Методы научного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 10:52, контрольная работа

Описание

Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы, устанавливает законы той области деятельности, которую изучает. Способы получения этих фактов называются методами научного исследования.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3

1. Анкетирование …………………………………………………………….….4

2. Интервьюирование …………………………………………………………... 8

3. Тестирование …………………………………………………………………. 9

4. Заключение …………………………………………………………………..11

5. Список используемой литературы…………………………………………12

Работа состоит из  1 файл

готова.docx

— 32.03 Кб (Скачать документ)

Содержание.

Введение ………………………………………………………………………… 3

1. Анкетирование …………………………………………………………….….4

2. Интервьюирование …………………………………………………………... 8

3. Тестирование …………………………………………………………………. 9

4. Заключение …………………………………………………………………..11

5. Список используемой литературы…………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы, устанавливает  законы той области деятельности, которую изучает. Способы получения  этих фактов называются методами научного исследования.

Существует множество  различных методов исследования. Основными исследовательскими методами являются наблюдение и эксперимент. Кроме методов наблюдения и эксперимента, являющихся общенаучными, используются и другие методы, которые специфичны для социальных наук, в том числе для психологии и педагогики (конкретно-научные), и позволяют конкретизировать и реализовать в соответствии с задачами исследования требования методологических положений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анкетирование.

 

Широко распространенный опросный метод. Дает возможность получения  значительного объема эмпирической информации в короткие сроки. Анкета - опросный лист для получения ответов  на заранее поставленную систему  вопросов.

Опросники - стандартизированные анкеты, состоящие из набора предложений с содержанием которых испытуемый может либо согласиться, либо не согласиться. Надежность и достоверность информации, получаемой в результате опроса, в значительной степени обусловлены особенностями конструирования включенных в анкету вопросов. Это предъявляет определенные требования к их формулировке.

Вопросы в анкетах классифицируются по ряду важнейших признаков: по содержанию, функциям, структуре, форме. По содержанию все задаваемые вопросы подразделяются на две большие группы: вопросы, о  фактах и событиях и вопросы об оценках респондентами этих событий.

В первую группу входят вопросы  о поведении и деятельности респондента, а также вопросы, касающиеся его  жизненного пути. Ко второй группе относятся  оценочно-отношенческие вопросы типа: "Как бы Вы оценили...? Как Вы относитесь...?"

Каждый из этих двух блоков вопросов обладает своей спецификой. Качество опроса в значительной степени  зависит оттого, насколько опрашиваемые могут и хотят искренне отвечать на , поставленные вопросы.

По функциям различают  четыре типа вопросов: основные, фильтрующие, контрольные, контактные. Если основные вопросы предназначены для получения  информации об организационных фактах, то назначение фильтрующих вопросов — отсеять некомпетентных респондентов. Функция контрольных вопросов —  уточнить правдивость ответов на основные вопросы. Это своеобразная модификация основного вопроса, его иная словесная формулировка.

Контактные вопросы позволяют  установить доброжелательные отношения  между исследователем и респондентом и преодолеть возможное отчуждение.

В зависимости от структуры  вопросы бывают открытые и закрытые. Вопросы принято считать открытыми, если инструкция не ограничивает способ ответа на него, то есть опрашиваемый (респондент) сам формулирует ответ. В закрытых содержится перечень вариантов ответов, то есть существует ограничение выбора, и опрашиваемый выбирает из этого "веера" тот ответ, который для него приемлем. Диапазон возможных ответов должен исчерпывать объем вопроса, включая  позитивные, негативные варианты ответов, а также ответы типа "не знаю", "затрудняюсь ответить". Выделяют три разновидности закрытых вопросов: 1) "да - нет"; 2) альтернативные, предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных; 3) вопросы-меню, позволяющие респонденту  выбрать одновременно несколько  ответов.

