Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:44, реферат
Депривация – это утрата или ограничение удовлетворения жизненно важных потребностей. Основными (жизненными) потребностями можно считать: 1) потребность в определенном количестве, изменчивости и виде (модальности) стимулов; 2) потребность в основных условиях для действенного учения; 3) потребность в первичных общественных связях (особенно с материнским лицом), обеспечивающих возможность действенной основной интеграции личности
Депривация – это утрата или ограничение удовлетворения жизненно важных потребностей. Основными (жизненными) потребностями можно считать: 1) потребность в определенном количестве, изменчивости и виде (модальности) стимулов; 2) потребность в основных условиях для действенного учения; 3) потребность в первичных общественных связях (особенно с материнским лицом), обеспечивающих возможность действенной основной интеграции личности: 4) потребность общественной самореализации, предоставляющей возможность овладения раздельными общественными ролями и ценностными целями. Конечно, жизненные потребности можно оценивать лишь в соотношении с индивидуальностью ребенка и в соотношении с обществом, в котором он проживает.
Материнская депривация возникает при недостаточной привязанности матери к ребенку, при длительной разлуке, при отсутствии материнского воспитания с младенчества или при утрате матери в более позднем возрасте.
Привязанность – это взаимный
процесс образования
Проблемами материнской депривации занимались ряд психологов и педагогов, таких как И. В. Дубровина( доктор психологических наук, профессор, академик РАО, возглавляет лабораторию научных основ детской практической психологии Психологического института РАО), З. Матейчик, Й. Лангмейер, (психическая депривация в детском возрасте) А. А. Лиханов(президент Международной ассоциации детских фондов), Л. И. Солнцева, Р. П. Семёнов и др.
Длительная разлука с матерью негативно влияет на психическое и физическое развитие детей. Э. Эриксон (психолог в сфере психологии развития и психоанализа. Известен, прежде всего, своей теорией стадий психосоциального развития, а также как автор термина кризис идентичности) ввел понятие, ставшее очень важным для теории депривации, – «базисное недоверие к миру» (установка человека по отношению к себе, другим людям, миру в целом) у ребенка, лишенного материнской любви. В первые годы жизни развивается параметр социального взаимодействия, положительным моментом которого является доверие, а отрицательным – недоверие. Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной мере зависит от прояв ляемой по отношению к нему заботы. Если ее недостаточно, то у ребенка вырабатывается недоверие, боязливость, подозрительность по отношению к миру и людям. Эриксон отрицает влияние раннего опыта на последующее развитие. Он считает, что дети, лишенные в младенчестве материнского тепла и любви, могут стать нормальными взрослыми при условии, что этот дефицит будет скомпенсирован на последующих этапах развития.
Нарушения развития у ребенка, воспитывающегося в депривационных условиях, происходят на четырех уровнях:
– сенсорном (уровне ощущений);
– когнитивном (уровне формирования моделей внешнего мира);
– эмоциональном (уровне установления удовлетворения интимных эмоциональных отношений к кому-либо);
– социальном (уровне отождествления себя с одобряемыми в обществе социальными ролями)
(Солнцева Л. И. Воспитание детей в условиях материнской депривации)
По данным последних исследований, сенсорные нарушения начинаются у ребенка еще в утробе матери, когда она отрицательно относится к своей беременности, не изменяет своих привычек, особенно тех, которые связаны со злоупотреблением алкоголем или другими психоактивными веществами. Проблемы развития на сенсорном уровне негативно влияют на когнитивный (интеллектуальный) уровень.
На эмоциональном уровне ребенок испытывает различные расстройства привязанности. Пережив раннее отделение от матери, независимо от того, помнит он это или нет, ребенок трудно вступает с другими взрослыми в близкие эмоциональные отношения. Нередко он плохо понимает значение мимики окружающих и интерпретирует ее как враждебную. Также, прослеживается стремление ни в чем никогда не признаваться, даже в очевидном. Ребенок склонен винить себя в превратностях своей судьбы, считать, что именно его «плохие» качества привели к тому, что родители не смогли его воспитывать.
Социальный уровень является вершиной всей пирамиды развития ребенка. Ребенок, воспитывающийся в депривационных условиях, с трудом осознает свою идентичность. Он не имеет положительной модели выстраивания отношений в семье, коллективе. Также, следствием депривации потребности ребенка в родительской любви является выраженная неуверенность в себе.
Диагностика депривации весьма
сложна. Наиболее действенными диагностическими
инструментами считаются наблюдение за
ребенком и регулярный контроль его развития. Для диагностики депривационного синдрома
рекомендуется исследовать уровень самооценки
ребенка, такие его психоэмоциональные
особенности, как тревожность, агрессивность,
наличие типичных акцентуаций характера
и т. п. Рекомендуемый набор методов и методик,
позволяющий наиболее полно выявить психоэмоциональное
состояние ребенка в условиях материнской
депривации, может включать в себя стандартизованные
тесты-опросники, методики проективной
техники(это группа методик,
предназначенных для диагностики личности,
для которых характерен в большей мере
глобальный подход к оценке личности,
а не выявление отдельных ее черт), а также малоформализованные клинические
методы (наблюдение, беседа, анализ и анализ
документов, биографический метод(способы исследования, диагностики, кор