Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 10:15, реферат
Психика, сознание изучается нами в единстве внутренних и внешних проявлений. Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности в ее конкретных, от ступени к ступени и от момента к моменту изменяющихся формах является не только объектом, но и средством психологического исследования, опорной базой всей методики. Наука - это, прежде всего исследование. Поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета; она включает и определение ее метода.
Введение……………………………………………………………………….….3
1.Понятие метода наблюдения, его достоинства и недостатки…………….…4
1.1.Понятие метода наблюдения………………………………………………...4
1.2.Достоинства и недостатки метода наблюдения………………..………..…6
2.Виды наблюдения (исследовательские методы)………………………….......7
2.1. Самонаблюдение…………………………………………………….…..….8
2.2.Объективное наблюдение ……………………………………….………….10
2.3.Эксперимент……………………………………………………………….…12
3.Психодиагностические методы…………………………………………….…15
3.1.Беседа…………………………………………………………………………15
3.2.Опрос…………………………………………………………………………16
3.3.Тест…………………………………...………………………………………18
3.4.Интервью……………………………………………………………….…….20
3.5.Контент - анализ……………………………………………………………..20
4.Заключение……………………………………………………………….……22
Список использованной литературы…………………………………...………23
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Факультет психологии
Кафедра общей и прикладной психологии
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ
Реферат
Выполнила:
студентка 1 курса,
гр.1812з
Соловьева Жанна
Викторовна.
Проверила:
К.пс.н, доцент
Любимова Ольга Марковна.
__________
(подпись)
«___» __________ 2011г.
__________
(оценка)
Барнаул 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Понятие метода наблюдения, его достоинства и недостатки…………….…4
1.1.Понятие метода наблюдения………………………………………………..
1.2.Достоинства и недостатки метода наблюдения………………..………..…6
2.Виды наблюдения (исследовательские методы)………………………….......7
2.1. Самонаблюдение…………………………………………
2.2.Объективное наблюдение ……………………………………….………….10
2.3.Эксперимент………………………………………
3.Психодиагностические методы…………………………………………….…15
3.1.Беседа……………………………………………………
3.2.Опрос………………………………………………………
3.3.Тест…………………………………...………………
3.4.Интервью………………………………………………
3.5.Контент - анализ…………………………………………………………….
4.Заключение………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………...………
Введение
Психика, сознание изучается нами в единстве внутренних и внешних проявлений. Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности в ее конкретных, от ступени к ступени и от момента к моменту изменяющихся формах является не только объектом, но и средством психологического исследования, опорной базой всей методики. Наука - это, прежде всего исследование. Поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета; она включает и определение ее метода. Методы, т.е. пути познания, - это способы, посредством которых познается предмет науки. Психодиагностические методики делятся на объективные и субъективные – в зависимости от степени влияния экспериментатора-диагноста на получаемые результаты. В случае объективных методик это влияние минимально. Субъективные методы экспертной оценки подразумевают, что диагност сам по определённой системе шкал, признаков оценивает поведение испытуемого или продукты его деятельности. Поэтому опыт, квалификация, интуиция, честность диагноста влияют на результаты психодиагностического обследования. Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов или методик. Перечислить их все – задача вряд ли выполнимая. Если учесть все вариации всех имеющихся на сегодня методов, то общее их число исчисляться сотнями, а может быть и тысячами. Метод – это способ достижения результатов в познании объекта и предмета изучения. Психологическая специфика заключена в эмпирических методах, которые применяются для получения информации от объектов в ходе непосредственного или опосредованного контакта с ними исследователя. К этому разряду относятся наблюдение, вербально-коммуникативные методы (беседа и опрос), эксперимент и моделирование.
1.Понятие метода наблюдения, его достоинства и недостатки
1.1.Понятие метода наблюдения
Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т.д.
Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта с целью изучения его в определённых условиях. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом. Как научный эмпирический метод наблюдение широко применяется с конца XIX века в клинической психологии, психологии развития и педагогической психологии, в социальной психологии, а с начала XX века - в психологии труда, т.е. в тех областях, где особое значение имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой. Наблюдение является одним из методов сбора данных, таких как эксперимент, беседа, опрос или анализ продуктов деятельности и отличается от них либо типом отношения к объекту изучения (в эксперименте, беседе исследователь вызывает изучаемое им явление путем создания специальных условий), либо наличием прямого визуального и слухового контакта с объектом изучения (таковой отсутствует при анализе продуктов деятельности и далеко не всегда имеет место в эксперименте. Объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:
Вербальное поведение
1. Содержание речи
2. Продолжительность речи
3. Интенсивность речи и др.
