Манипуляции в общении. Основные категории этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 10:46, контрольная работа

Описание

Этика — философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – Добро и Зло. Этика дает ответ на вопрос, как должны правильно жить.
Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.
Поведение в процессе делового взаимодействия во многом зависит от таких личностных качеств человека, как совесть, долг, честь, достоинство, благородство.

Содержание

10. Основные категории этики…………………………………………………...3
19. Манипуляции в общении……………………………………………………..6
Заключение………………………………………………………………………...9
Литература……………………………………………………………………….10

Работа состоит из  1 файл

контрольная по психологии.docx

— 30.10 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

10. Основные  категории этики…………………………………………………...3 

19. Манипуляции  в общении……………………………………………………..6 

Заключение………………………………………………………………………...9 

Литература……………………………………………………………………….10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10. Основные  категории этики 

Этика — философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – Добро и Зло. Этика дает ответ на вопрос, как должны правильно жить. 

Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.

Поведение в процессе делового взаимодействия во многом зависит от таких личностных качеств человека, как совесть, долг, честь, достоинство, благородство.

Совесть – моральное осознание человеком своих действий. Совесть является фактором, предостерегающим личность от неблаговидных поступков и побуждающим к нравственной деятельности.

Совесть тесно связана с такой моральной  категорией, как долг.

Долг – это осознание добросовестного исполнения своих служебных и гражданских обязанностей, это нравственная обязанность индивида перед обществом, коллективом, семьей, друзьями. Благодаря совести при нарушении долга человек несет ответственность перед другими людьми и перед самим собой

Честь обязывает человека добросовестно выполнять свои служебные, гражданские, профессиональные обязанности, быть правдивым, требовательным к себе и другим и т.д.

Достоинство выражается в самоуважении, в осознании значимости своей личности.

Достоинство не позволяет человеку унижаться, льстить, угодничать ради своей выгоды, терпеть оскорбления со стороны других индивидов.

Благородство  - это способность человека жертвовать своими интересами во имя интересов других, совершать бескорыстные поступки. Это нравственное поведение высшего качества.

Благородство  предполагает тайное самопожертвование  и помощь, которые не требуют огласки  и благодарности.

Нравственные  качества личности: совесть, долг, честь, достоинство, благородство имеют базовый характер, нравственные же требования к общению: вежливость, тактичность, точность, скромность и др. относятся к этикету.

Вежливость  – это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству.

Суть  вежливости – доброжелательность. Вежливость может проявляться по-разному. Существует несколько оттенков вежливости: корректность, учтивость, любезность, деликатность.

Корректность  – несколько подчеркнутая, официальная, сухая вежливость, умение держать себя в рамках приличий в любых ситуациях, в том числе и конфликтных. Проявлять корректность - значит сохранять достоинство свое и своего партнера по общению.

Учтивость – вежливость почтительная, проявляемая обычно к старшим. Уважение к родителям входит в любой свод писаных и неписаных правил от Ромула до наших дней.

Соблюдаются обычаи и традиции народа почитать старших, любить родителей, уважать  женщину.

Любезность  – вежливость, в которой явно проявляется стремление быть приятным и полезным другому человеку.

Деликатность  – это вежливость, проявляемая с особой мягкостью, тонкостью, чуткостью в отношении людей, с которыми происходит общение.

Одним из элементов вежливого обхождения является тактичность. Чувство такта – это, прежде всего чувство меры, чувство границы в общении, превысив которые можно обидеть человека или поставить его в неловкое положение. Тактичный человек не сделает замечания кому-либо в присутствии других людей, не унизит человеческое достоинство. Тактичное поведение предполагает и умение задавать вопросы.

Точность  – это моральная норма. Нарушение ее в общественной жизни, деловой сфере приводит к невыполнению контракта, срыву важного задания и др.

В деловом  мире считают, что нельзя положиться на того, кто опаздывает. Нужно уметь ценить свое время, не бросать слов на ветер. «Точность – вежливость королей и долг всех добрых людей», - говорил французский король Людовик ХVIII.

Скромность  является проявлением высокой этической культуры. Она означает сдержанность в оценках, не бравирование своими достоинствами, служебным положением, уважение вкусов и привязанностей других людей. Скромный человек никогда не считает себя выдающейся личностью, способнее, умнее других, не требует для себя никаких привилегий. Дейл

Карнеги утверждает: «Человек, который говорит  только о себе, только о себе и  думает. А человек, который думает только о себе – безнадежно некультурен. Он некультурен, как бы образован он ни был».

Вежливый  человек предупредителен.

Предупредительность – это стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобства и неприятностей. Предупредительный человек первым предложит место в транспорте инвалиду или пожилому человеку, без просьбы подаст ему руку, когда он выходит из транспорта, поможет ему перейти улицу.

Общепринятые  нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности, лежат в основе коммуникативной культуры.

Коммуникативная культура – это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату. 
 
