Медиация как социально-психологический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:00, реферат

Описание

Медиация как процесс переговоров с участием третьей нейтральной стороны – представляет собой особый социально-психологический процесс, ведущую роль в котором играет посредник-медиатор. Медиация как одна из форм разрешения конфликтов, начала активно развиваться в России в начале 90-ых годов. В статье подробно рассматриваются и анализируются основные функции медиатора и их роль в достижении успеха в урегулировании конфликта.

Работа состоит из  1 файл

mediator.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

      Всегда лучше, если посредник  побуждает стороны делать такой  анализ самостоятельно. Но в случаях, когда сторона/стороны увлечены, эмоционально перевозбуждены или беспечны, медиатор может сам нарисовать гипотетическую ситуацию и предложить посмотреть какие негативные последствия она несет в себе и как может развиваться для стороны. Задача медиатора в этой роли показать все возможные негативные последствия действий/бездействий или результатов от предложений стороны, оппонируя предлагаемой ситуации. Побуждение к анализу развития возможных негативных событий в будущем очень важно. Ведь медиатор никогда не будет знать об условиях и истории рассматриваемой проблемы лучше сторон. Только участники конфликта, проводят самую объективную экспертизу потенциально возникающих в будущем проблемы.

    Найти варианты урегулирования конфликта  не всегда просто. А если стороны  не креативны и не способны к исследованию возможностей разрешения ситуации, то они могут растеряться и почувствовать себя в тупике. Зачастую, исходя из своего опыта, медиатор может видеть какие-то не рассматриваемые сторонами варианты предложений. Но медиатор не может подсказывать решение, а может лишь стимулировать стороны к поиску выхода, выполняя роль генератора идей.

    Делает  это медиатор, используя вопросы:

        «А  что, как Вы думаете, могло бы послужить  альтернативой этому?» 

        «Нет  ли такого способа, чтобы  заодно можно было удовлетворить как  ваши, так и интересы другой стороны?»

        «Может, Вам нужны дополнительные гарантии выполнения этого условия?»

    Такие вопросы могут помочь стороне  по примеру медиатора начать самой  продуцировать различные варианты выхода из конфликтной ситуации. Идеи, которые выработали сами стороны, обычно гораздо лучше учитывают те нюансы взаимоотношений сторон, которые не могут быть известны медиатору. Однако в случаях, когда у спорщиков никаких идей не возникает, медиатор имеет право предложить свой вариант решения, но ни в коем случае его не навязывая.

        Например, он говорит:

        «А  как вы отнесётесь к такой идее...?» 

        - А что, если  сделать...?

    Но  совершенно исключены  высказывания типа:

    «Поверьте моему опыту. Этот подход гораздо лучше»;

    «Слушайте, что я говорю, я  же предлагаю вам  хорошее решение»;

      «Я не могу согласиться с вашим подходом»;

      «Нельзя быть таким  упрямым»;

    «Ваша идея не заслуживает  доверия»; и т.д.

      Роль генератора идей посреднику  приходится использовать на стадиях  кокуса и выработки проекта соглашения, т.е. в ситуациях генерирования предложений по урегулированию конфликта.

    Посредник также имеет возможность расширить ресурсы спорщиков. Выполняя эту роль, медиатор снабжает участников спора информацией или помогает им разыскать необходимую информацию, одинаково полезную для обеих сторон. Однако он должен быть очень осторожен, чтобы не давать никаких толкований, разъяснений или советов. Вся предоставляемая информация должна содержать только действительные факты и не зависеть от всякого рода побочных сведений, уточнений и интерпретаций.

    Если  есть вероятность, что сведения, которыми располагают стороны, например, юридическими или финансовыми, неполны, неверны или допускают различные толкования, медиатор рекомендует сторонам обратиться к соответствующим надежным источникам (документам или специалистам – юристам, финансистам), где они смогут получить правильную информацию, разъяснение или совет.

Например, он может дать спорщикам  прочесть формулировку закона или другого  юридического документа, но при этом не имеет права интерпретировать этот документ, а в случае возникающих проблем обязан рекомендовать им обратиться к юристу. Посредник должен быть уверен, что стороны не полагаются слепо на высказывания медиатора. Медиатор не имеет права оценивать позицию стороны, заявляя, например: «Вы сказали мне, что ... Я этому поверил, но это неверно».

