Методики для исследования памяти. Исследование интеллекта по методу Векслера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:51, контрольная работа

Описание

Существует множество специальных методик для исследования памяти, разработанных как в общей психологии, так и в области прикладной психологии. Исследование памяти имеет важное значение и в патопсихологии, так как разные по своей структуре расстройства памяти наблюдаются при многих психических заболеваниях, особенно обусловленных органическим поражением головного мозга. Особенности нарушений памяти могут помочь патопсихологу не только высказать предположение о характере заболевания, его нозологической принадлежности, но и о стадии течения патологического процесса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ

1.1. Тест зрительной и слуховой памяти
1.2. Пробы на запоминание
1.3. Проба на ассоциативную память
1.4. Опосредованное запоминание
1.5. Шкала памяти Векслера
1.6. Тест зрительной ретенции Бентона

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА ПО МЕТОДУ ВЕКСЛЕРА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

векслер.doc

— 141.00 Кб (Скачать документ)

Шкала памяти Векслера состоит из 7 методик-субтестов. Исследование по ним проводится в один прием и регистрируется на специальном бланке.

I субтест заключается  в проверке знания обследуемым  личных и общественных данных.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимально  в этом субтесте обследуемый может набрать 6 баллов.

II субтест-определение  ориентировки. Проверяется знание  обследуемым текущего года, месяца, дня, где он в настоящее время  находится, в каком городе. Оценка  ответов та же, что и в предыдущем  субтесте. Максимальный результат  - 5 баллов.

III субтест - психический контроль состоит  из трех заданий. Первое - отсчитывание  от 20 в обратном порядке. Второе - повторить по памяти алфавит  от А до Я. Третье задание  - называние чисел от 1 до 40 через  3 единицы. В этом субтесте исследующий не должен оказывать обследуемому помощи.

Если задание  по отсчитыванию от 20 выполнено без  ошибок и за время до 30 с, результат  оценивается в 2 балла, при наличии  одной ошибки, но за то же время -1 балл. При правильном выполнении задания  быстрее чем за 10 с результат оценивается в 3 балла.

При воспроизведении  алфавита без ошибок за время от 10 до 30 с-2 балла, если допущена одна ошибка, но время на выполнение задания не превышено,-1 балл. Безошибочное выполнение задания менее чем за 10 с-3 балла.

Счет до 40 без ошибок за 20-45 с оценивается в 2 балла. При одной ошибке и при своевременном выполнении задания за время до 20 с к оценке прибавляется дополнительный балл. Максимальная оценка результатов в III субтесте-9 баллов.

IV субтест направлен  на проверку логической памяти и сводится к запоминанию двух рассказов. В каждом рассказе можно выделить 23 смысловые единицы. Пересказ тщательно записывается. Отмечается количество репродуцированных обследуемым смысловых единиц по каждому рассказу, затем подсчитывается среднее арифметическое. Максимальная оценка в субтесте-23 балла.

V субтест - воспроизведение  цифр в прямом и обратном  порядке - аналогичен одному из  субтестов метода Векслера для  исследования интеллекта. Обследуемому  зачитывают ряд цифр. В каждом  последующем ряду на одну цифру больше, чем в предыдущем. В первом ряду содержится 4 цифры, расположенные в случайном порядке, в последнем - 8 цифр.

Исследующий отмечает последний ряд, который обследуемому удалось воспроизвести. Затем дается инструкция воспроизводить ряды цифр в обратном порядке. Предполагая наличие у обследуемого интеллектуального снижения, инструкцию можно подкрепить примером. Во второй серии опыта количество цифр в ряду нарастает от 3 к 7. И здесь аналогично регистрируются результаты.

Оценка по субтесту производится сложением результатов, полученных в обеих сериях.

Максимальная  оценка в этом субтесте 15 баллов.

Если обследуемый  не в состоянии воспроизвести  в обратном порядке ряд из 3 цифр, ему предлагают повторить таким  способом 2 цифры и результат оценивают в 2 балла.

VI субтест - визуальная  репродукция. Обследуемому предлагают  посмотреть на четыре геометрических  рисунка. Экспозиция -10 с. Затем  он должен воспроизвести их  на бланке опыта.

Оценка производится следующим образом.

В фигуре А - наличие двух перекрещенных линий с флажками, независимо от их направленности -1 балл; правильно поставленные по отношению друг к другу флажки - 1 балл; точность, равные линии, поставленные под правильным углом,-1 балл. Максимум - 3 балла.

В фигуре Б-большой  квадрат с двумя диаметрами- 1 балл; четыре малых квадрата в большом квадрате- 1 балл; два диаметра со всеми мелкими квадратами- 1 балл; 16 точек в малых квадратах-1 балл; точность в пропорциях-1 балл. Максимум-5 баллов. При наличии лишних линий результат оценивается 3 баллами.

