. Дауд отрицал само понятие «лидерство масс» и считал, что индивиды в каждом обществе значительно отличаются друг от друга своей энергией, способностями и нравственной силой.9
Все эти теории, исследования и мнения прямо или косвенно подводят к идеи о том, что если лидер одарен качествами, которые отличают его от последователей, то должна существовать возможность определения или выделения этих характеристик. Такое заключение и легло в основу теории лидерских черт характера, исходно присущих индивиду.
Важное значение для развития этого подхода имели результаты исследований С. Клубека и Б. Басса, продемонстрировавших, что лиц, от природы не склонных к лидерству, сделать лидерами практически невозможно. Можно лишь посредством психотерапии незначительно изменить некоторые особенности их характера.10
Р. Кеттел и Г. Стайс утверждали, что лидеры значительно отличаются от остальных членов группы восьмью следующими свойствами личности: