Манипуляции в общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:49, реферат

Описание

Манипуляция – это вид духовного, психологического воздействия на человека (группу, общество);
Манипуляции имеют скрытый характер воздействия (попытка манипулирования лишь тогда будет успешной, когда факт воздействия адресатом не осознается и конечная цель манипулятора ему не известна; для манипулятора важно, чтобы адресат считал эти мысли, чувства, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них);

Работа состоит из  1 файл

Манипуляции в общении.docx

— 34.21 Кб (Скачать документ)

Манипуляции в общении.


 

        Манипуляция – это вид духовного,  психологического воздействия на  человека (группу, общество);

        Манипуляции имеют скрытый характер  воздействия (попытка манипулирования  лишь тогда будет успешной, когда  факт воздействия адресатом не  осознается и конечная цель  манипулятора ему не известна; для манипулятора важно, чтобы  адресат считал эти мысли, чувства,  решения и действия своими  собственными, а не «наведенными»  извне, и признавал себя ответственным  за них); 

        Манипуляция предполагает игру на человеческих слабостях – «мишенях воздействия» (чувство собственного достоинства, чувство собственности, финансовый достаток, власть, слава, служебное продвижение, общение, профессиональная квалификация, известность, враждебное отношение на нас и пр.) – никто не желает показаться трусом, неумным, наоборот, каждый желает выглядеть достойно, быть великодушным, оказывать покровительство, получать похвалу и т.д.;  Манипуляция предполагает побуждение к совершению определенных действий.

        Манипуляция – важный элемент  деловых отношений и могут  быть конструктивно использованы в управленческой практике на уровне межличностных контактов:

        Во-первых, для создания ореола  руководителя организации или  подразделения;

        Во-вторых, для смягчения формы  принуждения, обойтись без которого  не удастся ни одному руководителю;

        В-третьих, для создания единой  направленности желаний подчиненных на достижение целей организации.

       Руководитель вместо силового  воздействия может управлять  подчиненными незаметно, создавая  у них иллюзию полной самостоятельности   и свободы.  И в то же время  он должен быть внимательным  и не допускать того, чтобы  его подчиненные незаметно управляли  им и использовали его в  своих личных целях.

        Всю совокупность уловок-манипуляций,  используемых в деловом общении  ( в спорах, дискуссиях, полемике), можно условно объединить в три группы: организационно-процедурные, психологические и логические манипуляции.

 

Организационно-процедурные манипуляции.

 

        Организационно-процедурные манипуляции   могут быть использованы организаторами  переговорного процесса, дискуссии.  Они сориентированы либо на  срыв обсуждения, либо на умышленное  столкновение противоположных взглядов  участников дискуссии с целью  накалить атмосферу, либо на  сведение переговоров к заведомо  неприемлемому для оппонентов  варианту обсуждения.

 

           Примерами манипуляций данной группы являются:

 

      «формирование первичной установки» (изначальное представление слова  тем, чье мнение известно, импонирует  окружающим и способно сформировать  у них определенную установку  на восприятие какой-либо информации);

      «предоставление материалов лишь  накануне» (предоставление участниками  взаимодействия рабочих материалов - проектов, контактов, программ –  незадолго до начала работы  затрудняет ознакомление с этими  материалами);

 

      «недопущение повторного обсуждения»  (сознательно не допускается поступление  новых, заслуживающих внимания  данных, способных повлиять на  выработку окончательного решения);

      «накал атмосферы»  (поочередное  предоставление слова агрессивно  настроенным оппонентам, допускающим  взаимные оскорбления,  ведет  к тому, что атмосфера обсуждения  накаляется до критической степени  и может спровоцировать прекращение  обсуждения);

      «первоочередная преемственность  в голосовании» (предположения вносятся  на голосование не в порядке  поступления, а по степени их  приемлемости для заинтересованной  стороны с тем, чтобы колеблющиеся  могли быстрее «отдать свои  голоса»);

      «приостановка обсуждения на  желаемом варианте» (идея последнего  по времени обсуждения варианта  может сформировать нужную психологическую  установку на восприятие необходимой  информации);

      «выборочная лояльность в соблюдении  регламента» (одни выступающие  жестко ограничиваются в регламенте  и характере высказываний, другие  – нет);

      «перерыв в обсуждении» (перерыв  объявляется в тот момент, когда  может быть выработано неудобное  и неприемлемое решение);

      «выпускание пара на несущественных  вопросах» (обсуждение начинается  с второстепенных вопросов, и  лишь после этого, когда участники  дискуссии уже устали, на обсуждение  выносится вопрос, который хотели  бы обсудить без усиленной  критики);

      «избыточное информирование» (готовится  очень много проектов решений,  которые просто невозможно сопоставить  за короткое время обсуждения);

      «потеря документов» («случайно»  теряются документы, способные  негативно повлиять на ход  обсуждения).

 

Психологические манипуляции.

 

        Психологические манипуляции основаны  на использовании приемов, вводящих  собеседника в состояние раздражения,  играющие на его чувствах самолюбия  и стыда. К числу таких манипуляций  можно отнести:

      «раздражение оппонента» (выведение  его из состояния психического  равновесия обвинениями, упреками, насмешками, с тем чтобы он  сделал ошибочное заявление, прервал  общение);

      «использование не понятных слов»  (оппоненту неловко признаться, что  он не знает значение какого-либо  слова);

      «слишком быстрый или слишком  медленный темп обсуждения» (слишком  быстрый темп обсуждения не  позволяет партнеру» проанализировать»  всю поступающую информацию, слишком  медленный темп вынуждает оппонента  подгонять партнеров, пропускать  детали);

      «перевод в сферу домыслов» (полемика переводится в русло обличения, оппонента вынуждают либо оправдываться, либо объяснять то, что не имеет отношения к обсуждаемой проблеме);

       «чтение мыслей на подозрении»  (смысл уловки в том, чтобы  используя вариант «чтения мыслей»,  отвести от себя возможные  подозрения);

       «недосказанность с намеком на  особые мотивы» (оппоненту намекают  на то, что в данном случае  можно сказать гораздо больше, но это не делается по каким-либо  особым мотивам);

       «ссылка на авторитет» (уловка  действует лишь в том случае, когда лицо, на мнение которого  ссылаются, действительно является  авторитетом для оппонента);

       «ложный стыд» (оппонента приводят  в состояние, когда ему стыдно  во всеуслышание признаться в  незнании чего-либо);

       «демонстрация обиды» (угроза срыва  взаимодействия из-за «обиды»  партера);

       «авторитетность заявления» (обороты  типа «Я вам авторитетно заявляю»  усиливают значимость высказываемых  доводов);

       «откровенность заявления» (акцент  делается на особую доверительность  сообщения, следующего за этим  словами, в отличие от того, что было сказано ранее);

       «мнимая невнимательность и недопонимание» (с помощью перефразирования или  резюмирования  делается попытка изменить смысл высказанных партнером идей);

       «видимая поддержка» (после отвлекающей,  успокаивающей поддержки инициатор  уловки раскрывает недостатки  выдвинутых оппонентом доводов);

       «сведения аргумента к личному  мнению» (оппонента вынуждают  доказывать обратное, оправдываться);

       «умалчивание или полуправда»  (сознательное утаивание информации  от партнера или смешивание лжи и достоверной информации, выдергивание фраз из контекста, одностороннее освещение фактов, неточные или расплывчатые формулировки);

       «принуждение к строго однозначному  ответу, использование вопросов, требующих  выбора из двух альтернатив,  тогда как на самом деле  есть и другие возможности» (нередко  воспринимается оппонентом как  проявление принципиальности);

       «многовопросье» (в одном вопросе оппоненту задается не один, а несколько разнородных и мало совместимых друг с другом вопросов, а далее в зависимости от ответа его обвиняют в непонимании сути проблемы, либо в том, что он не полностью ответил на вопросы);

       «невинный» шантаж» («дружеские»  намеки на ошибки, промахи и  нарушения, допущенные адресатом  в прошлом, шутливое упоминание  о «старых грехах» или личных  тайнах партнера);

  

Логические манипуляции.

 

        Логические манипуляции построены  на сознательных на - рушениях основных законов и правил формальной логики или же, наоборот, на их умелом использовании в целях воздействия на недостаточно осведомленного оппонента. Основные приемы этой группы сводятся к следующему перечню:

       «неопределенность тезиса» (нечеткая  и неопределенная формулировка  основного тезиса позволяет по-разному  интерпретировать высказанную мысль);

       «несоблюдение закона достаточного  основания» (доводы, суждения, аргументы  верны, но не достаточны);

       «порочный круг в доказательстве»  (данная уловка призвана доказать  мысль с помощью ее же самой,  только сказанной иными словами);

       «причинно-следственный алогизм» (рассуждения  заведомо строятся на логической  ошибке: «после этого — значит, вследствие этого», т. е. временная  связь между явлениями сознательно  заменяется причинно-следственной);

       «неполное опровержение» (из высказанной  системы доводов оппонента выбирается  наиболее уязвимый довод, разбивается  в резкой форме и создается  впечатление, что остальные доводы  не заслуживают даже внимания);

       «неправомерные аналогии» (в доказательстве  используются аналогии, абсолютно  не соразмерные с рассматриваемыми  доводами).

 

         Конструктивное использование манипуляций  призвано способствовать сохранению  и развитию деловых отношений  и личности партнеров. Следует  при этом иметь в виду, что  обратное влияние Манипулятивного общения на личность существует в тех случаях, когда в силу его частого употребления, хорошей техники использования и, соответственно, постоянных успехов на этом поприще, человек начинает считать манипулятивное общение единственно правильным. В таком случае все общение человека сводится к Манипуляциям другими людьми (и тогда, когда это нужно, и когда это совершенно неоправданно).


Информация о работе Манипуляции в общении