Любовь - как социально-психологический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:30, реферат

Описание

Понятие «любовь» используется в литературе в различных значениях. Специфика понимания этого понятия связана с неоднородностью теоретических основ.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 22.12 Кб (Скачать документ)

Любовь-как  социально-психологический  феномен

1.1 Анализ теоретических подходов к пониманию любви

Понятие «любовь» используется в литературе в различных  значениях. Специфика понимания  этого понятия связана с неоднородностью  теоретических основ.

В социальном аспекте  делается акцент на социальной силе любви  — любовь, вступая в конфликт с эгоизмом, организует различные  социальные институты. Любовь рассматривается  в контексте идеи равенства в  работах Дж. Локка; в утопическом социализме Т. Кампанелла любовь ассоциируется с идеей разумной социальной организации с гармонизацией общественных отношений, с повышением производительности труда. Заставить людей любить друг друга - важная задача в утопии А. де Сен-Симона. Любовь рассматривается в качестве социологической категории в работах Л. Фейербаха. Особое внимание социальному аспекту любви уделяется русскими мыслителями. Любовь понимается как начало и залог общественного благоденствия в работах Н.А. Добролюбова, как условие улучшения человеческой жизни в работах Н.Г. Чернышевского, как обогащение области гражданственности - А.И. Герцена, важное условие прогрессивной жизни общества - П.Л. Лаврова. Любовь играет важную роль в интеграции общественной жизни в проекте «регуляции природы» Н.Ф. Федорова. Любовь имеет огромное значение в сизигии как направлении исторического процесса в концепции B.C. Соловьева. В современных исследованиях отмечается, что через дискурс любви проходят многие идеологические установки, культурные нормы, властные запреты и социальные утопии; любовь рассматривается также как «противоядие» от опасностей национализма.

В одном из современных  исследований показано, что в любви  происходит воспроизведение фундаментальных  человеческих ценностей, что делает любовь высоконравственным явлением. Одновременно любовь лишает данные ценности статуса абсолютности и выходит  за пределы моральной ограниченности.

В эстетическом аспекте высшие ступени эротического восхождения связаны с познанием  высшей красоты. По мнению исследователей, в христианском мировоззрении любовь связана с духовным наслаждением. Основная цель любви заключается  в поиске прекрасного, желании насладиться красотой, в произведении прекрасного. Любовь есть желание красоты и влечение к красоте. В немецкой философии красота понимается как выражение потребности в любви. Понятие красоты и любви прочно связываются в русской философии (В.В. Розанов). Любовь выступает как эстетическое явление в работах М.М. Бахтина. Согласно А.Ф. Лосеву, эстетическое переживание и есть любовь.

В мистическом  аспекте любовь рассматривается  существенное свойство божества, движущая пружина человеческой истории; человеческая любовь утратила совершенство и единство с мудростью вследствие грехопадения первого андрогина, и только акт  искупления Христом грехов человека дает начало новому воссоединению в  концепции Я. Беме. В работах Ф. Баадера сущность любви заключается  в «актуозности» (понимаемой как  объединенность и выравненность, завершенность  и взаимодополняемость). Любовь является проблемой, которая разрешается  через прохождения «диалектики  любви». Согласно У. Джемсу, любовь есть мистической переживание, так как  характеризуется неизреченностью, интуитивностью. Мистический характер любви также отмечает X. Ортега-и-Гассет.

В филогенетическом аспекте рассмотрения любви центральным  моментом становится вопрос соотношения  любви животных и человека. Проведенный  теоретический анализ позволяет  выделить три точки зрения по данному  вопросу.

Представители первой точке зрения признаются наличие  любви у животных и утверждают отсутствие специфики человеческой любви; в данном случае человеческая любовь либо биологизируется и лишается небиологических компонентов, либо небиологические компоненты изначально приписываются животным.

Согласно второй точки зрения, любовь свойственна только человеку.

Третья точка  зрения - человеческая любовь имеет  ряд специфических характеристик: разумность, индивидуализация, духовность, независимость от природной необходимости.

В культурологическом аспекте любовь рассматривается  как элемент культурно-исторической реальности. Историзм любви подчеркивается также Л.С. Выготским. В данном аспекте  основное внимание уделяется вопросам возникновения любви и выделение  специфических черт любви в каждой культуре, так как каждая культурно-историческая эпоха создает свой идеал любви, в соответствие с этим выделяются исторические типы любви.