 
 

19. Манипуляции  в общении 

       Манипулированием или манипуляцией назовём такое управление поведение человека, которое совершается ради какой-либо выгоды того, кто управляет. 
           Конечно, нет человека, который хоть раз не схитрил бы, чтобы добиться желаемого. В каждом из нас с детства сидит манипулятор. Допуская возможность раэвой манипуляции, своего рода игры, цель которой – избежать затруднительного положения, американский психолог Э. Шостром резко осуждает манипулирование как основной стиль общения, «псевдофилософию жизни, направленную на то, чтобы эксплуатировать как себя, так и других». Постоянное манипулирование опасно тем, что приводит к разрушению личности человека, основные душевные силы которого направлены на управление другими. А объекту манипулирования его положение невыносимо из-за чувства подавления личности, роли игрушки в чьих-то руках, средства для достижения чужих целей.

     Причины манипулирования, по мнению Шострома – в слабости человеческой натуры:

  1. Не в силах положиться на себя, лучше сделать, ответственным за все другого, которым можно управлять и которого можно контролировать. Людей, преуспевающих в этом, можно назвать активными манипуляторами.
  2. Если не хватает сил справиться с жизненными трудностями, удобно занять пассивную позицию: Делайте со мной что хотите! (пассивный манипулятор).
  3. Взгляд на жизнь как на постоянную цепочку сражений и на людей как на соперников и врагов порождает соревнующегося манипулятора, который действует то активным, то пассивным методами.
  4. Желая и не находя любви окружающих, можно попытаться добиться власти над ними силой хитрого ума (активные манипуляторы).
  5. Некоторые люди настолько бояться заслужить чье-то неодобрение, что стараются угодить всем (пассивные манипуляторы)

     Итак, основная линия поведения активных манипуляторов – главенство и  власть во что бы то ни стало. Стратегия  поведения пассивных манипуляторов  – приспособленчество, угодничество. Цель деятельности соревнующихся манипуляторов выиграть любой ценой, несмотря ни на что.

     Знание  основных причин манипулирования и стратегической линии поведения манипуляторов позволяет не только распознать их среди окружающих, но и предвидеть их поступки и, следовательно, избежать участи их жертв.

     Как же происходит манипуляция? В партнере находят уязвимое место, струну, на которой можно сыграть. Сильный  человек не поддастся искушению, а слабый и наивный может пойти  на поводу.

     Есть  люди, которые с удовольствием  следуют совету испанского философа XVII века Б. Грасиана: «К каждому подбирать отмычку. В этом искусство управлять людьми,…надо застать натуру врасплох, нащупать уязвимое место и двинуть в атаку ту самую страстишку – победа над своевольной натурой тогда обеспечена». Заветные желания человека могут быть вполне естественными: жажда одобрения, поддержки или утешения. Угадав их, манипулятор ведет себя так, как вам бы того хотелось, то есть он навязывает вам ту роль, которая в глубине души вам весьма мила, например, Благородного Человека, Бескорыстного Сотрудника, Мудрого Руководителя, Обольстительной Женщины, Незаменимого Работника и т.п. Некоторым предлагаемая роль так нравится, что они долго не понимают, что исполняют ее по сценарию хитреца.

     Если  вы почувствовали какую-то неискренность  едва уловимую фальшь в отношении к вам весьма милого человека, подумайте, не манипулятор ли перед вами, нет ли у него причин для того поведения, и проявите сдержанность в отношениях с ним, будьте на стороже.

     Если  всё же ваше поведение дало повод  «забросить удочку», попробуйте применить один из способов защиты от манипуляций.

  1. Отказ от предлагаемой роли: «Я не так бескорыстен, как вы думаете», «Простите, я дал повод?», «Вероятно, я не тот, за кого вы меня приняли» и т.п.   
  2. Манипуляцию можно просто не заметить. Молча проигнорировать провоцирующее высказывание, а в случае настойчивости партнера наивно спросить: «Вы это о чем?»
  3. Снизить значимость того, на что вас толкает манипулятор. Сказать себе: «А зачем мне это нужно?»
  4. Принять условия игры, а затем перехитрить самого манипулятора, переиграть его так, чтобы привести в замешательство и заставить прекратить недостойную игру.
  5. «Чего вы, собственно, хотите?» Таким резким вопросом можно прервать долгие подходы обходительного и настойчивого просителя.
  6. Прием «заезженная пластинка» применяется к клиентам, которые не стесняются с обворожительной улыбкой снова и снова просить о том, что вы в силу своего служебного положения выполнить не можете или не хотите. Следует упорно повторять: «Я вас понимаю, но ничего не могу сделать».

     Человек, владеющий культурой общения, способен перевести отношения, начавшиеся на манипулятивном уровне, на ролевой, деловой  или конвенциональный. Сильный духом человек, как правило, объектом длительного манипулирования не становится.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Итак, этика исследует ряд вопросов: о сущности морали, закономерности ее изменения и развития, принципах  и нормах поведения; научно обосновывает положения о моральных отношениях, моральном сознании, моральной ответственности, нравственной культуре поведения людей и многое другое.

       Эта наука возникла, чтобы ответить на вопросы реальной жизни: как надо поступать, что есть добро и зло, в чем смысл жизни и др. Этика стремилась ответить на эти вопросы не в житейском понимании, а в теоретической форме.

Информация о работе Манипуляции в общении. Основные категории этики