По форме различаются  вопросы прямые и проективные (косвенные). Прямые вопросы касаются существующей ситуации. В проективных вопросах ситуация задается, предполагается. Примером прямого вопроса может служить  следующий вопрос. "Устраивает ли вас обучение в вашей школе?" Пример того же вопроса, но сформулированного  косвенно, будет выглядеть иначе: "Предположим, что по каким-то причинам вы временно не посещали школу. Вернулись  бы вы на прежнее место учебы, если бы у вас была возможность выбора?" Преимущество косвенных вопросов состоит  в том, что они свободны от возможных  временных конфликтных ситуаций. Разновидностью косвенных вопросов являются безличные вопросы.

При подготовке вопросника нужно исходить из следующих правил формулирования вопросов:

Вопрос должен соответствовать  целям и задачам исследования.

Каждый вопрос должен быть логически отдельным.

Формулировка вопроса  должна быть понятна для всех опрашиваемых, поэтому следует избегать узкоспециальных  терминов.

Вопросы должны соответствовать  уровню развития опрашиваемых (респондентов), в их числе - уровню наименее подготовленных.

Не следует задавать слишком  длинных вопросов.

Следует стремиться к тому, чтобы вопросы стимулировали  опрашиваемых (респондентов) к активному  участию в опросе, повышали их интерес  к исследуемой проблеме.

Вопрос не должен внушать  ответ, навязывать респонденту тот  или иной его вариант. Он должен формулироваться  нейтрально. *

Должен быть соблюден баланс возможных положительных и отрицательных  ответов. В противном случае вопрос может внушить респонденту направленность ответа. Для более компактного  расположения вопросов в анкете их можно представить в табличной  форме, хотя нередко заполнение анкеты с вопросами-таблицами вызывает у некоторых учащихся затруднения.

Анкета не является простой  суммой вопросов, она имеет определенную структуру. Чтобы установить размер анкеты, количество вопросов в ней, следует руководствоваться целью  исследования, предвидеть результаты анкетирования и их практическое использование. Анкета, как правило, состоит из трех частей: вводной, основной и биографической. Вводная часть  — это обращение к опрашиваемому, где указываются цель опроса, условия анонимности опроса, направления использования его результатов, правила заполнения анкеты.

В основной части содержатся вопросы о фактах, поведении, продуктах  деятельности, мотивах, оценках и  мнениях респондентов. Последняя  часть анкеты включает вопросы о  социально-демографических и биографических данных опрашиваемого. Место проведения анкетирования во многом определяет психологический настрой учащихся, а значит, и надежность сообщаемой ими информации. Групповое анкетирование целесообразно проводить в аудитории, желательно, в утренние часы. При этом важно устранить постороннее влияние (присутствие лиц, не участвующих в процессе анкетирования).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Интервьюирование.

 

Интервьюирование - метод  социальной психологии, заключающийся  в сборе информации, полученной в  виде ответов на поставленные вопросы. Наиболее часто применяется в  двух случаях: при составлении программы  организационно-психологического исследования и при отборе кадров. Направление  интервью задается изучаемой проблемой, а также целями исследования. В  зависимости от степени жесткости  схемы, по которой ведется интервью, различают два вида: стандартизированное  и нестандартизированное. Каждый из этих видов отличается своими Преимуществами и недостатками. Нестандартизированное интервью предполагает возможность варьирования последовательности, формулировок, числа задаваемых вопросов и отличается от стандартизированного большей гибкостью. В то же время последнее обеспечивает большую сравнимость информации и оперативность при обобщении результатов. Достоинством стандартизированного интервью является возможность привлекать к его проведению лиц без специальной исследовательской подготовки. При его проведении не следует спрашивать о том, о чем можно узнать из форм статистической отчетности и других документов. Важно выбрать удобное время и место проведения анкетирования и интервьюирования. Это поможет выявить истинные мнения респондентов, иногда сдерживаемые неприемлемыми для них условиями проведения опроса. К ним можно отнести присутствие других лиц, дефицит времени и т.п. В этих случаях опрашиваемые могут высказывать не свое личное мнение, а прятать его за наиболее распространенным. Важно также создать дружескую атмосферу опроса.

