Метод беседы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:19, реферат

Описание

Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.
В психологической беседе происходит прямое взаимодействие психолога и респондента в форме устного обмена информацией. Метод беседы широко применяется в психотерапии. Его также используют в качестве самостоятельного метода в консультативной, политической, юридической психологии.

Работа состоит из  1 файл

МЕТОД БЕСЕДЫ(экс.псих общ,псих практикум).docx

— 18.45 Кб (Скачать документ)

                      МЕТОД         БЕСЕДЫ

Метод беседы — психологический  вербально-коммуникативный метод, заключающийся  в ведении тематически направленного  диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

В психологической беседе происходит прямое взаимодействие психолога  и респондента в форме устного  обмена информацией. Метод беседы широко применяется в психотерапии. Его  также используют в качестве самостоятельного метода в консультативной, политической, юридической психологии.

В процессе беседы психолог, будучи исследователем, направляет, скрытно  или явно, разговор, в ходе которого задаёт опрашиваемому человеку вопросы.

                       Существует два вида беседы:

Управляемая

Неуправляемая

В ходе управляемой беседы психолог активно контролирует течение  разговора, поддерживает ход беседы, устанавливает эмоциональный контакт. Неуправляемая беседа происходит при большей в сравнении с управляемой отдаче инициативы от психолога респонденту. В неуправляемой беседе основное внимание уделяется предоставлению респонденту возможности выговориться, при этом психолог не вмешивается или почти не вмешивается в ход самовыражения респондента.

    Правильное применение метода беседы предполагает:

1. Наличие у исследователя  личного контакта с испытуемыми  лицами, установленного задолго  до беседы. Например, любимый учащимися  и пользующийся их уважением  учитель проведет такую исследовательскую  беседу с гораздо большим успехом, чем малознакомый или даже впервые беседующий с ними исследователь.

2. Наличие тщательно продуманного  плана беседы. Этот план должен  представлять из себя не формальный перечень конкретных вопросов, с которыми предполагается обратиться к участникам беседы, а скорее план задач, проблем, которые составят материал беседы. Метод беседы предполагает постановку вопросов не только со стороны учителя, но и со стороны учащихся. Иногда постановка вопросов учащимися вскрывает значительно больше фактов в интересующей исследователя проблеме, чем их прямой ответ на поставленные учителем вопросы. Наконец конкретные вопросы, при сохранении общей направленности и содержания беседы, могут принимать различную форму в зависимости от состава участвующих в беседе лиц, условий, при которых она проводится, и т. д.

3. Умение исследователя  применять не прямые вопросы,  а косвенные пути для получения  интересующих его материалов. Например, при исследовании интересов и  жизненных целей учащихся едва  ли можно получить сколько-нибудь  удовлетворяющий научным требованиям  материал постановкой прямого  вопроса: «Чем вы интересуетесь?  К чему стремитесь в жизни?»  Значительно больших результатов  можно добиться косвенным путем,  например организовав беседу  вокруг того или иного жизненного  или литературного факта и  учитывая в высказываниях учащихся  их отношение к этому факту,  даваемую ими оценку, предложения,  с которыми они выступают при  обсуждении тех или иных практических  задач, и т. д.

4. Умение исследователя  уточнять интересующие его факты  во время живой беседы, вносить  в них ясность, не прибегая  к протоколированию или стенографированию.  Последние иногда неоправданно  усложняют метод беседы и, будучи  всего лишь формальными записями, с трудом поддаются анализу.  Протокол беседы составляется  непосредственно после беседы  по живым впечатлениям; в него  вносятся добытые и уточненные  в беседе факты, подкрепляемые  ссылкой на конкретные высказывания.

5. Выяснение достоверности  полученных данных путем последующих  наблюдений, с помощью дополнительных  сведений, полученных от других  лиц, и т. д.

Важнейшим навыком психолога  в ситуации беседы является умение устанавливать и поддерживать раппорт, соблюдая при этом чистоту исследования, избегая нерелевантных (мешающих получению  достоверного результата) вербальных и невербальных влияний на субъект, которые могут способствовать активному  изменению его реакций. К разрушению раппорта с респондентом или же к  оказанию побочных внушений на респондента  могут привести неосторожные высказывания со стороны психолога, выполненные, например, в форме приказов, угроз, нравоучений, советов, обвинений, оценочных  суждений касательно сказанного респондентом, успокоений и неуместных шуток.

                                        Виды беседы

Беседы различаются в  зависимости от преследуемой психологической  задачи. Выделяют следующие виды:

-Терапевтическая беседа

-Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)

-Автобиографическая беседа

-Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта)

-Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта)

-Телефонная беседа

-Интервью (относят как и к методу беседы, так и к методу опроса.)

-Рефлексивное и нерефлексивное слушание

Выделяют два стиля  ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другого в зависимости от контекста.

Рефлексивное  слушание

Рефлексивное слушание —  стиль ведения беседы, в котором  предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента.

Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог).

Три основных приёма поддержания  беседы и контроля получаемой информации:

Выяснение (использование  уточняющих вопросов)

Перефразирование (формулировка высказанного респондентом своими словами)

Словесное отражение психологом чувств респондента

Нерефлексивное  слушание 

Нерефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором  используется лишь необходимый с  точки зрения целесообразности минимум  слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.

Нерефлексивное слушание применяется в тех случаях, когда  существует необходимость дать субъекту выговориться. Оно особенно полезно  в ситуациях, где собеседник проявляет  желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и  где он испытывает трудности в  выражении проблем, легко сбивается  с мысли вмешательством психолога  и ведёт себя закрепощённо в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Литература

 

А. М. Айламазьян-« Метод наблюдения и беседы в психологии»


Информация о работе Метод беседы