Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:24, статья
Конфликт не всегда является эффективным путем разрешения возникающего противоречия, поскольку из-за возникших при этом сильных эмоций замедляется и сужается мышление, срабатывают более примитивные пласты психики. И все же, если трезвый анализ показывает, что выбора нет и конфликт представляется единственно доступным способом урегулирования противоречия, следует самому выступать инициатором конфликта, так как при сознательном вхождении в конфликт возможность управления им значительно выше. При этом следует помнить, что в больших дозах конфликты вредны для здоровья.
Методы преодоления конфликтов и стресса.
Конфликт не всегда является эффективным путем разрешения возникающего противоречия, поскольку из-за возникших при этом сильных эмоций замедляется и сужается мышление, срабатывают более примитивные пласты психики. И все же, если трезвый анализ показывает, что выбора нет и конфликт представляется единственно доступным способом урегулирования противоречия, следует самому выступать инициатором конфликта, так как при сознательном вхождении в конфликт возможность управления им значительно выше. При этом следует помнить, что в больших дозах конфликты вредны для здоровья.
Входя в конфликт, необходимо сформулировать для себя ответы на следующие вопросы:
— возможно и желательно ли устранение противоречия вообще (не забывая о том, что противоречие — двигатель развития);
— если да, то имеются ли более экономные и более этичные пути разрешения противоречия, кроме конфликта;
— если нет другого пути, то как долго может длиться конфликт и хватит ли у вас сил для победы?
Неумение находить выход из конфликтных ситуаций, преодолевать многочисленные повседневные трудности, которые встают перед любым человеком в процессе общения, приводят к эмоциональному стрессу, подрывающему физическое и психическое здоровье. Это неумение психологи называют барьерами межличностного общения. Барьеры общения — "это те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им" . Чаще всего приходится сталкиваться с психологическими (личностными) барьерами. Ведь ни один конфликт не возникает из ничего и не исчезает бесследно.
За любым поступком всегда кроются определенные цели, а за конфликтом — несовместимость этих целей и желаний у партнеров по общению. Известный психолог М.Аргайл считал важнейшими мотивами общения:
1-самопознание, самоутверждение, духовный и эмоциональный контакт, реализацию полового и других биологических влечений, руководство, агрессию, подчинение себе других.
2-Еще один фактор, приводящий человека к нервозности и конфликтное — это потеря интереса к работе или, тем более, изначальное его отсутствие. Дело в том, что степень утомляемости при одних и тех же затратах энергии зависит от эмоционального отношения к работе. Негативное отношение к ней вызывает у человека отрицательные эмоции, напряжение, вспышки агрессивности, он не может расслабиться, позабыть пережитые неприятности. В результате нервозность накапливается и возникает стресс. А первоистоки в том, что не удовлетворяются потребности в интересной работе и нет условий для достижения важной цели — самореализации.
3-Вспыльчивость, обидчивость, нерешительность человека нередко обусловлены не дефектами воспитания, не темпераментом, а болезнью — неврозом. Причина ее — сильный эмоциональный стресс, психотравмирующая ситуация, из которой не удается найти выход. Практически у всех бывают кратковременные невротические состояния. У больных неврозами конфликты возникают чаще, протекают острее и труднее разрешаются. Болезнь может стать серьезным барьером общения, поэтому с человеком, страдающим неврозом, нужно общаться более корректно и терпимо.
4- С барьером общения, возникающим на почве страдания или горя, сталкивался почти каждый. Страдание настолько приковывает к себе мысли человека, что трудно рассчитывать на его внимание к другим людям. Если порог высокий, то человек ко многим неприятностям остается равнодушным; человек с низким порогом излишне впечатлителен, ему труднее справиться с неблагоприятными обстоятельствами. В любом случае и при любой степени страдания человека нужно оставить в покое. Страдание не может длиться вечно.
5-Барьер общения, вызванный гневом, преодолеть очень сложно, поэтому нельзя в это время испытывать запасы оставшегося у человека терпения. Ведь гнев удваивает физическую и психическую энергию и вызывает потребность "излиться" в словах или агрессивных действиях.
6-Барьер отвращения и брезгливости довольно часто встречается в повседневной жизни. Неприятные запахи, потные руки, привычка близко придвигаться к собеседнику — все это может вызвать непреодолимое ощущение брезгливости у партнера по общению. Поэтому следует уделять больше внимания гигиене и манерам.
7-Барьер презрения может вызывать какая-то черта характера, но иногда это и результат расовых или национальных предрассудков. Преодолеть его трудно, а иногда и вообще невозможно.
