Медиаторство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:29, доклад

Описание

Наиболее общим и употребительным понятием, используемым по отношению к участию в конфликте третьей стороны, является понятие медиаторства. Обычно оно определяется как содействие третьей стороны двум (или более) другим в поисках соглашения в спорной или конфликтной ситуации. Принципиальная возможность медиаторства (как, впрочем,и любых других форм вмешательства третьей стороны) основана на признании факта позитивного влияния присутствия нейтральной стороны на эффективность проведения переговоров.

Работа состоит из  1 файл

Доклад медиаторство.docx

— 23.39 Кб (Скачать документ)

УНИВЕРСИТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА И ОБРАЗОВАНИЯ

      ИНСТИТУТ  ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ (г Донецк) 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Доклад

      По  дисциплине «Психология конфликта»

      На  тему: «Медиаторство.» 
 

      Выполнила:

      Студентка 2 курса, группа ПЗ-10А

      Дернова Н.А. 
 
 
 
 
 
 

      2011 г.

      Общее понятие. Наиболее общим и употребительным понятием, используемым по отношению к участию в конфликте третьей стороны, является понятие медиаторства. Обычно оно определяется как содействие третьей стороны двум (или более) другим в поисках соглашения в спорной или конфликтной ситуации. Принципиальная возможность медиаторства (как, впрочем,и любых других форм вмешательства третьей стороны) основана на признании факта позитивного влияния присутствия нейтральной стороны на эффективность проведения переговоров.

      Практика  обращения к третьей стороне  за помощью в ходе решения спорной проблемы не нова и имеет, как уже указывалось, разнообразные исторические и культурные аналоги. В последние десятилетия интерес к возможностям медиаторства резко усилился, что связано с широким распространением в общественной жизни разных форм переговорных процессов, а также с фактами успешного применения медиаторства в разрешении международных конфликтов. По выражению Пруитт и Крессель, происходит настоящая революция в использовании медиаторства в различных областях общественной жизни.

      Медиаторство  приобретает статус узаконенной  формы решения спорных проблем, в том числе и в практике международных отношений, а примерно с 60-х годов нынешнего столетия оформляется в особый вид профессиональной деятельности, прежде всего в США. Особенно широко оно используется при решении разнообразных общественных проблем (муниципальные и экологические конфликты, разногласия между профсоюзами и администрацией и т. д.), в юридической практике, при разрешении имущественных и бракоразводных процессов. В практике международных конфликтов медиатор может выступать как заместитель прямых контактов между сторонами (Burton, 1990).

      Медиаторство  как содействие третьей стороны  двум другим в решении спорной проблемы и поиске соглашения предполагает по меньшей мере два аспекта его позитивного влияния. Как уже указывалось, присутствие на переговорах третьей стороны само по себе имеет позитивный эффект, поскольку снижает степень деструктивности во взаимодействии сторон, прежде всего за счет усиления его конвенциональное™ Другой аспект позитивных возможностей медиаторства связан с процедурой, реализуемой медиаторами. Медиаторство, направленное на организацию эффективной коммуникации, диалога между сторонами конфликта, делает их активными участниками процесса разрешения конфликта. Их взаимодействие в этом процессе, будучи направленным на принятие взаимоприемлемых решений, при правильной его организации ведет к снижению конфронтации и усилению сотрудничества, а значит, и к смягчению их противостояния и восстановлению отношений.

      Центральной фигурой процесса медиаторства является медиатор. Медиатор (от англ. mediator) — это лицо (или группа лиц, или организация), осуществляющее посредническую деятельность. Так, в роли медиатора могут выступать социальные работники, психологи, консультанты и т. д. или группа лиц, осуществляющая миротворческую миссию, например в практике международных отношений. Развитие практики медиаторства и его распространение в различных сферах общественной жизни привело (начиная с 60-х годов) к постепенной профессионализации деятельности медиаторов.

      В США в 1973 году было зарегистрировано первое профессиональное объединение  медиаторов, проводятся разнообразные  конференции и сессии, выполняется  множество исследований по изучению различных аспектов медиаторства. Именно медиаторская деятельность, ее возможные  формы и разновидности, факторы  и критерии эффективности, стили  и техники медиации являются главным  предметом теоретического осмысления и эмпирического изучения в данной области, фокусирующихся на следующих проблемах:

      1) изучение эффективности медиаторства;

      2) выявление типов ситуаций и  типов проблем, относительно которых  медиация

      может быть полезной;

      3) тактика медиаторства;

      4) методологические и концептуальные  проблемы обучения медиаторству. 

      Границы применения: когда  медиаторство может  быть эффективным.

      При каких же условиях медиаторство является эффективным?

      Одно  из наиболее общепризнанных положений, касающихся факторов эффективности медиативного процесса, сформулировано Кресселем и Пруитт: Чем хуже состояние отношений сторон, тем пессимистичнее перспективы, что медиация будет успешной. Действительно, значительное число факторов, коррелирующих с результативностью медиаторства, связано именно с характером отношений сторон.

