Методы научных исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 10:30, контрольная работа

Описание

Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Работа состоит из  1 файл

Методы научных исследований.docx

— 27.74 Кб (Скачать документ)

  В последнее время все большую  популярность приобретает выделившийся из лабораторного психологического эксперимента метод тестирования.

  Термин "тест" (по-английски - задача, или  проба) был введен в 1890 г. в Англии. Тесты получили широкое распространение  в детской психологии после 1905 г., когда во Франции были разработаны  серии тестов для определения  одаренности детей, и в практике психодиагностики после 1910 г., когда  в Германии была разработана серия  тестов для профессионального отбора.

  Применяя  тесты, можно получить относительно точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты  отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки  первичных данных, а также своеобразие  их последующей интерпретации. С  помощью тестов можно изучать  и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

  Наиболее  распространенные варианты теста: тест-опросник, тест-задание, проективный тест.

  Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

  Тест-задание  предполагает оценку психологии и поведения  человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому  предлагается серия специальных  заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития (выраженности, акцентуации) у него изучаемого качества.

  Данные  типы тестов применимы к людям  разного возраста и пола, принадлежащим  к различным культурам, имеющим  разный уровень образования, любые  профессии и жизненный опыт - в  этом их положительная сторона. Но вместе с тем имеется и существенный недостаток, состоящий в том, что при использовании тестов испытуемый по собственному желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, такие тесты неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

  В этих случаях обычно применяются  проективные тесты. В основе их лежит  механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен  приписывать другим людям. Такие  тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих  особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного  типа, о психологии испытуемого судят  на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или  отрицательного характера он им приписывает.

  Пользуясь проективным тестом, психолог с его  помощью вводит испытуемого в  воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти  люди, чем они озабочены, о чем  думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации  ответов судят о собственной  психологии отвечающих.

  Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме  того, такие тесты требуют достаточно большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации самого психолога.

  Еще одна важная проблема, относящаяся  практически ко всем без исключения типам тестов, в процессе проведения самой процедуры тестирования заключается  в формальной, поверхностной интерпретации  получаемых результатов эксперимента, в сознательном отказе исследователя  от познания сущности изучаемого явления  и подмене ее случайным итогом выполнения задания; в фетишизации  математической обработки формальных результатов "тестовых испытаний".

  Данная  проблема непосредственно связана  с ошибочными взглядами метафизической функциональной психологии, которая  рассматривает каждую "психическую  функцию" как нечто неизменное, "всегда само себе равное" и не связанное ни с целями и условиями  деятельности человека, ни с другими  психическими функциями, ни с особенностями  личности в целом. В соответствии с этим тесты нацелены только на учет количественного изменения "уровня развития" каждой отдельной функции - психометрию.

  Сами  задачи и задания (тесты различных  типов) могут при правильном их применении давать весьма ценный материал для  психологического анализа, однако неподготовленный в профессиональном отношении исследователь  не сможет дать ему адекватную оценку и эффективно применить главный  принцип практического психолога "не навреди".

  Весьма  ошибочным (а нередко и приводящим на практике к весьма печальным последствиям) является мнение, что любой человек, купив популярную книгу с психологическими тестами и бегло ознакомившись  с ее содержанием, может представляться окружающим психологом и заниматься тестированием на профессиональном уровне.

  Таким образом, порочным является не сам тест, а его неправильное использование.

  Естественный  эксперимент в психологии организуется непосредственно в условиях реальной деятельности. Не так давно считалось, что лабораторный эксперимент по сравнению с естественным выигрывает в точности регистрации замеров изучаемых явлений, в возможности точно дозировать и варьировать влияние раздражителей, устранять мешающие факторы и создавать сравнимые условия. Теперь это мнение не может считаться верным во всех случаях. Современная техника открывает широкие возможности перенесения положительных сторон лабораторного эксперимента в естественный. При этом отсутствует главный и весьма существенный недостаток лабораторного эксперимента - искусственный характер условий, который вносит резкие изменения в течение психических процессов. В естественном эксперименте человек трудится, учится, подчас даже не зная, а чаще всего забывая, что он является объектом исследования.

  Естественный  эксперимент имеет много форм и различных приемов. В простейшем своем виде он широко применяется  в форме вводных задач. Задачи эти могут ставиться руководителем  устно ("Случилось то-то, что будете делать?") или путем введения незаметно  для сотрудника отклонения в его  работу. Уже одно наблюдение за таким  естественным экспериментом дает ценные факты, позволяет проверить ту или  иную гипотезу исследователя.

  Широкое применение в практической психологии находит формирующий (обучающий  или воспитывающий) эксперимент, в  котором навыки или качества личности изучаются в процессе их формирования, развития.

  Своеобразным  методическим приемом является целенаправленное изменение структуры профессиональной деятельности. Смысл этого приема заключается в том, что при выполнении определенной деятельности выключаются по заранее продуманному плану отдельные анализаторы, меняется поза или "хватка" за рычаги управления, вводятся дополнительные раздражители, меняются эмоциональный фон и мотивы деятельности и т. д. Учет результатов деятельности в различных условиях позволяет оценить роль тех или иных факторов в структуре изучаемой деятельности и гибкость соответствующих навыков.

  Моделирование как метод применяется в ситуациях, когда исследование интересующего  явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности  или труднодоступности. В таком  случае прибегают к созданию искусственной  модели изучаемого феномена, повторяющей  его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют  данное явление и делают выводы о  его природе.

  Модели  могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение  или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие  элементы и отношения в изучаемом  явлении. Техническое моделирование  предполагает создание прибора или  устройства, по своему действию напоминающего  то, что подлежит изучению. Кибернетическое  моделирование основано на использовании  в качестве элементов модели понятий  из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой  в математической логике.

  Кроме перечисленных методов, предназначенных  для сбора первичной информации, в психологии широко применяются  различные способы и приемы обработки  этих данных, их логического и математического  анализа для получения вторичных  результатов, то есть фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные  методы математической статистики, без  которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых  явлениях, а также методы качественного  анализа.

  Не  все методы психологии нужны руководителю в его работе с персоналом, подчиненными. Он выбирает те из них, которые наиболее оправданы в конкретных условиях. С помощью методов психологической  науки можно решать целый ряд  важных практических задач. При этом необходимо к выбору и использованию  методов подходить творчески, с  учетом специфики деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

    1. Андриенко Е.В.  Социальная психология.-М.,2003
    2. Андреева Г. М.Социальная психология.-М.,2000
    3. Немов Р.С . Психология.-М.,2001
    4. Сухов А.Н . Социальная психология.-М.,2002
    5. Ефимова Н.С. Социальная психология.-М.,2008

Информация о работе Методы научных исследований