Механизмы психологичекой защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:12, реферат

Описание

В советской психологической литературе, начиная со статьи Ф.В.Бассина «О силе Я и психологической защите», активно обсуждаются те или иные особенности психологи-ческой защиты. Выделяются защитные процессы и защитные механизмы, невротическая психологическая защита и психотическая защита; помимо классического набора защитных механизмов (вытеснение, отрицание, рационализация, проекция, регрессия и д.р.) некоторыми авторами вводятся другие механизмы защиты ( констрикция, переоценивание, агравация, дисфорическая защита и д.р.).

Работа состоит из  1 файл

Механизмы психологической защиты в концепциях З.doc

— 69.00 Кб (Скачать документ)

 Если по  типу формирования концепция  К.Роджерса аналогична концепции З.Фрейда, то по содержанию они во многих аспектах противоположны. К.Роджерс как учёный формировался в рамках гуманитарной парадигмы под влиянием американского философа Дж.Дьюи. Это определили его ценностную ориентацию в практике психотерапии, выражающуюся в том, что «врач входит в тесный личностный контакт со своим пациентом, отнесясь к нему не как учёный к объекту исследования, не как врач, устанавливающий диагноз и назначающий лечение, а как человек к человеку». К.Роджерс - создатель недирективной, или центрированной на клиенте психотерапии, при которой врач, вступающий в глубоко личностный контакт с пациентом, видит в нём не больного, а «клиента», берущего на себя ответственность за решение собственных проблем путём активизации творческого начала своего Я. В психотерапии К.Роджерса отвергается позиция психотерапевта как абсолютного авторитета, единственно активной стороны во взаимодействии, каковой она является в психоанализе. Различия в ценностных позициях К.Роджерса и З.Фрейда привели к различным схемам построения практики психотерапии.   

 В недирективной  психотерапии усилия терапевта  направлены на установление эмпатического  взаимодействия, которое полностью  исключает возможность конфликта  между клиентом и терапевтом. «Основная функция терапевта - обеспечить ситуацию, в которой клиент может снизить свою защищённость и посмотреть объективно на свои реальные мысли, чувства и конфликты. Таким образом, терапевт пытается создать атмосферу, в которой клиент чувствует себя безусловно принятым, понятым и оцененным как личность». Это говорит об отсутствии конфликта между терапевтом и клиентом.    

 По теории  Роджерса, при эмпатическом контакте  клиенту становится доступным  так называемый несимволизируемый  опыт его внутренней жизни.  С помощью терапевта и чувства эмпатии к самому себе клиент получает возможность сознательно действовать с этим опытом, принять его. При этом предполагается отсутствие всякого сопротивления со стороны клиента, что достигается отношением эмпатии. Наличие сопротивления при контакте говорило бы о недостаточной степени чувства эмпатии и служило бы препятствием началу процесса психотерапии.   

 Таким образом,  внедирективной психотерапии терапевт  стремится так изменить смысловую  структуру ситуации, чтобы клиент  имел возможность символизации и проработки своего опыта. На встрече с психологами в МГУ осенью 1986 года К.Роджерс акцентировал внимание на том, что воздействие терапевта должно быть направлено не непосредственно на клиента, как в психоанализе, а только на ситуацию, в которой находится клиент, чтобы она соответствовала возможности актуализации «здесь и теперь» опыта клиента, который является для него угрожающим. В контексте взаимодействия с терапевтом эмпирически наблюдаемое сопротивление клиента, по Роджерсу, является способом изменения угрожающей ситуации, в которой он находится, а вовсе не защитой в процессе осознания.   

 На основе  психотехнической схемы недирективной  психотерапии К.Роджерс строит  теоретическую концепцию личности  человека, основными концептуальными  составляющими которой являются:

организм;

феноменальное поле, которое есть все количество жизненного опыта;

Самость, которая  является дифференцированной частью феноменального поля и состоит из модели сознательных ощущений и оценок Я или «моё». Принципиальным в теории К.Роджерса является также понятие конгруэнтности (соответствия) Самости и Опыта, которое задаёт функциональный аспект в модели личности.    

 Для анализа  понятия защиты в модели личности  К.Роджерса используется упрощённый  её вариант, фиксирующий соотношения Самости и Опыта.    