Невербальное поведение
1. Экспрессия лица, глаз, тела
2. Выразительные движения и др.
Перемещения людей
1. Дистанция между людьми
2. Физические воздействия (касания, толчки, удары и др.)
Основными характеристиками психологического метода наблюдения являются наличие цели, организованность процесса наблюдения и регистрация получаемых данных. В качестве регистрационных документов чаще всего выступает дневник наблюдения, в котором ведутся соответствующие записи, собираются протоколы разовых наблюдений, выполненные рисунки, фотографии и прочий иллюстрированный материал. С методической точки зрения наблюдение в психологии характеризуется "универсальностью" ( то есть применением его к изучению такого широкого круга психических явлений, какого, пожалуй, не имеет никакой другой метод психологии), гибкостью, то есть возможностью по ходу наблюдения изменять по необходимости "поле охвата" изучаемого объекта или проверяемую гипотезу, и отсутствием или минимальными требованиями к аппаратурному обеспечению проведения наблюдения. Эти характеристики позволяют ему сохранить до сих пор свое значение как основного метода психологии.
1.2.Достоинства и недостатки наблюдения
Главное достоинство наблюдения как исследовательского метода состоит в том, что сбор информации, как правило, не влияет на ход событий и не препятствует естественному поведению наблюдаемых. Обычно люди, за которыми наблюдают, не знают об этом. Здесь возникает этический вопрос, требующий профессионального разрешения со стороны психолога. Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения.
Есть и недостатки, среди которых можно назвать несколько позиций:
- наблюдатель вынужден ожидать интересующее его событие, приобретая пассивную роль. Но вероятность появления этого события не всегда высока;
- трудность формализации данных, сложность их количественного анализа;
- трудность точного установления причин наблюдаемых явлений (много воздействующих факторов);
- восприятие человека человеком означает непроизвольную пристрастность наблюдателя (социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому);
- предубеждение наблюдателя;
- эффект первого впечатления;
- усталость наблюдателя и наблюдаемого;
- ошибки в оценках;
- «гало-эффект»;
- «эффект снисходительности»;
- ошибка усреднения (боязнь крайних суждений);
- ошибки моделирования;
- ошибка контрастности;
- однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов;
- необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных);
2.Виды наблюдения
Наблюдение в психологии выступает в двух основных формах - как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное, наблюдение.
Традиционная, интроспективная психология считала самонаблюдение, или интроспекцию, единственным или, во всяком случае, основным методом психологии. Это было реализацией в методах исследования той общей позиции, согласно которой психика превращалась в замкнутый в себе внутренний мир.
Объективная, поведенческая психология вовсе отвергла самонаблюдение и признала единственным методом психологии объективное наблюдение внешнего поведения. Исходя из единства внешнего и внутреннего, по-новому решается вопрос, как о самонаблюдении, так и о наблюдении. На основе единства психического и физического, внутреннего и внешнего, к которому приходит решение психофизической проблемы, раскрывается единство самонаблюдения и внешнего, так называемого объективного, наблюдения. Речь идет не о совместном применении наблюдения как двух разнородных, внешне друг друга дополняющих методов, а об их единстве и взаимопереходе друг в друга.
2.1 Самонаблюдение
Интроспекция — метод углубленного исследования и познания человеком актов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание. Наблюдение за собственными внутренними психическими процессами неотрывно от наблюдения за их внешними проявлениями. Познание собственной психики самонаблюдением, или интроспекцией, всегда осуществляется в той или иной мере опосредованно через наблюдение внешней деятельности. Таким образом, совершенно отпадает возможность превращать самонаблюдение - как того хочет радикальный идеализм - в самодовлеющий, в единственный или основной метод психологического познания. Вместе с тем, так как реальный процесс самонаблюдения в действительности является лишь одной стороной наблюдения также и внешнего, а не только внутреннего, интроспективного, так что показания самонаблюдения могут быть проверены данными внешнего наблюдения, - отпадают и все основания для того, чтобы пытаться, как хотела поведенческая психология, вовсе отрицать самонаблюдение.
