Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 19:16, реферат
Прежде чем излагать конкретные методики психодиагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи – у дошкольников, рассмотрим понятие «стандартизированный комплекс психодиагностических методик», которое уже встречалось и будет еще неоднократно упоминаться в тексте.
«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится».
В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».
Экспериментатор в этой методике дает
ребенку задание искать и разными
способами зачеркивать какие-
Обработка и оценка результатов
При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:
где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;
N– количество изображений предметов на рис. 5 (6), просмотренных ребенком за время работы;
t – время работы;
n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.
В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.
По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 8), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:
10 баллов |
– показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла. |
8-9 баллов |
– показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла |
6-7 баллов |
– показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла |
4-5 баллов |
– показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла. |
2-3 балла |
– показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла. |
0-1 балл |
– показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла. |
Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так
10 баллов |
– все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1. |
8-9 баллов |
– все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2. |
На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом
1 Кривая, изображенная с помощью линии типа –.–.–. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания
2 Кривая, представленная линией
типа Это график низкопродук
тивного, но устойчивого
3 Кривая, изображаемая посредством линии типа – – – – –. Представ ляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания
4 Кривая, изображенная с помощью
линии –––– Является графиком
сред-непродуктивного, но
5 Кривая, изображенная линией – – – – –. Представляет график среднепро дуктивного и крайне неустойчивого внимания
6-7 баллов |
– все точки графика |
4-5 баллов |
– все точки графика |
3 балла |
– все точки графика располагаютс |
10 баллов |
-- продуктивность внимания очень
высокая, устойчивость |
8-9 баллов |
– продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая. |
4-7 баллов |
– продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя. |
2-3 балла |
– продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая. |
0-1 балл |
– продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая. |
Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рис. 8 и объясняют, как с ним работать Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.
Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:
где S – показатель переключения и распределения внимания;
N – количество геометрических
фигур, просмотренных и
n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.
Оценка результатов
10 баллов |
– показатель S больше чем 1,00. |
8-9 баллов |
– показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00. |
6-7 баллов |
– показатель 5" располагается в пределах от 0,50 до 0,75. |
4-5 баллов |
– показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50. |
0-3 балла |
– показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25. |
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
6-7 баллов – средний.
4-5 баллов – низкий.
0-3 балла – очень низкий.
С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный на рис. 9 Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:
«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке (рис. 10) за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Объемом внимания ребенка считается
максимальное число точек, которое
ребенок смог правильно воспроизвести
на любой из карточек (выбирается та
из карточек, на которой было воспроизведено
безошибочно самое большое коли
10 баллов |
– ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек |
8-9 баллов |
– ребенок безошибочно |
6-7 баллов |
– ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек. |
4-5 баллов |
– ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек. |
0-3 балла |
– ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки. |
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
6-7 баллов - средний.
4-5 баллов – низкий.
0-3 балла – очень низкий.
Информация о работе Методы диагностики познавательных процессов дошкольников