Индивидуальная  любовь, по И. Канту, есть метаморфоза  полового инстинкта, которые трансформируется в высший элемент культуры; по Н.А. Бердяеву, любовь - это продукт развития мировой культуры, «исход» из природной  необходимости. 

В развитии любви  в истории человечества Ф. Мюллер-Лиэр выделяет следующие этапы. На первом этапе любовь носит примитивный  характер, что выражается в преобладании животных черт; на втором — появляется семейственная любовь и развиваются вторичные любовные чувства; на третьем этапе — возникает индивидуальная личная любовь с романтическими чувствами.

В работах философов  показано, что индивидуальная любовь предполагает «наличие личности», индивидуальности. В развитии человеческой любви выделены две основные тенденции: гуманизация, раскрывающаяся как в процессе социализации, так и в процессе индивидуализации; усиление монистического характера первичного полового компонента и вторичного духовного, по И. Блоху.

Анализируя проблему возникновения любви, В.М. Розин приходит к заключению, что предпосылки  любви появляются в архаической  культуре (10-50 тысяч лет назад) в  виде особого ритуала любовного  поведения, в связи с ослаблением  всеобщего контроля племени, формированием  элементов частной жизни, раздельным воспитанием мужчин и женщин.

В период античности появляется два идеала любви: архаический  и эзотерический. Архаический идеал  задается религиозно-мифологическим дискурсом  и характеризуется преобладанием  чувственной основы. Эзотерический  идеал связан с развитием философии  и акцентированием платонической  любви.

В христианской традиции Средневековья возникает  агапе (каритас) как теоцентрическая  установка (как путь человека к Богу, как жертва, нисхождение, самоотдача, немотивированная любовь). Также уникальной частью средневековой культуры является куртуазная любовь — амор (12-15 век), как личное и избирательное чувство, эта любовь свободно избрана и  свободно дарована. Этот идеал любви  называют первым массовым торжеством индивидуальной любви. Возникает концепция  «вечно неудовлетворенной любви», как  устремленности к светоносному союзу, за границы той любви, которая  возможна в жизни. 
 
 
 

1.2 Специфика любовных  отношений

Любовь - исключительно  сложный объект для психологического анализа. Прежде всего, надо выяснить, отражает ли понятие "любовь" какую-то особую психологическую реальность, отличается ли комплекс связанных с  ней чувств и паттернов (поведенческих  образцов) от тех, которые связываются  с другими переживаниями, такими как дружба и секс. Французский  психолог Ж. Мэзоннев изучил многочисленные художественные и автобиографические описания любви и дружбы и обозначил  качественные различия между "любовным" и "дружеским" временем и пространством. "Любовное" время кажется людям  быстротекущим, изменчивым, лишенным длительности. Это "время, когда забывают о времени", его ритм определяется "биением  сердец". Жизнь, будни текут как  бы мимо влюбленных. "Дружеское" время  выглядит более спокойным и однородным. Аналогично дело обстоит с пространством. Любовь стремится к полному уничтожению расстояния между любящими, сливая их в одно целое. Напротив, дружба, даже самая интимная, в силу своего духовного характера предполагает некоторую деликатность и сдержанность, сохранение определенной психологической дистанции между друзьями. Любовно-романтические отношения считаются более исключительными (неординарными) и обязывающими, чем дружеские. В случае нескольких любовных связей и привязанностей человек обычно задает вопрос, какая из них для него важнее, дороже, ближе. В дружбе, при всякой ее индивидуальности взаимоисключений выбор не обязателен, поэтому люди обращают меньше внимания на тонкие нюансы своих взаимоотношений, их развитие кажется более плавным, не требующим принятия каких-то ответственных решений.

Объективно установить различия дружбы и любви достаточно трудно, но сам человек неплохо  дифференцирует свои взаимоотношения. Дж. Форгос и П. Добоц показали, что  большинство испытуемых отличают в  своем собственном опыте любви  от сексуальных отношений, с одной  стороны, и от дружбы - с другой. По мнению опрошенных авторами людей, каждое из этих явлений может существовать независимо от другого, но достаточно часто они сочетаются в рамках одних и тех же взаимоотношений.