В ряде случаев, например при изучении ощущений, восприятия, мышления, так называемое самонаблюдение (посредством которого мы раскрываем содержание наших психических процессов) и так называемое объективное наблюдение (посредством которого мы познаем явления объективной действительности, в них отражающиеся) представляют собственно два различных направления в анализе или истолковании одних и тех же исходных данных. В одном случае мы от показаний нашего сознания, отражающих объективную действительность, идем к раскрытию тех психических процессов, которые привели к такому, а не к иному ее отражению; в другом - от этих показаний сознания, отражающих объективную действительность, мы переходим к раскрытию свойств этой действительности.
В единстве внешнего и внутреннего, объективного и субъективного основным, определяющим для нас является объективное. Поэтому, исходя из нашего понимания сознания, мы не сможем признать самонаблюдение ни единственным, ни основным методом психологии. Основными методами психологического изучения являются методы объективного исследования.
Мы можем констатировать невозможность интроспекции при некоторых специальных условиях (например, при сильных аффектах) или слабое ее развитие у маленьких детей, но не отрицать самонаблюдение вовсе. Отрицать существование самонаблюдения - значит, доводя мысль до конца, отрицать осознанность переживания и в конечном счете отрицать сознание. Подлежать сомнению может не существование самонаблюдения, а значение его как метода научного познания.
Самонаблюдение может быть фазой, моментом, стороной исследования, которое при попытке проверить его данные само неизбежно переходит в объективное наблюдение. Наблюдение, исследование и в психологии должно вестись в основном объективными методами.
2.2 Объективное наблюдение
Внешнее, так называемое объективное, наблюдение должно исходить из единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Наблюдая внешнее протекание действий человека, мы изучаем не внешнее поведение само по себе, как если бы оно было дано в отрыве от внутреннего психического содержания деятельности, а именно это внутреннее психическое содержание, которое должно раскрыть наблюдение. Таким образом, во внешнем, так называемом объективном, наблюдении внешняя сторона деятельности является лишь исходным материалом наблюдения, а подлинным его предметом служит ее внутреннее психическое содержание. Так называемое объективное, т.е. внешнее, наблюдение - самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов исследования. Он широко применяется в психологии, так же как и в других науках.
Первое основное требование - это наличие четкой целевой установки. Ясно осознанная цель должна руководить наблюдателем, давая ему правильную установку на предмет наблюдения. В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. Они должны исключить элемент случайности, свойственный житейскому наблюдению, и создать хотя бы минимальное единообразие условий наблюдения. При отсутствии единообразного плана наблюдения производятся каждый раз из колеблющихся, изменяющихся установок, изменения которых невозможно учесть. Поэтому остается неизвестным, за счет чего должны быть отнесены установленные изменения в наблюдениях - за счет ли не поддающихся учету изменений в условиях, при которых проводилось наблюдение, или за счет самих наблюдаемых явлений.
Если наблюдение должно исходить из четко осознанной цели, определяющей правильную установку на соответствующий предмет наблюдения, то оно должно приобрести избирательный характер. Это требование избирательности находится как будто в противоречии с другим требованием, обычно предъявляемым к объективному наблюдению, - с требованием полноты или даже фотографичности наблюдения. Однако это противоречие кажущееся: лишь при выполнении первого условия и на его основе возможным, оказывается, выполнить и второе. Наблюдать все вообще в силу безграничного многообразия существующего совершенно невозможно. Всякое наблюдение, поэтому неизбежно носит избирательный, или выборочный, частичный характер. Отбор материала осуществляется не стихийно и потому случайно, а сознательно, значит, планово.
Требование фотографичности, которое технически стали осуществлять в психологии путем использования не только фотографии, но и кинематографа, должно означать не только, а иногда не столько требование полноты, сколько требование объективности наблюдения, т.е. фиксации фактического материала независимо от объективного его истолкования. При этом надо учесть, что хотя и следует различать факты и их более и менее субъективное истолкование, но нельзя описание фактов и их истолкование друг от друга оторвать. Наблюдение становится методом научного познания лишь постольку, поскольку оно не ограничивается простой регистрацией фактов, а переходит к формулировке гипотез, с тем, чтобы проверить их на новых наблюдениях. Таким образом, фактический материал и его истолкование, не смешиваясь, объединяются теснейшим образом.
Лишь учтя эти общие методические соображения, относящиеся к методу наблюдения вообще, можно разрешить основную принципиальную трудность, с которой связано объективное наблюдение специально в психологии. Как можно посредством объективного, внешнего наблюдения изучать психические, внутренние процессы? Что собственно является предметом объективного психологического наблюдения?