 Неконгруэнтность  Самости и Опыта приводит к  тому, что «опыт, не совместимый  с представлением индивида о  себе, имеет тенденцию не допускаться  к осознанию, каков бы ни  был его социальный статус».  В ситуации, «когда существует несогласованность, но индивид не осознаёт этого, он потенциально уязвим тревожностью, угрозой и дезорганизацией. Если значимый новый опыт демонстрирует противоречие столь ясно, что оно должно быть сознательно воспринято, то индивид будет под угрозой и его Самость дезорганизуется этим противоречием и неассимилируемым опытом». В этом случае с целью сохранения структуры Самости выступает в действие защита: «Защита есть поведенческий ответ организма на угрозу цель которого поддержать нынешнюю структуру Самости».   

 Как было  показано выше, психотерапевтическая  практика К.Роджерса ориентируется  не на выявление и анализ  конфликта личности, а на создание  условий для принятия себя  и самоактуализации личности  клиента. В теоретическую конструкцию  К.Роджерс не вводит понятие конфликта, а эмпирический факт существования конфликтов и тревожности интерпретирует иначе: как неконгруэнтность Самости и опыта. Психологическая защита выполняет функцию поддержания целостности Самости и является источником неконгруэнтности. Понятие Опыта превращает конфликтную позицию в материал для работы человека с самим собой. Встав на точку зрения человека, К.Роджерс помогает ему справиться с угрозой, переосмыслить ситуацию, уйдя от конфликта и связанных с ним проблем.    

 И так,  теоретическая объяснительная конструкция К.Роджерса акцентирует не конфликт, а работу клиента над ситуацией или самим собой. В недирективной психотерапии психотерапевт создаёт ситуацию полной безопасности, безусловного принятия личности клиента, что приводит к снятию защиты и ассимиляции опыта в структуре Самости. «При некоторых условиях, включающих главным образом полное отсутствие всякой опасности для структуры Самости, Опыты, с ней не согласующиеся, могут восприниматься и проверяться, а структура Самости изменяться, чтобы усвоить и включить подобные опыты».   

 Необходимо  признать, что реальный конфликт  в сознании человека в этой  теории объясняется достаточно  формально. По сути, в теоретической  конструкции К.Роджерса, и это  естественно, нет средств для  анализа конфликтов и связанных с ними различных форм защитного поведения. Напротив, у З.Фрейда объяснительная конструкция представляет широкие возможности для описания конфликтов, так как она проецирует внешний конфликт на внутреннее строение психики. Различие в этих теоретических конструкциях сказывается на психотерапевтических стратегиях З.Фрейда и К.Роджерса. З.Фрейд предлагает человеку справляться со своими конфликтами в «мире конфликта», а К.Роджерс - в «мире эмпатии». В обоих случаях у человека возникает новое понимание ситуации и он может иначе действовать. Однако в первом случае другой человек выступает для клиента как актуальный или потенциальный противник, а во втором - как друг и союзник.  

Заключение.  

 Рассмотренный  материал показал, что в основе  понятия психологической защиты лежит особым образом осмысленная психотерапевтическая практика. Её особенность в том, что внешний конфликт человека с другими, а так же конфликт пациента и врача служат основанием для полагания в психике сил, находящихся в конфликте друг с другом, и соответствующих механизмов психологической защиты. В тех же случаях, когда исходят из противоположных установок (эмпатия и др.), понятие защиты становится эпифеноменом. В лучшем случае можно говорить о поведении личности, имеющем внешние черты психологической защиты. Всё выше сказанное позволяет утверждать, что деятельность самого исследователя не может быть исключена из описания феноменов психологической защиты. 

Список  использованной литературы:

1. Бассин Ф.В.  О силе Я и психологической  защите // Вопросы философии., 1969 №2 с.118-126.

2.Журбин В.И.  Понятие психологической защиты  в концепциях З.Фрейда и К.Роджерса // Вопросы психологии. 1990 - №4 - с.14-23.

3.Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической  защиты. Мытищи 1990, с.6-24.

4. Фрейд З.  Введение в психоанализ: Лекции., М. Наука, 1989, с.456.

5. Фрейд З.  Я и Оно. // Психология бессознательного: Сб. Произведений., М. Просвещение, 1990, с.425-439.  

Содержание: 

Введение.....................................................................стр.3

Глава 1. Понятие  психологической защиты в 

концепции З.Фрейда..................................................стр.5

Глава 2. Понятие  психологической защиты в 

концепции К.Роджерса..............................................стр.11

Заключение.................................................................стр.15

Список использованной литературы.......................стр.16

Информация о работе Механизмы психологичекой защиты