Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:30, реферат
Понятие «любовь» используется в литературе в различных значениях. Специфика понимания этого понятия связана с неоднородностью теоретических основ.
Любовь-как социально-психологический феномен
1.1 Анализ теоретических подходов к пониманию любви
Понятие «любовь»
используется в литературе в различных
значениях. Специфика понимания
этого понятия связана с
В социальном аспекте делается акцент на социальной силе любви — любовь, вступая в конфликт с эгоизмом, организует различные социальные институты. Любовь рассматривается в контексте идеи равенства в работах Дж. Локка; в утопическом социализме Т. Кампанелла любовь ассоциируется с идеей разумной социальной организации с гармонизацией общественных отношений, с повышением производительности труда. Заставить людей любить друг друга - важная задача в утопии А. де Сен-Симона. Любовь рассматривается в качестве социологической категории в работах Л. Фейербаха. Особое внимание социальному аспекту любви уделяется русскими мыслителями. Любовь понимается как начало и залог общественного благоденствия в работах Н.А. Добролюбова, как условие улучшения человеческой жизни в работах Н.Г. Чернышевского, как обогащение области гражданственности - А.И. Герцена, важное условие прогрессивной жизни общества - П.Л. Лаврова. Любовь играет важную роль в интеграции общественной жизни в проекте «регуляции природы» Н.Ф. Федорова. Любовь имеет огромное значение в сизигии как направлении исторического процесса в концепции B.C. Соловьева. В современных исследованиях отмечается, что через дискурс любви проходят многие идеологические установки, культурные нормы, властные запреты и социальные утопии; любовь рассматривается также как «противоядие» от опасностей национализма.
В одном из современных
исследований показано, что в любви
происходит воспроизведение
В эстетическом
аспекте высшие ступени эротического
восхождения связаны с
В мистическом
аспекте любовь рассматривается
существенное свойство божества, движущая
пружина человеческой истории; человеческая
любовь утратила совершенство и единство
с мудростью вследствие грехопадения
первого андрогина, и только акт
искупления Христом грехов человека
дает начало новому воссоединению в
концепции Я. Беме. В работах Ф.
Баадера сущность любви заключается
в «актуозности» (понимаемой как
объединенность и выравненность, завершенность
и взаимодополняемость). Любовь является
проблемой, которая разрешается
через прохождения «диалектики
любви». Согласно У. Джемсу, любовь есть
мистической переживание, так как
характеризуется
В филогенетическом аспекте рассмотрения любви центральным моментом становится вопрос соотношения любви животных и человека. Проведенный теоретический анализ позволяет выделить три точки зрения по данному вопросу.
Представители первой точке зрения признаются наличие любви у животных и утверждают отсутствие специфики человеческой любви; в данном случае человеческая любовь либо биологизируется и лишается небиологических компонентов, либо небиологические компоненты изначально приписываются животным.
Согласно второй точки зрения, любовь свойственна только человеку.
Третья точка
зрения - человеческая любовь имеет
ряд специфических
В культурологическом
аспекте любовь рассматривается
как элемент культурно-
Индивидуальная
любовь, по И. Канту, есть метаморфоза
полового инстинкта, которые трансформируется
в высший элемент культуры; по Н.А.
Бердяеву, любовь - это продукт развития
мировой культуры, «исход» из природной
необходимости.
В развитии любви в истории человечества Ф. Мюллер-Лиэр выделяет следующие этапы. На первом этапе любовь носит примитивный характер, что выражается в преобладании животных черт; на втором — появляется семейственная любовь и развиваются вторичные любовные чувства; на третьем этапе — возникает индивидуальная личная любовь с романтическими чувствами.
В работах философов показано, что индивидуальная любовь предполагает «наличие личности», индивидуальности. В развитии человеческой любви выделены две основные тенденции: гуманизация, раскрывающаяся как в процессе социализации, так и в процессе индивидуализации; усиление монистического характера первичного полового компонента и вторичного духовного, по И. Блоху.
Анализируя проблему возникновения любви, В.М. Розин приходит к заключению, что предпосылки любви появляются в архаической культуре (10-50 тысяч лет назад) в виде особого ритуала любовного поведения, в связи с ослаблением всеобщего контроля племени, формированием элементов частной жизни, раздельным воспитанием мужчин и женщин.
В период античности
появляется два идеала любви: архаический
и эзотерический. Архаический идеал
задается религиозно-мифологическим дискурсом
и характеризуется
В христианской
традиции Средневековья возникает
агапе (каритас) как теоцентрическая
установка (как путь человека к Богу,
как жертва, нисхождение, самоотдача,
немотивированная любовь). Также уникальной
частью средневековой культуры является
куртуазная любовь — амор (12-15 век),
как личное и избирательное чувство,
эта любовь свободно избрана и
свободно дарована. Этот идеал любви
называют первым массовым торжеством
индивидуальной любви. Возникает концепция
«вечно неудовлетворенной любви», как
устремленности к светоносному союзу,
за границы той любви, которая
возможна в жизни.