    В роли расширителя ресурса медиатор может также выступать, когда  он видит, что одна из сторон психологически явно не готова к переговорам.

    Например, сторона плачет, с  трудом успокаивается, но как только заходит  вопрос об обсуждении предложений, она снова начинает плакать.

    В таком случае, следует взять кокус  и обсудить со стороной возможность  обратиться к психологу или психотерапевту. И только после этого, спустя время, вернуться к урегулированию конфликта. Следует заметить, что даже если медиатор по образованию психолог тт юрист, для сохранения нейтральности он сам не имеет права оказывать психологическую или юридическую помощь ни во время, ни в перерывах между медиационными сессиями.

    Чаще  всего функция расширителя ресурсов необходима медиатору в кокусе, но может использоваться и при подготовке проекта соглашения.

    Медиатор обучает стороны процессу ведения переговоров. В этой роли учителя посредник обучает стороны думать, действовать и вести переговоры с установкой на сотрудничество. Большинство участвующих в споре не знают, как вести переговоры и пытаются применять запрещённые приёмы («переговорные уловки»), иногда они демонстрируют «фальшивые эмоции», вводят ложную информацию, выдвигают чрезмерные требования в надежде получить то, что они действительно хотят, запугивают противника.

    Стороны применяют подобные манипулятивные техники, чтобы заставить противоположную сторону принять их позицию. Чаще всего при этом они не думают о том, что обман, если и может принести успех, то лишь на очень короткое время, пока противоположная сторона не почувствует, что её обхитрили. А если сторона заподозрит обман, это сильно усугубляет конфликт, доверие пропадает не только к обманувшей стороне, но и к процессу в целом. Очень важно не допускать подобного поведения сторон во время переговоров. Как правило, в кокусе, медиатор обсуждает форму и содержание предложений, которые будут вынесены на общую сессию и тщательно готовит сторону к этому. Кроме того, четкое следование процедуре, заданной в начале, также показывает сторонам, как важно следовать этим договоренностям.

    Большинство участников переговоров после сеанса медиации испытывают подлинное потрясение оттого, что удаётся разговаривать с противоположной стороной без криков и угроз, без ухищрений и уловок и при этом достигать положительного результата во взаимодействии с ними. Можно представить себе изумление родственников, находящихся в многолетнем споре, которые признаются медиатору, что они впервые увидели проблему с точки зрения противоположной стороны и что они начинают понимать: пока им не будет полностью понятна позиция другой стороны, они не смогут договориться.

    Опыт  правильно организованных переговоров, даже если он не приводит к успешному соглашению, учит участников медиации тому, как надо себя вести в сложных жизненных ситуациях, даёт им образцы эффективной коммуникации, формирует видение самого себя с неожиданной точки зрения. Эта роль медиации столь высока, что некоторые участники, даже не достигнув успеха, т.е. того результата, которого ожидали, и, спустя несколько месяцев, с благодарностью вспоминают сам процесс переговоров.

    Медиатор помогает сторонам составить соглашение. Суть этой функции заключается в том, что медиатор отслеживает корректность составления и полноту содержания соглашения. Он уточняет у сторон, как они понимают то, что фиксируется, устно или на бумаге, и просит однозначно и конкретно ясным языком формулировать взаимные обязательства. При этом он должен еще раз помочь сторонам проверить, насколько реалистично то, о чем они договорились.

    Возможно, какие-то формулировки несут неоднозначное  понимание того, что будет происходить. Поэтому медиатор просит стороны  вместе обсудить, что имеется в  виду, и как они понимают это. Важно, чтобы они одинаково видели, что  произойдет. Медиатор также следит за тем, что все пункты, обсуждаемые на переговорах, и все предложения, которые важны для урегулирования спора, были внесены в соглашение. Посредник также просит стороны внести в соглашение, или хотя бы обсудить, какие санкции может применить каждая из сторон, если соглашение будет нарушено. Если соглашение письменное, целесообразно и санкции также внести в текст.

    Иногда  стороны, удовлетворенные тем, что  они, кажется, договорились, начинают спешить и считают, что не обязательно все так детально записывать. Но медиатор знает, что здесь необходимо набраться терпения, чтобы эффективно закончить соглашение. Составление соглашения, к изумлению участников, может занять не меньше времени, чем весь остальной процесс переговоров.