В фигуре В1 - маленький  прямоугольник в большом - 1 балл; все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами  наружного - 1 балл; маленький прямоугольник  точно размещен в большом-1 балл. Максимум- 3 балла.

В фигуре В2 - открытый прямоугольник с правильным узлом на каждом краю - 1 балл;

правильно воспроизведенные центр и правая или левая сторона - 1 балл; правильная фигура за исключением  одного узла - 1 балл; правильно воспроизведенная фигура в приблизительно верных пропорциях - 3 балла. Максимум 3 балла.

Общая максимальная оценка результатов по VI субтесту -14 баллов.

VII субтест-парные  ассоциации. Обследуемому зачитывают 10 пар слов, близких или отдаленных  в ассоциативном отношении. Первые 6 пар - <легкие ассоциации>, вторые 4 пары - <трудные ассоциации>. При первом прочтении они расположены вперемешку. Затем трижды, каждый раз в другом порядке, зачитывают первые слова каждой пары и проверяют запомнившиеся ассоциации.

Приводим примеры  применяемых для исследования пар  ассоциаций: <легкие> - утро - вечер, серебро - золото; <трудные> - капуста - перо, стакан - петух.

Правильный  ответ подкрепляется репликой исследующего <хорошо>, при неправильном - указывают  на ошибку. Пауза между сериями - 10 с. Как правильный учитывается  ответ в течение 5 с. Оценка производится сложением суммы удавшихся обследуемому <легких ассоциаций>, разделенной на 2, с суммой удавшихся <трудных ассоциаций>.

Затем суммируются результаты по всем субтестам, их сумма составляет абсолютный показатель (AП). По специальной таблице производится поправка на возраст. С помощью другой таблицы корригированный показатель приводится в соответствие с показателями интеллекта по шкале для исследования интеллекта.

Анализ шкалы памяти показывает, что она состоит из обычно употребляемых для исследования памяти методик; с их помощью определяется состояние кратковременной и долговременной памяти, оценивается логически-смысловая и ассоциативная память, характеризуется способность к репродукции зрительных образов. При этом учитывается состояние активного внимания, возможности воспроизведения привычного ряда и его деавтоматизации. Для возможности сравнения результатов выполнения отдельных субтестов была разработана специальная таблица (мнемограмма), позволяющая переводить пересчет показателей по отдельным субтестам в систему вторичных баллов. Приводим пример вычисления результатов исследования. Обследуемый, 42 лет, выполнив все задания по шкале памяти, набрал 64 балла. Это его абсолютный показатель (АП). Найдя в таблице соответствующую возрастную прибавку, мы получаем результат 104 (64 балла + 40 баллов возрастной прибавки). Это корригированный показатель (КП) обследуемого. С помощью специальной таблицы он преобразовывается в эквивалентный показатель памяти (ЭПП) - 110.

Это значит, что  память обследуемого соответствует интеллекту с показателем интеллекта (IQ), равному 110. Таким образом, исследующий как бы получает возможность (при параллельном исследовании интеллекта и установлении его истинного уровня) убедиться в соответствии или несоответствии интеллектуального уровня и состояния мнестической функции. На практике это не всегда оказывается так. Особенные затруднения исследующий испытывает при определении эквивалентного показателя памяти в начальной стадии заболевания. Здесь возрастная прибавка и пересчет в ЭПП часто нивелируют снижение памяти. Поэтому нами был введен показатель продуктивности памяти. Аналогично тому как D. Bromley при изучении интеллекта стареющих соотносила абсолютные данные не с истинным возрастом, а с возрастом <пика> биологического и интеллектуального развития индивидуума (16-25 лет), мы к абсолютному показателю памяти прибавляли возрастную прибавку для возраста 16-25 лет. Такой показатель более четко выявляет начальное снижение памяти. Кроме того, ЭПП представляется нам недостаточно приемлемым для индивидуальных исследований и потому, что мы не знаем исходного, преморбидного, состояния интеллекта и памяти у обследуемого.

Конечно, одни лишь количественные показатели по шкале  памяти Векслера не дают полной характеристики мнестической функции обследуемого. Для этого необходим тщательный качественный анализ выполнения заданий по отдельным субтестам.

 

1.6. Тест  зрительной ретенции Бентона

Тест предложен A. L. Benton (1952) для исследования запоминания  рисунков различных форм. Рисунки, с  помощью которых производится проба  Бентона, объединены в три формы -С, D, Е. Все эти три формы эквивалентны и состоят каждая из 10 карточек-образцов. На карточке изображено несколько простых геометрических фигур. Время экспозиции карточки - 10 с. Затем обследуемый должен воспроизвести нарисованные на карточке фигуры по памяти. При этом оценка ответа производится по количественному и качественному показателям. Количественная оценка ответа несложна, правильное репродуцирование оценивается в 1 балл, неправильное - в 0 баллов.