Сторонники объективной поведенческой психологии отвечают: только внешние реакции, различные движения, жесты и ничего больше, потому что только они - объективные факты. Но наблюдение, которое ограничилось бы внешними реакциями, могло бы быть объективным, но оно не было бы психологическим. В действительности объективное наблюдение в психологии направлено не на реакции, не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что он дает возможность изучать психические процессы в естественных условиях; в частности, ребенка можно наблюдать в условиях обучения в школе. Объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования.
2.3. Эксперимент
Эксперимент имеет славу наиболее точного метода в психологии. Эта точность является главным отличием психологического эксперимента от других методов. Главным документом эксперимента является протокол. Основные особенности эксперимента, обусловливающие его силу, заключаются в следующем.
1) В эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, вместо того чтобы ждать, как при объективном наблюдении, пока случайный поток явлений доставит ему возможность его наблюдать.
2) Имея возможность вызывать изучаемое явление, экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление.
3) Изолируя отдельные условия и изменяя одно из них при сохранении неизменными остальных, эксперимент тем самым выявляет значение отдельных условий и устанавливает закономерные связи, определяющие изучаемый им процесс. Эксперимент, таким образом, очень мощное методическое средство для выявления закономерностей.
Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса. Для этого нужно, варьируя условия протекания внешней деятельности, найти ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражало бы его внутреннее психологическое содержание.
Сущность эксперимента в отличие от простого наблюдения определяется не искусственностью условий, в которых он производится, а наличием воздействия экспериментатора на подлежащий изучению процесс. Для преодоления возникающих в связи с этим трудностей иногда стремятся устранить непосредственное воздействие экспериментатора и построить эксперимент так, чтобы самая ситуация, а не непосредственное вмешательство экспериментатора (инструкция и т.п.) вызывала у испытуемого подлежащие исследованию акты. Однако, поскольку эксперимент по самому существу своему всегда включает непосредственное либо опосредованное воздействие экспериментатора, то вопрос заключается не столько в том, чтобы устранить это воздействие, сколько в том, чтобы правильно учесть и организовать его.
При оценке и истолковании результатов эксперимента необходимо специально выявить и учесть отношение испытуемого к экспериментальному заданию и экспериментатору. Это необходимо, потому что поведение испытуемого в эксперименте - это не автоматическая реакция, а конкретное проявление личности, которая устанавливает свое отношение к окружающему. Это отношение сказывается на ее поведении и в экспериментальной ситуации.
Пользуясь экспериментом в психологии, никогда нельзя забывать того, что всякое вмешательство экспериментатора, в целях изучения психических явлений, вместе с тем неизбежно оказывается и средством полезного или вредного воздействия на изучаемую личность. Особое значение это положение приобретает при изучении психологии ребенка. Оно накладывает ограничение на использование эксперимента, с которым нельзя не считаться. Необходимо также иметь в виду, что данные, полученные в экспериментальной ситуации, могут быть правильно истолкованы, только взятые в соотношении с условиями, в которых они получены.
Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов. Естественный эксперимент - психологический эксперимент, включённый в деятельность или общение незаметно для испытуемого. Формирующий (обучающий) эксперимент - метод исследования и формирования психического процесса, состояния или качества личности.
3.Психодиагностические методы
3.1.Беседа
Беседа – это метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путём ведения с ним тематически направленного разговора. Психологическая беседа направлена на получение психологической информации и оказывает воздействие на личность. Она может быть отнесена наряду с интроспекцией к наиболее специфичным методам психологии, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Для проведения полноценной беседы необходимо:
- определить цель беседы (что мы будем изучать);
- выбрать благоприятные условия беседы (место, время, самочувствие человека);
- выяснить, располагает ли собеседник временем;
- продумать несколько вариантов течения беседы;
- продумать способы вхождения в контакт и выхода из беседы (как начать, как закончить);
- в ходе беседы следует говорить меньше 50%, стараясь удерживать разговор в нужном русле и при этом слушать.
Чтобы беседа была непринужденной, не следует зацикливаться на одной теме, наверняка всплывут многие другие попутные вопросы, но основная линия беседы должна прослеживаться. Можно начать с интересной для собеседника темы, а далее перевести разговор на то, что интересует вас. Таким образом, обе стороны будут заинтересованы в процессе общения.
Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе - в форме постэкспериментального интервью. Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.
