Методики запоминания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 09:23, доклад

Описание

Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

Работа состоит из  1 файл

Запоминание.docx

— 21.81 Кб (Скачать документ)

  Запоминание — это процесс запечатления и  последующего сохранения воспринятой  информации. По степени активности протекания этого процесса принято  выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

  Непреднамеренное  запоминание — это запоминание  без заранее поставленной цели, без  использования каких-либо приемов  и проявления волевых усилий. Это  простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый  след от возбуждения в коре головного  мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности.

  В отличие от непроизвольного запоминания  произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели.

  Деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение  удержанного материала, называется мнемической деятельностью. 

      В основе подавляющего числа современных  методик по развитию памяти лежит  образная память человека. Что же представляет собой образная память?

      Миллионы  лет человек жил в условиях дикой природы. От состояния его сигнальной системы: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния зависела сама жизнь. Ощущение постоянной готовности к опасной ситуации организовало по-своему мышление, реакцию, внимание, память Ведь это кладовая опыта, пережитого человеком и чем-то ему ценного. Ненужное забывалось быстро и без следа. Каким же образом выработалась самая лучшая форма запоминания? Достаточно просто и привычно, и потому наиболее экономно: память на звуки, запахи, цвета и т.д. Причем, память яркая, четкая - человек жил этим. Таким образом, в процессе естественного отбора у человека развилась образная память. Теперь такая память сохранилась лишь у дошкольников.

      Механизм  образной памяти следующий. Сначала человек воспринимает безразлично что (события, цифры, буквы, слова) путем упомянутого ранее озарения, переводимого не в малый круг знаний, выраженный ограниченным запасом слов, а в тот безграничный запас образов, которые щедро поставляет нам окружающий мир. Абстрактное (словесное) мышление это схема. И образы вставляются в нее, как страницы в книгу. Они сохраняются столько, сколько необходимо. Когда нужно, они встают перед мысленным взором. А раз так, то наше абстрактное мышление свободно и может делать с перелистываемыми образами что угодно: использовать при сдаче экзаменов, вносить поправки в схему, додумывать любые недостающие детали. Запоминаемые образы перед глазами, а перевести их можно в любой язык: русский, английский, немецкий, формулы, символы и т.д.

     Мозг  человека состоит из двух полушарий. Правое - образное полушарие, левое - словесное. Правое - это эмоции, левое - разум. Мозг привык запоминать все таким, как  есть - в многообразии цветов, звуков, запахов, других качеств. Восприняв  что-то, он в правом полушарии составляет об¬раз - модель, в левом - соответствующие ему слова. Воспринятое таким образом не стирается. Оно порождает гениальные сти¬хи, книги, картины, открытия. Это для него органично и естест¬венно.

     Но  наша цивилизация вторглась и  сюда. Девяносто процентов информации подается в усеченном виде - голос  диктора, текст книги, обрывочные картинки телевизора и т.д. В одном полушарии  оно впечатывается. B другом - бесформенное пятно. Отсюда не-контролируемое забывание

     Наша  задача научить работать оба полушария  одновременно и научиться воспринимать мир всеми органами чувств одновременно так, как это делали наши предки и  еще способны делать наши дети.  

  Приемы  и упражения для развития памяти, облегчения процессов запоминания 

  1. Аббревиатуры  не только сокращают длинные названия, но и способствуют их запоминанию. Принцип  аббревиатуры также используется для  запоминания материала, не связанного логическими принципами, и облегчает  процесс вызывания из памяти нужной информации.
  2. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. Например, для запоминания цветов радуги обычно пользуются фразой: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". Астрономы запоминают порядок планет солнечной системы с помощью такой фразы: "Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка". Меркурий Венера  Земля  Марс  Юпитер  Сатурн Уран Нептун Плутон
  3. Рифма - один из наиболее действенных способов обеспечить запоминание материала. Этот способ нашел также широкое применение в рекламе. Зарифмованные рекламные ролики сами врезаются нам в память, независимо от нашего желания, и от них зачастую не так просто избавиться. Поэтому при столкновении с важной, но нелогичной и трудно запоминаемой информацией стоит попробовать зарифмовать ее.
  4. Метод Цицерона - способ запоминания предметов с помощью фиксирования их местоположения. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив себе свою комнату, — все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе».
  5. При запоминании цифр, чисел можно использовать приемы:
    1. выявить 'арифметическую зависимость между группами цифр в числе, например, в номере телефона 358954 зависимость 89 = 35 + 54;
    2. выделить знакомые числа — например, в числе 859314 выделить 85 — год рождения брата, 314 — первые цифры числа «пи» и т. д.;
    3. «метод зацепок» — замена цифр образами. Например, 0 — круг, 1 — карандаш, 2 — очки, 3 — люстра, 4— стул, 5 — звезда, 6 — жук, 7 — неделя, 8— паук и т. д. Можно заменять цифры, буквами и словами. Например, замена цифр 1, 2, 3, 8 последними согласными буквами в названии этих цифр: 1 — один — Н, 2 — два, В. 3 — три — Р. А цифры 4, 5, 6, 7, 9 заменить начальными согласными в их названии: 4 — 4,5 — Π, 6 — Щ, 7— С, 9-Д.
  6. Метод тренировки зрительной памяти — метод Айвазовского. Посмотрите на предмет или пейзаж, или на человека в течение 3 секунд, стараясь запомнить детально, потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет в деталях, задавайте себе вопросы по подробностям этого образа, потом откройте глаза ни 1 секунду, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета и так повторите несколько раз.
  7. Использование картинок. Суть этого метода заключается в переводе имен собственных, различных названий и мыслей в картинки. Например, нам надо запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук — запомнить это будет легко, если вы вообразите их «персонажами» яркого, фантастического мультфильма, где стройный франт — «карандаш» в «очках» подходит к полной даме «люстре», на которую шаловливо влезает «стул», на обивке которого сверкают «звезды».
  8. Связка слов через сокращение образов. Представьте слона, муху. А теперь слоно-муху, т.е. слона, у которого выросли крылышки мухи, и который пытается взлететь, взмахивая большими крыльями. Порядок слов при запоминании определяется присутствием в образе большего объема первого слова.
  9. Запоминание слов связыванием их в рассказ, образы должны быть яркими, четкими, необычными. Вы должны видеть их в воображении; они должны быть в движении; связка между ними может быть в виде накладывания друг на друга, перекатывания, на основе "похожести"

Информация о работе Методики запоминания