Сравнивая соотношение  правильно и неправильно выполненных  заданий, мы получаем своеобразный показатель умственного ущерба. Имеются также две дополнительные формы F и I, каждая из них содержит по 15 карточек. На каждой карточке-4 набора фигур.

Более интересен  качественный анализ получаемых с помощью , теста Бентона результатов. A. L. Benton составлена специальная , таблица возможных ошибочных репродукций каждой картинки-образца. При этом различаются ошибки, наблюдающиеся у здоровых людей, и ошибки, типичные для органической церебральной патологии.

По данным J. Poitrenand и F. Clement (1965), тест Бентона весьма эффективен для геронтопсихологических исследований. На большой группе обследованных обнаружено заметное возрастание числа <органических> ошибок с возрастом, особенно после 60 лет. Кроме того, было проведено сравнение результатов, полученных с помощью теста Бентона при обследовании практически здоровых лиц и страдающих органической церебральной патологией.

Получены также  статистически достоверные данные, свидетельствующие ; о том, что тест Бентона отчетливо выявляет органическую патологию. Исследование, проведенное у этих двух групп в возрастном  аспекте, показало, что указанная разница данных с возрастом значительно уменьшается. Отмечено, что наличие одной <органической> ошибки возможно и у психически здоровых лиц, что может быть объяснено фактором переутомления. Наличие двух <органических> ошибок представляет большую редкость даже у очень старых обследуемых, психически здоровых.

Например, на картинке для исследования по Бентону нарисованы две главные, крупные фигуры и  одна мелкая. Типичные для здоровых людей ошибки: обследуемый забыл нарисовать одну из фигур, но он сознает это и оставил для нее пустое место, либо он изменил расположение фигур на рисунке, поставив маленькую фигуру в правый верхний угол. Могут быть и другие ошибки такого рода, при которых перемещаются те или иные фигуры, но все они не считаются патогномоничными для органического поражения головного мозга.

Примеры <органических> ошибок: больной разделил (позиция B1) на фрагменты одну из основных фигур (иногда такое расчленение оригинала приводит к невозможности опознания фигуры-образца) либо воспроизвел все фигуры в одной величине (В2). Выделено около десяти типов ошибок такого рода.

Наиболее типичные ошибки, встречающиеся у здоровых обследуемых: перестановка главной фигуры справа налево, неправильное перемещение главной фигуры по вертикали, поворот вокруг оси малой или большой фигур, сознательный пропуск малой фигуры, сознательный пропуск элементов фигуры, поворот вокруг оси или перемещение элементов фигуры.

Примеры <органических> ошибок: полный или частичный пропуск малых фигур, повторение (дубликация) малых фигур, дубликация основной фигуры, расположение периферической фигуры между главными или внутри главной, поворот фигур на рисунке на 90 °.

Примеры <тяжелых> ошибок, наиболее часто наблюдающихся при явной органической церебральной патологии: тенденция к деформации фигур по размерам, повторение главной фигуры в одном и том же образце, повторение элементов фигуры в образце, контаминация (сплавление) фигур, тенденция к персеверации фигур, значительное искажение фигур, вставки в фигуры, полный пропуск образца.

 

 

2. ИССЛЕДОВАНИЕ  ИНТЕЛЛЕКТА ПО МЕТОДУ ВЕКСЛЕРА

 

С помощью метода Векслера могут быть обследованы  лица старше 16 лет. Для обследования детей создан специальный вариант метода Векслера (WISC), адаптированный и стандартизованный А. Ю. Панасюком (1973).

Метод Векслера состоит из 11 отдельных методик - субтестов. Каждая из них не содержит каких-либо новых, не использовавшихся раньше в экспериментальной психологии приемов. Все субтесты разделены на 2 группы - вербальные (6) и невербальные (5).

I субтест - общая  осведомленность - содержит 29 вопросов, направленных на измерение объема  человеческих знаний. По ответам  на эти вопросы можно в известной  мере судить о памяти обследуемого, о круге его интересов, о полученном им образовании. Результаты по этому субтесту мало меняются при старении или под влиянием болезненного процесса (исключением являются заболевания, протекающие с грубым интеллектуально-мнестическим снижением). Степень трудности задаваемых обследуемому вопросов постепенно нарастает. Этот принцип характерен и для других субтестов.

Приведем некоторые  вопросы:

2. Какой формы  мяч? 

24. Кто написал  <Иллиаду>?

29. Что такое  гносеология?

Обычно исследование начинается с пятого вопроса и лишь в тех случаях, когда обследуемый не справляется с пятым и шестым вопросами, возвращаются к предшествовавшим.

Информация о работе Методики для исследования памяти. Исследование интеллекта по методу Векслера