      В ряде исследований медиаторства в области  решения вопросов развода, раздела имущества, опеки над детьми и т. д. показано, что успешность результата переговоров может быть прогнозируема на основе способности сторон к кооперации друг с другом. Напротив, те пары, которые считают взаимодействие друг с другом почти невозможным, история отношений которых включает разногласия и споры до и после развода, а также случаи физического насилия, демонстрировали наиболее слабые результаты медиативных процедур.

      В области трудовых отношений медиаторство дает худшие результаты в случаях, когда стороны конфликта имели множество нерешенных проблем и высокий уровень враждебности. Сравнение разных типов отношений позволило сделать некоторые выводы о том, что стороны с тесными интерперсональными отношениями даже в условиях сильного конфликта легче входят в медиативный процесс, чем стороны с менее интенсивным конфликтом, но не связанные близкими отношениями. При этом, однако, успешное решение является более трудным.

      Другим  явным фактором эффективности медиативного процесса является мотивация сторон к урегулированию разногласий и принятию соглашений, что доказано в том числе и специально проведенными экспериментальными исследованиями. Это относится как к трудовым, так и к семейным отношениям. При этом мотивация сторон может усиливаться внешними обстоятельствами. Например, в условиях промышленной забастовки, по мнению ряда исследователей, стороны более склонны к поиску соглашения. Напротив, низкая мотивация сторон, например разводящихся супругов, когда один из них сохраняет привязанность к другому и не желает развода, уменьшает шансы медиативного процесса на успех.

      Еще один признанный мощный фактор успешности медиаторства —это доверие сторон к медиативному процессу. Если обращение к медиаторам является совместной просьбой сторон, шансы на успех медиации выше, чем в случае обращения одной стороны (там же, с. 186). И наоборот, отсутствие доверия к медиаторству и низкий энтузиазм по отношению к нему снижают результативность.

      Отдельные аспекты обсуждения условий эффективности  медиаторства совпадают с ранее приводившимся описанием факторов легкости/трудности разрешения конфликтов. Однако их выводы не всегда согласуются. Так, медиаторство в условиях ситуаций с ресурсными ограничениями считается потенциально более трудным, что соответствует представлениям конфликтологов. В то же время относительно успешности медиаторства в решении принципиальных проблем высказываются разные мнения.

      Еще один фактор, оказывающий  влияние на эффективность  медиаторства, —это характеристики самого медиативного процесса, деятельности медиаторов.

      Немногочисленность исследований по данной теме, по мнению специалистов, в немалой степени связана с методическими трудностями их изучения, которое в основном строится на основе самоотчетов медиаторов.

      Несмотря на явно недостаточную исследованность медиаторства, его принципиальная эффективность не подвергается сомнению. Тем более важно понимать его природу и возможности использования. 

      Стратегии и техники медиаторства.

      Традиционно в западной литературе при описании способов и приемов работы медиатора различаются техники рефлексивного вмешательства, направленные на установление и поддержание контакта с участниками конфликта, их мотивацию и доверие к посреднику; техники контекстуального вмешательства, используемые для установления более благоприятного климата переговоров, их оптимизации, предупреждения осложнений, в том числе в эмоциональном взаимодействии сторон, и т. д.; техники независимого вмешательства, непосредственно связанные с процессом принятия решений, анализом вариантов и т. д

      Предпринимаются попытки описать  разные стили или  преимущественные стратегии, используемые медиаторами. Типично поведение медиатора может различаться с точки зрения активности —в континууме от пассивного присутствия с минимальным вмешательством до активного лидерства в переговорном процессе.

      Анализируя  поведение судей  как медиаторов в  судебном процессе, Дж. Уолл и Д. Руд выделили логическую стратегию —анализ случаев, обсуждение расхождений, подготовка соглашений и т. д., агрессивную стратегию —принуждение, угроза незаключения соглашения и т. д., патерналистскую стратегию — обсуждение соглашения по отдельности с каждым из юристов, представляющих стороны, советы каждому из них, и т. д. (Wall, Rude, 1985).

      Перечень  техник, используемых в медиаторстве, весьма разнообразен. Одни из них могут считаться специфичными для работы медиатора, другие используются в любом переговорном процессе, третьи относятся к любым видам коммуникативных ситуаций (см., например, перечень техник, используемых в японской практике):

Раздельные  встречи с участниками спора;

Выслушивание  точек зрения;

Научение;

Собирание диспутантов;

Сбор  информации;

Обсуждение  уступок;

Понимание ситуации;

Обеспечение объективных данных;

Представление точки зрения другого;

Критика;

Вызывание эмпатии;

Встреча вместе с диспутантами;

Собирает  информацию от третьей стороны;

Указание  на зависимость;

Структура;

Выпивает  с диспутантами.

Информация о работе Медиаторство