Методологические основы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 14:15, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является обзор методологических приёмов, используемых в психологическом исследовании. Для её достижения необходимо решить следующие задачи: 1) Обозначить уровни методологии (в целом)
2) Рассмотреть методологические принципы, относящиеся к психологической науке
3) Перечислить основные методы, используемые в психологии при проведении исследования
4) Сделать краткий обзор методов обработки результатов исследования
5) Обобщить изложенный материал.

Содержание

Введение 4
Глава 1 5
1.1 Уровни методологии 5
1.2 Методологические принципы психологии 6
Глава 2 8
2.1 Методы психологического исследования 8
2.2 Методы обработки и интерпретации данных 9
Заключение 12
Список использованной литературы 13

Работа состоит из  1 файл

методологические основы в психологии.docx

— 31.98 Кб (Скачать документ)

2) Качественный анализ исследовательских данных. Он подчиняется определенным логическим методам и приемам, применение которых является обязательным для психолога. Прежде всего, весь процесс качественной обработки количественных показателей строится на прочном «методологическом фундаменте» 6 . Качественный анализ требует рассмотрения имеющихся фактов не изолированно, а во взаимосвязях, в развитии. Они должны быть подвергнуты обязательной проверке на достоверность, представительность и надежность; сопоставлены с соответствующими статистическими показателями, психологическими наблюдениями и опросами. Правильно обобщить фактический материал, сделать выводы психолог может, только вскрыв сущность изучаемого психологического явления, установив и описав его коренные отличия от внешне часто схожих процессов и явлений. Продукт качественного анализа - теоретическая модель изучаемого явления, научно-обоснованные рекомендации.

 

Заключение

   Подводя итог, можно  выделить следующие моменты:

1)  На теоретическом  уровне методология (в данном  случае – психологического исследования) строит модель знания как такового; на практическом – разрабатывает  способы и средства достигнуть  поставленную цель и получить  знания.

2)  На практике можно  выделить уровень общенаучной  методологии, уровень конкретно-научной  методологии, уровень метода как  конкретной методики (или способа  действий с объектом). 

3)  Основные принципы  психологии как науки – это  принцип системного детерминизма  психического, принцип единства  сознания и деятельности, принцип  активности сознания личности, принцип системности, принцип развития и  принцип единства внешних воздействий и внутренних условий.

4) При проведении исследования психология пользуется следующими методами: наблюдение, опрос, тест, эксперимент, моделирование.

5) При обработке результатов используются методы количественного (статистического) и качественного (факторного) анализа. В идеале следует использовать и те, и другие.

6)  Поскольку обозначенные  во введении задачи выполнены,  цель данной работы можно считать  достигнутой.

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1.   Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. - М., 1998;

2. Ядов В.А. Социологическиое исследование; методология, программы, методы. - М., 1987.

3.   Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 192 с.

4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб, 2001;

5.   Степин В. С., Елсуков А. Н. Методы научного познания. — Минск, 1974 − 152 с.

6.   Анастази А., Урбина С.. Психологическое тестирование. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 688с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

7.   Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. – 351 с: ил. — (Серия ≪Учебник нового века≫).

Москва, 2012

 


Информация о работе Методологические основы психологии