 

 

 

 

  1. Тестирование.

 

Метод тестов - это метод  психологической диагностики при  помощи тестов. Существуют три сферы  тестирования: а) образование; б) профессиональная подготовка и отбор; в) психологическое  консультирование.

Тест - (от англ. test - испытание, исследование) - стандартизированная процедура психологического измерения, служащая задаче определения выраженности у индивида тех или иных психических характеристик. Обычно состоит из ряда относительно коротких испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации. Позволяет исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам. Тесты классифицируют по различным основаниям:

  • по цели применения (профессиональный отбор, клинический диагноз, выяснение интересов, предпочтений и т. д.),
  • по форме проведения (индивидуальные и групповые),
  • по содержанию (тесты общей одаренности, тесты специальных способностей и т.д.),
  • по используемому материалу выделяют тесты бланковые (выполняемые с помощью карандаша и бумаги), предметные (тесты Оперирования с определенными предметами, например, тесты сложения фигур из деталей) и аппаратурные (требующие специального технического оснащения),
  • по степени однородности заданий тесты могут быть гомогенными (задания в них однотипны) и гетерогенными (задания существенно различаются).
  • по охвату психических свойств выделяют тесты личности и тесты интеллекта. Тесты личности — это психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности - отношений, мотивации, интересов, эмоций, а также особенностей поведения индивида. Тесты интеллекта — это диагностические методы, предназначенные для исследования и качественной оценки интеллектуального уровня развития.

Существуют также и  тесты успешности (достижения), креативности и проективные. Тесты достижения — выявляют степень владения испытуемыми конкретными знаниями, умениями и навыками. Тесты креативности - совокупность методик для изучениями оценки творческих способностей личности. Тесты проективные — группа методик, предназначенных для диагностики личности, в которых испытуемым предлагается реагировать на неопределенную, многозначную ситуацию.

Различают тесты вербальные и невербальные, аналитические и  синтетические. Тест выступает в  качестве измерительного инструмента, поэтому он должен удовлетворять  строгим и ясным требованиям. Случайно подобранный набор заданий  нельзя называть тестом. Качество теста  определяется их надежностью (устойчивостью  результатов тестирования), валидностъю (соответствие теста целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики).

Применение тестов оправдано  лишь в узких пределах той практической задачи, для которой они созданы  и по отношению к которой они проверены. Тесты не могут рассматриваться как универсальный всеобъемлющий инструмент контроля.

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение.

Сбор данных является важным этапом в процессе научного исследования. На этом этапе собирают сведения, на основе которых впоследствии делают выводы о связях между явлениями  и выясняют их сущность. Поэтому  в «социологии уделяется большое  внимание способам сбора данных. Развитие и применение многочисленных методов  сбора данных в социологических  исследованиях в значительной мере способствовали точности социологии и ее утверждению как науки в полном смысле слова - науки, которая устанавливает истины подобно естественным наукам. Однако сбор данных в ходе исследования общественных явлений, особенно при исследовании их с позиций социологии, наталкивается, несмотря на наличие многочисленных развитых методов, на определенные трудности, которые можно в известном смысле назвать объективными. Эти трудности проистекают из специфики самих общественных явлений и общества в целом как предмета исследования. Одна из таких трудностей связана с тем, что общественные явления и общество в целом подвержены непрерывным изменениям. Поскольку общество и существующие в нем явления непрерывно изменяются, необходимо весьма долго рассматривать некоторое общественное явление, с тем, чтобы связи данного явления с другими явлениями и их характер стали очевидными и могли быть выражены в научном законе.

 

 

 

 

 

 

 

  

 

  1. Список используемой литературы.
  2. http://www.trening.montessoricity.ru/
  3. Сонин В.А. Общий психологический практикум. – М.: Форум, 2010. – 416 с.
  4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Владос, 2008. – 477 с.

Информация о работе Методы научного исследования