    Медиатор - хранитель психологического климата. Эта роль медиатора тесно связана с функцией организатора процесса. Речь не идет о создании идиллии или мягкой спокойной атмосферы. Во время медиации возможны жесткое поведение и жесткие высказывания, возможно недовольство и противостояние. Но важно, чтобы все эти коммуникативные действия должны быть конструктивными. Роль медиатора здесь заключается в том, чтобы поддерживать пусть жесткое, но конструктивное взаимодействие между сторонами, избегая взаимных оскорблений и унижения сторон. Процедурное соглашение, принятое во время вступительного слова медиатора, является хорошим инструментом управления психологическим климатом. Если медиатор профессионален, через некоторое время напряжение и жесткость переговоров снижаются. Стороны спокойно, по-деловому, обсуждают и вырабатывают взаимные обязательства. Естественно, функцию хранителя психологического климата медиатор должен выполнять на протяжении всей медиации.

    В процессе медиации стороны от противостояния друг другу и негативного отношения переходят к конструктивному взаимодействию. Снятие негативных эмоций позволяет перейти на конструктивное обсуждение возможных вариантов решения конфликта. Практически с этого момента участники конфликта начинают самостоятельно вести переговоры. Задача медиатора здесь заключается только в том, чтобы включаться в переговоры в случае, если стороны испытывают какие-либо затруднения. При этом вся ответственность за реально полученный результат, за соглашение лежит на самих сторонах.

    Медиация  – это последовательное и целенаправленное создание ситуации, при которой меняется ментальность и поведение человека. Именно это определяет особый тип психологического поведения участников в медиации, отличный от поведения людей в процессе третейского суда или психологического тренинга. 

This article is about the new method of conflict resolution, which we have from beginning

90-th of years. Mediation is process of negotiation with participant 3-rd neutral side – mediator and it is essential social-psychological process. It’s main describe role and functions  of the mediator, which make constructive communications in conflict  resolution. 

Литература: 

  1. Аллахвердова  О.В., Медиация. Пособие для посредников, - СПб: СПб,1999
  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М: ЮНИТИ, 1999
  3. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р., Психологические законы поведения человека в социуме - СПб-М.: Еврознак, 2002
  4. Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах.- Калуга: Духовное познание, 2004
  5. Ганеев А.М., Тронова Л.С., Конфликтология, формирование установок толерантного поведения. Практикум. - Казань, 2001.
  6. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб: Питер, 2000
  7. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. Уч. пос. - Л.,1991
  8. Карвер Т. Б.,  Вондра А. А. Альтернативное разрешение споров: почему в одних случаях оно результативно, а в других — нет?, // В кн.  Ведение переговоров и разрешение конфликтов / Пер. с англ.//  (Серия  «Классика Harvard Business Review»)., — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006., с. 191- 216
  9. Кеснер А. Ф., Фаулер С. Анатомия конфликта между клиентом и консультантом //В кн. Ведение переговоров и разрешение конфликтов / Пер. с англ.// - (Серия «Классика Harvard Business Review»)., — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006., с. 133- 163
  10. Конфликтология.  / учебник под ред. Кармина А.С.// - СПб, 2001
  11. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение - СПб.: Питер, 2001.
  12. Майерс Дэвид. Социальная психология.- СПб.: Питер, 1997
  13. Маслоу А. Психология бытия. – М: REFL-book,1997
  14. Петер Фар и др. Медиация в нотариальной практике. \ Под ред. Грефин фон Шлиффен К., Вегман Б,  / пер. с немецкого С.С. Трушников.// : М: Волтерс Клувер,  2005, 388 с.
  15. Ниренберг Дж. Гений переговоров / Пер. с англ. Драко М.В.// – Минск: Попурри , 1997.
  16. Носырева Е.И. Альтернативное разрешение гражданско-правовых споров в США.-  М.: Изд.Дом «Городец»; 2005
  17. Свенцицкий А.Л.. Социальная психология /Учебник /  - Москва : ООО «ТК Велби», 2003, 336 с.
  18. Сидоренко Е.В, Тренинг влияния и противостояния -  СПб: Речь 2004, с. 9
  19. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности,: СПб: Речь, 2002,

Информация о работе Медиация как социально-психологический феномен