1.2 Специфика любовных отношений
Любовь - исключительно сложный объект для психологического анализа. Прежде всего, надо выяснить, отражает ли понятие "любовь" какую-то особую психологическую реальность, отличается ли комплекс связанных с ней чувств и паттернов (поведенческих образцов) от тех, которые связываются с другими переживаниями, такими как дружба и секс. Французский психолог Ж. Мэзоннев изучил многочисленные художественные и автобиографические описания любви и дружбы и обозначил качественные различия между "любовным" и "дружеским" временем и пространством. "Любовное" время кажется людям быстротекущим, изменчивым, лишенным длительности. Это "время, когда забывают о времени", его ритм определяется "биением сердец". Жизнь, будни текут как бы мимо влюбленных. "Дружеское" время выглядит более спокойным и однородным. Аналогично дело обстоит с пространством. Любовь стремится к полному уничтожению расстояния между любящими, сливая их в одно целое. Напротив, дружба, даже самая интимная, в силу своего духовного характера предполагает некоторую деликатность и сдержанность, сохранение определенной психологической дистанции между друзьями. Любовно-романтические отношения считаются более исключительными (неординарными) и обязывающими, чем дружеские. В случае нескольких любовных связей и привязанностей человек обычно задает вопрос, какая из них для него важнее, дороже, ближе. В дружбе, при всякой ее индивидуальности взаимоисключений выбор не обязателен, поэтому люди обращают меньше внимания на тонкие нюансы своих взаимоотношений, их развитие кажется более плавным, не требующим принятия каких-то ответственных решений.
Объективно установить различия дружбы и любви достаточно трудно, но сам человек неплохо дифференцирует свои взаимоотношения. Дж. Форгос и П. Добоц показали, что большинство испытуемых отличают в своем собственном опыте любви от сексуальных отношений, с одной стороны, и от дружбы - с другой. По мнению опрошенных авторами людей, каждое из этих явлений может существовать независимо от другого, но достаточно часто они сочетаются в рамках одних и тех же взаимоотношений.
С любовными переживаниями связаны вполне определенные ощущения, принадлежность некоторых именно к любви не вызывает сомнений у их носителей. Так, к набору, связанных с любовью переживаний относят эйфорию, депрессивные ощущения, склонность к фантазии, нарушения сна, общее возбуждение и трудности в концентрации внимания. Существуют и четкие образцы поведения, связанные с любовью и не характерные для других типов чувств и отношений. В лабораторных условиях влюбленные в два раза больше говорят друг с другом и в восемь раз больше времени проводят, глядя друг другу в глаза.
Интересно, что любовные переживания и связанное с ними поведение обладают известной половой спецификой, причем направление различий далеко не всегда соответствует традиционным представлениям о психологических особенностях мужчин и женщин. Так, вопреки сложившимся стереотипам, мужчины в целом характеризуются большим уровнем романтизма, чем женщины, легче и быстрее влюбляются, в большей степени разделяют романтические представления о любви. “Желание влюбиться” для мужчин более сильное основание для начала взаимоотношений, чем для женщин. У женщин любовь проходит быстрее, чем у мужчин, они чаще выступают инициаторами разрыва и легче его переживают. В то же время в период установившихся любовных отношений женщины склонны к большему самораскрытию по поводу своих чувств.
Отношения любви,
судя по результатам использования
«шкал любви и симпатии», для
женщин более специфичны, чем для
мужчин, корреляции между оценками
любви и симпатии у них значимо
ниже. Эти различия являются результатом
большой половой специфики
Склонность к
переживанию чувства любви
Существуют определенные
личностные особенности, которые способствуют
тому, что, говоря языком двухкомпонентной
модели, люди в разной степени склонны
интерпретировать происходящее с ними
как любовь.
Долгое время в психологии была популярна мысль . о том, что склонность к любви должна быть связана с выраженностью патопсихологических свойств (основанием для таких гипотез служили представления о любви как о манифестации слабости и дефицитарности субъекта).
Таким образом, любовь, любовные переживания представляют собой самостоятельное явление, не совпадающее ни с дружескими, ни с сексуальными отношениями.
1.3 Значимость любви как социального и психологического явления для общественной жизни
Социологические
исследования, проведенные в нашей
стране и за рубежом, показывают, что
стабильные отношения люди ценят
больше даже таких значимых ценностей,
как достаток и работа. Как правило,
люди, оценивающие себя как счастливых,
отличаются наличием у них надежных
и удовлетворяющих их эмоциональных
отношений. Более того, счастливыми
считают себя те, которые просто
имели или имеют любовный опыт.
Так, из опрошенных У. Кепхартом студентов
70 % мужчин и 75 % женщин сказали, что их
опыт любви и отношений с любимым
человеком сделал их счастливее, и
только 5 % мужчин и 4 % женщин связывают
со своим любовным опытом снижение
общей удовлетворенности
О высокой значимости
для человека эмоциональных отношений
говорит и то, что их распад является
исключительно тяжелым
Информация о работе Любовь - как социально-психологический феномен