С любовными  переживаниями связаны вполне определенные ощущения, принадлежность некоторых  именно к любви не вызывает сомнений у их носителей. Так, к набору, связанных  с любовью переживаний относят  эйфорию, депрессивные ощущения, склонность к фантазии, нарушения сна, общее  возбуждение и трудности в  концентрации внимания. Существуют и  четкие образцы поведения, связанные  с любовью и не характерные  для других типов чувств и отношений. В лабораторных условиях влюбленные в два раза больше говорят друг с другом и в восемь раз больше времени проводят, глядя друг другу в глаза.

Интересно, что  любовные переживания и связанное  с ними поведение обладают известной  половой спецификой, причем направление  различий далеко не всегда соответствует традиционным представлениям о психологических особенностях мужчин и женщин. Так, вопреки сложившимся стереотипам, мужчины в целом характеризуются большим уровнем романтизма, чем женщины, легче и быстрее влюбляются, в большей степени разделяют романтические представления о любви. “Желание влюбиться” для мужчин более сильное основание для начала взаимоотношений, чем для женщин. У женщин любовь проходит быстрее, чем у мужчин, они чаще выступают инициаторами разрыва и легче его переживают. В то же время в период установившихся любовных отношений женщины склонны к большему самораскрытию по поводу своих чувств.

Отношения любви, судя по результатам использования  «шкал любви и симпатии», для  женщин более специфичны, чем для  мужчин, корреляции между оценками любви и симпатии у них значимо  ниже. Эти различия являются результатом  большой половой специфики развития близких отношений в онтогенезе. Дружба девочек, например, характеризуется  большей интимностью и избирательностью, чем дружба мальчиков, общение в  парах девочек носит другой характер, чем в ларах мальчиков и  т. п. Надо сказать, что проблема половых  различий в любви не может решаться вне временного и социального контекста. Так, меняются сами представления о половых различиях, которые в значительной степени эти различия и поддерживают (так как люди стремятся соответствовать сложившемуся стереотипу).

Склонность к  переживанию чувства любви оказывается  связанной с такими чертами, как  уровень романтизма и локус контроля, причем экстернальному локусу соответствуют  большие значения романтического поведения; обнаружены и другие зависимости. Можно  предположить, что связь между  склонностью к любви и личностными  характеристиками опосредуется представлениями  людей о желательных и соответствующих  их полу, возрасту и другим параметрам формах поведения.

Существуют определенные личностные особенности, которые способствуют тому, что, говоря языком двухкомпонентной модели, люди в разной степени склонны  интерпретировать происходящее с ними как любовь. 

Долгое время  в психологии была популярна мысль . о том, что склонность к любви должна быть связана с выраженностью патопсихологических свойств (основанием для таких гипотез служили представления о любви как о манифестации слабости и дефицитарности субъекта).

Таким образом, любовь, любовные переживания представляют собой самостоятельное явление, не совпадающее ни с дружескими, ни с сексуальными отношениями.

1.3 Значимость любви  как социального  и психологического  явления для общественной  жизни

Социологические исследования, проведенные в нашей  стране и за рубежом, показывают, что  стабильные отношения люди ценят  больше даже таких значимых ценностей, как достаток и работа. Как правило, люди, оценивающие себя как счастливых, отличаются наличием у них надежных и удовлетворяющих их эмоциональных  отношений. Более того, счастливыми  считают себя те, которые просто имели или имеют любовный опыт. Так, из опрошенных У. Кепхартом студентов 70 % мужчин и 75 % женщин сказали, что их опыт любви и отношений с любимым  человеком сделал их счастливее, и  только 5 % мужчин и 4 % женщин связывают  со своим любовным опытом снижение общей удовлетворенности жизнью.

О высокой значимости для человека эмоциональных отношений  говорит и то, что их распад является исключительно тяжелым переживанием и оказывает серьезное разрушительное воздействие на его психическое  и соматическое состояние. Одно из исследований показало, что за 9 лет, прошедших  после разрушения эмоциональных  связей со значимыми другими, среди  тех, с кем это произошло, умерло вследствие различных причин в 2 раза больше людей, чем в уравненной с  ними по социально-демографическими показателями группе мужчин и женщин, сохранивших  контакт с близкими. Среди одиноких американских мужчин в возрасте старше 65 лет, по сравнению с их семейными сверстниками, в два раза выше смертность от рака легких и желудка, в 10 - от туберкулеза, в 7 - от цирроза печени. Во всех возрастах смертность от инфаркта значимо выше у одиноких, чем для семейных.

Информация о работе Любовь - как социально-психологический феномен