Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 10:52, контрольная работа
Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы, устанавливает законы той области деятельности, которую изучает. Способы получения этих фактов называются методами научного исследования.
Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Анкетирование …………………………………………………………….….4
2. Интервьюирование …………………………………………………………... 8
3. Тестирование …………………………………………………………………. 9
4. Заключение …………………………………………………………………..11
5. Список используемой литературы…………………………………………12
Содержание.
Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Анкетирование …………………………………………………………….….4
2. Интервьюирование …………………………………………………………... 8
3. Тестирование …………………………………………………………………. 9
4. Заключение …………………………………………………………………..11
5. Список используемой литературы…………………………………………12
Введение.
Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы, устанавливает законы той области деятельности, которую изучает. Способы получения этих фактов называются методами научного исследования.
Существует множество
различных методов
Широко распространенный опросный метод. Дает возможность получения значительного объема эмпирической информации в короткие сроки. Анкета - опросный лист для получения ответов на заранее поставленную систему вопросов.
Опросники - стандартизированные анкеты, состоящие из набора предложений с содержанием которых испытуемый может либо согласиться, либо не согласиться. Надежность и достоверность информации, получаемой в результате опроса, в значительной степени обусловлены особенностями конструирования включенных в анкету вопросов. Это предъявляет определенные требования к их формулировке.
Вопросы в анкетах классифицируются по ряду важнейших признаков: по содержанию, функциям, структуре, форме. По содержанию все задаваемые вопросы подразделяются на две большие группы: вопросы, о фактах и событиях и вопросы об оценках респондентами этих событий.
В первую группу входят вопросы о поведении и деятельности респондента, а также вопросы, касающиеся его жизненного пути. Ко второй группе относятся оценочно-отношенческие вопросы типа: "Как бы Вы оценили...? Как Вы относитесь...?"
Каждый из этих двух блоков вопросов обладает своей спецификой. Качество опроса в значительной степени зависит оттого, насколько опрашиваемые могут и хотят искренне отвечать на , поставленные вопросы.
По функциям различают
четыре типа вопросов: основные, фильтрующие,
контрольные, контактные. Если основные
вопросы предназначены для
Контактные вопросы позволяют установить доброжелательные отношения между исследователем и респондентом и преодолеть возможное отчуждение.
В зависимости от структуры
вопросы бывают открытые и закрытые.
Вопросы принято считать
По форме различаются
вопросы прямые и проективные (косвенные).
Прямые вопросы касаются существующей
ситуации. В проективных вопросах
ситуация задается, предполагается. Примером
прямого вопроса может служить
следующий вопрос. "Устраивает ли
вас обучение в вашей школе?"
Пример того же вопроса, но сформулированного
косвенно, будет выглядеть иначе:
"Предположим, что по каким-то причинам
вы временно не посещали школу. Вернулись
бы вы на прежнее место учебы, если
бы у вас была возможность выбора?"
Преимущество косвенных вопросов состоит
в том, что они свободны от возможных
временных конфликтных
При подготовке вопросника нужно исходить из следующих правил формулирования вопросов:
Вопрос должен соответствовать целям и задачам исследования.
Каждый вопрос должен быть логически отдельным.
Формулировка вопроса должна быть понятна для всех опрашиваемых, поэтому следует избегать узкоспециальных терминов.
Вопросы должны соответствовать уровню развития опрашиваемых (респондентов), в их числе - уровню наименее подготовленных.
Не следует задавать слишком длинных вопросов.
Следует стремиться к тому, чтобы вопросы стимулировали опрашиваемых (респондентов) к активному участию в опросе, повышали их интерес к исследуемой проблеме.
Вопрос не должен внушать ответ, навязывать респонденту тот или иной его вариант. Он должен формулироваться нейтрально. *
Должен быть соблюден баланс
возможных положительных и
Анкета не является простой
суммой вопросов, она имеет определенную
структуру. Чтобы установить размер
анкеты, количество вопросов в ней,
следует руководствоваться
В основной части содержатся
вопросы о фактах, поведении, продуктах
деятельности, мотивах, оценках и
мнениях респондентов. Последняя
часть анкеты включает вопросы о
социально-демографических и
Интервьюирование - метод
социальной психологии, заключающийся
в сборе информации, полученной в
виде ответов на поставленные вопросы.
Наиболее часто применяется в
двух случаях: при составлении программы
организационно-
Метод тестов - это метод
психологической диагностики
Тест - (от англ. test - испытание, исследование) - стандартизированная процедура психологического измерения, служащая задаче определения выраженности у индивида тех или иных психических характеристик. Обычно состоит из ряда относительно коротких испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации. Позволяет исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам. Тесты классифицируют по различным основаниям:
Существуют также и тесты успешности (достижения), креативности и проективные. Тесты достижения — выявляют степень владения испытуемыми конкретными знаниями, умениями и навыками. Тесты креативности - совокупность методик для изучениями оценки творческих способностей личности. Тесты проективные — группа методик, предназначенных для диагностики личности, в которых испытуемым предлагается реагировать на неопределенную, многозначную ситуацию.
Различают тесты вербальные и невербальные, аналитические и синтетические. Тест выступает в качестве измерительного инструмента, поэтому он должен удовлетворять строгим и ясным требованиям. Случайно подобранный набор заданий нельзя называть тестом. Качество теста определяется их надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностъю (соответствие теста целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики).
Применение тестов оправдано лишь в узких пределах той практической задачи, для которой они созданы и по отношению к которой они проверены. Тесты не могут рассматриваться как универсальный всеобъемлющий инструмент контроля.
Сбор данных является важным
этапом в процессе научного исследования.
На этом этапе собирают сведения, на
основе которых впоследствии делают
выводы о связях между явлениями
и выясняют их сущность. Поэтому
в «социологии уделяется