Методі исследования психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 02:00, доклад

Описание

Методы, т.е. пути познания, – это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов, или методик.

Работа состоит из  1 файл

доклад по псих-гии.doc

— 34.50 Кб (Скачать документ)

       Методы, т.е. пути познания, – это  способы, посредством которых  познается предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет  не один, а целую систему частных  методов, или методик.

        Основными методами исследования  в психологии, как и в ряде  других наук, являются наблюдение и эксперимент.

      Наблюдение  в психологии может быть самонаблюдением  или внешним наблюдением, обычно в отличие от самонаблюдения именуемым  объективным. Внешнее, так называемое объективное, наблюдение может в  свою очередь подразделяться на прямое и косвенное. Точно так же существуют различные формы или виды эксперимента. Разновидностью эксперимента является так называемый естественный эксперимент, являющийся формой промежуточной между экспериментом и простым наблюдением.

      Психологии  пользуются рядом промежуточных и вспомогательных методик.

Генетический  метод в психологии, т.е. использование  изучения развития психики как средства для раскрытия общих психологических  закономерностей, – не сопоставляется с наблюдением и экспериментом  в одном ряду и не противопоставляется им, а необходимо на них опирается и строится на их основе, поскольку установление генетических данных в свою очередь основывается на наблюдении или эксперименте.

      При использовании различных методов  психологического исследования необходимо считаться с особенностями изучаемой проблемы. При изучении ощущений вряд ли какой-либо другой метод может быть так эффективен, как экспериментальный. Но при изучении высших проявлений человеческой личности серьезно встает вопрос о возможности "экспериментировать" над человеком.

      Методика  исследования всегда отражает ту или  иную методологию. В соответствии с  общими принципиальными установками  нашей психологии специфические  черты должна носить и ее методика.

      1. Психика, сознание изучается нами в единстве внутренних и внешних проявлений. Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности в ее конкретных, от ступени к ступени и от момента к моменту изменяющихся формах является не только объектом, но и средством психологического исследования, опорной базой всей методики.

     2. Поскольку решение психофизической  проблемы, из которого исходит  наша психология, утверждает единство, но не тожество психического  и физического, психологическое  исследование, никак не растворяясь  в физиологическом и не сводясь к нему, однако необходимо предполагает и часто включает физиологический анализ психологических (психофизических) процессов.

     3. Поскольку материальные основы  психики не сводятся к ее  органическим основам, поскольку  образ мыслей людей определяется  образом их жизни, их сознание – общественной практикой, методика психологического исследования, идущего к психологическому познанию человека, отправляясь от его деятельности и ее продуктов, должна опираться на социально-исторический анализ деятельности человека.

     4. Целью психологического исследования  должно быть раскрытие специфических  психологических закономерностей. Однако задача теоретического психологического исследования заключается не в жизнеописании отдельного индивида в его единичности, а в том, чтобы от единичного перейти к всеобщему, от случайного к необходимому, от явлений к существенному в них. Для теоретического психологического исследования изучение индивидуальных случаев является, поэтому не особой областью или объектом, но средством познания.

     5. Психологические закономерности  раскрываются в процессе развития.

     . Генетический принцип является  существенным принципом нашей  методики. При этом суть дела  заключается не в том, чтобы  проводить статистические срезы  на различных этапах развития  и фиксировать различные уровни, а в том, чтобы сделать именно переход с одного уровня на другой предметом исследования и вскрыть таким образом динамику процессов и их движущие силы.

     6.еще  принцип "педагогизации" психологического  исследования.

Таким образом, в самой методике, в "практике" исследования закладывается единство, связь между теорией и практикой, между научным познанием психических  явлений и реальным практическим воздействием на них.

7. В рамках  нашей общей концепции новый  смысл и характер может приобрести использование в методике психологического исследования продуктов деятельности, поскольку в них материализуется сознательная деятельность человека. Психологическое исследование никак не должно при этом основываться на механической регистрации голой результативности деятельности и пытаться устанавливать в ней и навсегда фиксировать стандартные показатели психического состояния.

     Наблюдение  в психологии выступает в двух основных формах – как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное, наблюдение.

     Самонаблюдение, или интроспекция, т.е. наблюдение за собственными внутренними психическими процессами, неотрывно от наблюдения за их внешними проявлениями. Познание собственной психики самонаблюдением, или интроспекцией, всегда осуществляется в той или иной мере опосредованно через наблюдение внешней деятельности. Таким образом, совершенно отпадает возможность превращать самонаблюдение – как того хочет радикальный идеализм – в самодовлеющий, в единственный или основной метод психологического познания. Вместе с тем, так как реальный процесс самонаблюдения в действительности является лишь одной стороной наблюдения также и внешнего, а не только внутреннего, интроспективного, так что показания самонаблюдения могут быть проверены данными внешнего наблюдения, – отпадают и все основания для того, чтобы пытаться, как хотела поведенческая психология, вовсе отрицать самонаблюдение.

  В единстве внешнего и внутреннего, объективного и субъективного основным, определяющим для нас является объективное. Поэтому, исходя из нашего понимания сознания, мы не сможем признать самонаблюдение ни единственным, ни основным методом психологии. Основными методами психологического изучения являются методы объективного исследования.

     Основные особенности эксперимента, обусловливающие его силу, заключаются в следующем. 1) В эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, вместо того чтобы ждать, как при объективном наблюдении, пока случайный поток явлений доставит ему возможность его наблюдать. 2) Имея возможность вызывать изучаемое явление, экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление, вместо того чтобы, как при простом наблюдении, брать их такими, какими ему их доставляет случай. 3) Изолируя отдельные условия и изменяя одно из них при сохранении неизменными остальных, эксперимент тем самым выявляет значение отдельных условий и устанавливает закономерные связи, определяющие изучаемый им процесс. Эксперимент, таким образом, очень мощное методическое средство для выявления закономерностей. 4) Выявляя закономерные связи между явлениями, экспериментатор может варьировать не только сами условия в смысле их наличия или отсутствия, но и их количественные соотношения. В результате эксперимента устанавливаются допускающие математическую формулировку количественные закономерности. В основном именно благодаря эксперименту естествознание пришло к открытию законов природы.

     Основная  задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать  доступными для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса.

     Каждая психологическая дисциплина имеет свою методику, отличную от методики других; методы психологии животных отличны от методов психологии человека: отпадает самонаблюдение, и преобразуются другие методы. И каждая отдельная проблема имеет свою специальную методику, предназначенную для ее изучения. В связи с определением предмета психологии здесь намечены только основные виды методов и общие принципы их построения.

Информация о работе Методі исследования психологии