Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 14:15, курсовая работа
Целью данной работы является обзор методологических приёмов, используемых в психологическом исследовании. Для её достижения необходимо решить следующие задачи: 1) Обозначить уровни методологии (в целом)
2) Рассмотреть методологические принципы, относящиеся к психологической науке
3) Перечислить основные методы, используемые в психологии при проведении исследования
4) Сделать краткий обзор методов обработки результатов исследования
5) Обобщить изложенный материал.
Введение 4
Глава 1 5
1.1 Уровни методологии 5
1.2 Методологические принципы психологии 6
Глава 2 8
2.1 Методы психологического исследования 8
2.2 Методы обработки и интерпретации данных 9
Заключение 12
Список использованной литературы 13
2) Качественный анализ исследовательских данных. Он подчиняется определенным логическим методам и приемам, применение которых является обязательным для психолога. Прежде всего, весь процесс качественной обработки количественных показателей строится на прочном «методологическом фундаменте» 6 . Качественный анализ требует рассмотрения имеющихся фактов не изолированно, а во взаимосвязях, в развитии. Они должны быть подвергнуты обязательной проверке на достоверность, представительность и надежность; сопоставлены с соответствующими статистическими показателями, психологическими наблюдениями и опросами. Правильно обобщить фактический материал, сделать выводы психолог может, только вскрыв сущность изучаемого психологического явления, установив и описав его коренные отличия от внешне часто схожих процессов и явлений. Продукт качественного анализа - теоретическая модель изучаемого явления, научно-обоснованные рекомендации.
Подводя итог, можно выделить следующие моменты:
1) На теоретическом
уровне методология (в данном
случае – психологического
2) На практике можно
выделить уровень общенаучной
методологии, уровень
3) Основные принципы
психологии как науки – это
принцип системного
4) При проведении исследования психология пользуется следующими методами: наблюдение, опрос, тест, эксперимент, моделирование.
5) При обработке результатов используются методы количественного (статистического) и качественного (факторного) анализа. В идеале следует использовать и те, и другие.
6) Поскольку обозначенные
во введении задачи выполнены,
цель данной работы можно
1. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. - М., 1998;
2. Ядов В.А. Социологическиое исследование; методология, программы, методы. - М., 1987.
3. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 192 с.
4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб, 2001;
5. Степин В. С., Елсуков А. Н. Методы научного познания. — Минск, 1974 − 152 с.
6. Анастази А., Урбина С.. Психологическое тестирование. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 688с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
7. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. – 351 с: ил. — (Серия ≪Учебник нового века≫).
Москва, 2012