3.2.Опрос
Опрос – специальный способ целенаправленного получения первичной информации посредством ответов опрашиваемых людей на задаваемые им вопросы. При опросе существует специальный «инструмент» общения – совокупность вопросов, обычно заранее подготовленная и оформленная в целую систему, именуемую вопросником. Грамотное построение вопросника выступает главным пунктом в получении результатов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их:
Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.
Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.
Главным достоинством психологического метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т.п. Анкетирование - это средство первой ориентировки. Чтобы компенсировать недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетирования.
Свободный опрос - разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.
Важной чертой опроса является его «фиктивный характер» - ответы испытуемого не ведут ни к каким последствиям или санкциям для опрашиваемого.
Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. Варианты теста: тест-опросник и тест-задание.
Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.
Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это – их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.
В этих случаях обычно применяется третий тип тестов – проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.
Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, а чем думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации ответов судят о собственной психологии отвечающих.
3.4. Интервью
Интервью является одновременно и беседой, и опросом. С беседой его сближает устное речевое общение интервьюера с респондентом. Однако в отличи от истинной беседы интервью характеризуется значительно большей организованностью, целенаправленностью и асимметричностью функций собеседников. Здесь нет интенсивного обмена мнениями, как при общении во время непринуждённой беседы. Различают две основные формы интервью: структурированную (стандартизованную) и неструктурированную. Первая предусматривает наличие заранее разработанной схемы опроса, включающий общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов. Вторая форма характеризуется тем, что интервью складывается спонтанно, имея общую программу, но без детализации вопросов. Интервью часто используют для изучения особенностей личности, для проверки и углубления информации, получаемой с помощью анкетирования и других методик. Следует учитывать, что метод беседы или интервью является самым субъективным, поскольку диагност одновременно задаёт вопросы и субъективно оценивает ответы, оказывает воздействие на испытуемого своими вопросами, мимикой, жестами, манерой общения.
3.5.Контент-анализ
"Архивный метод" или изучение продуктов деятельности - это такой метод, когда психолог не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д..
Техника контент-анализа относится к разновидностям "анализа продуктов деятельности", или праксиметрического метода. В качестве объекта исследования при использовании метода изучения продуктов деятельности могут выступать самые разнообразные продукты творчества испытуемых (стихи, рисунки, различные поделки, дневниковые записи, школьные сочинения, предметы, как результат определенного вида трудовой деятельности и т.п.). Применяя этот метод, можно анализировать не только содержательные, но и формальные характеристики объекта изучения.
Контент-анализ представляет собой один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов. Исследователь выделяет единицы содержания и квалифицирует полученные данные. Этот метод широко распространен не только в психологии, но и других социальных науках. Особенно часто он используется в практической психологии, психологии рекламы и коммуникации. Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются: слово (термин, символ), суждение или законченная мысль, тема, персонаж, автор, целостное сообщение.
Заключение
Метод наблюдения играет самостоятельную роль при изучении уникальных и быстротечных явлений общественной жизни и при монографическом исследовании отдельных локальных объектов. В некоторых ситуациях, таких как катастрофы (например, землетрясение), сильное нагнетание страстей в обществе или военное противостояние, наблюдение становится чуть ли не единственным возможном подходом к изучению реальности. В современной психологии наблюдение как метод сбора данных широко используется в различных схемах исследований. Наблюдение включено в организацию беседы с испытуемым, данные наблюдения учитываются при интерпретации результатов психодиагностических или экспериментальных процедур. Как видно, метод наблюдения не так примитивен, как кажется на первый взгляд, и, несомненно, может с успехом быть применен в ряде социально-психологических исследований.
Литература
1. Высотский Л. С. Избранные психологические исследования. - М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.
2. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология -- СПб: Издательство «Питер», 2000. -- 320 с.
3. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., Наука, 1984.
4. Немов Р. С. Психология. Учеб. Для студентов пед. учеб. заведений.В 2-х кн. Кн 1. М.,1994. С. 15-24.
5. Общая психология М., 1986. С. 30-62.
6. Первушина О.Н. Общая психология: Методические указания. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.
7. Тернер Дж. Структура социологических теорий. - М., Прогресс, 1985.
8. Хрестоматия по курсу введение в психологию. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 - "Психология" / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: Российское психологическое общество, 1999.
9. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: 1990.
10. Немов Р.С Психология / Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн 3. - 2-ое изд. - М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995.
2