8-Барьер страха — один из самых труднопреодолимых в межличностном общении. Причины страха могут быть различными. И от того, насколько правильно вы разгадали их, зависит, удастся ли вам преодолеть барьер страха, которым отгородился от вас партнер по общению.
9- Барьер стыда и вины — это барьер, возникающий от неловкости за себя или за другого. Стыд чаще всего охватывает человека при критике или иногда при неумеренной похвале. Нередко стыд или вина перед собеседником приводят к прерыванию отношений с ним. И слишком низкий, и слишком высокий пороги возникновения чувства вины нарушают психологические контакты с людьми.
10-Барьер восприятия нередко возникает при нечеткой формулировке мыслей в беседе, при предвзятом отношении к собеседнику. Тон речи не менее важен, чем ее смысл. Малоэмоциональная речь с трудом пробивает дорогу к душе и сердцу. Чтобы первое впечатление о человеке оказалось наиболее полным, положительно настройтесь на его восприятие, обращая внимание не только на его внешность, но и на мимику, жесты, позу.
11-Еще одной группой барьеров являются барьеры техники и навыков общения.
Порой встречаются люди, которые используют приемы общения для каких-либо корыстных целей. Можно научиться распознавать поведение подобных людей, зная содержание таких понятий, как "манипуляция в общении", "позиция", "роль", "маска". С ролями не следует путать маски, под которыми подразумевается набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющий скрыть свои истинные эмоции и отношение к собеседнику.
Психолог А.А.Добрович систематизировал манипуляции в общении. Суть основных из них можно свести к следующему: Чтобы избавиться от обоснованных обвинений собеседника:
- бросают упрек человеку за малейший просчет,
- - сваливают вину на другого,
- - провоцируют обидными замечаниями, упреками ответную резкость собеседника в целях разрушить на тот или иной период контакт с ним,
- демонстрируют плохое самочувствие с целью избавиться от поручений и обязанностей.
Каждому важно уметь не только предупреждать конфликты, но и гасить их последствия — эмоциональный стресс, который способен подорвать здоровье и работоспособность человека. Современный человек особенно часто подвергается эмоциональному стрессу, то есть психотравмам, возникшим из-за межличностных столкновений.
Одним из лучших способов снятия стресса, при котором включаются сразу несколько механизмов саморегуляции, является:
- общение с близким человеком, когда можно, как говорят, излить душу, то есть разрядить очаг возбуждения;
- переключиться на интересную тему: совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликт или хотя бы к снижению его значимости.
- Стресс можно снять и под действием музыки. Психофизиологические механизмы действия музыки различны. Во-первых, музыка снижает активность доминанты, сформировавшейся во время конфликтной ситуации, разряжает накопившиеся отрицательные эмоции. Во-вторых, она формирует новую конкурирующую доминанту. В-третьих, музыка способна повысить общий тонус человека вялого, опечаленного, мобилизовать его энергию.
- Самый естественный и потому очень эффективный метод устранения послестрессовых отрицательных эмоций — интенсивная (до усталости) мышечная нагрузка. При этом накопившиеся за время стресса физиологически активные вещества как бы нейтрализуются, сгорают и таким образом "удар" по сосудам и внутренним органам отводится вовне. В этом плане с физической нагрузкой ничто не может сравниться. Но, пожалуй, самым сильным, по своему действию физиологическим фактором является сексуальный. И это неудивительно, ведь наслаждение в данном случае приносит не только специфическое половое чувство, но и работу всем пяти органам чувств.
- Основные цели логических приемов успокоения — найти выход из сложившейся конфликтной ситуации, снизить ее значимость. Пути устранения конфликта чрезвычайно индивидуальны.
Заканчивая разговор о способах эмоциональной разрядки и переключения, следует подчеркнуть, что в послестрессовом периоде важно привести в действие все основные рычаги успокоения: создать конкурирующую доминанту, утилизировать выделившиеся активные вещества, прекратить постоянно вспоминать неприятные события и, тем самым, блокировать выделение новых порций гормонов стресса.
РЕКОМЕНДАЦИИ по управлению конфликтом
1. Взять под контроль собственные эмоции и выбрать для начала время для разрешения конфликта, когда Вы находитесь в более подходящем эмоциональном состоянии.
2. Вскрыть за мнимыми причинами подлинные: для этого необходимо более внимательно следить за партнером, его поведением и состоянием.
3. Локализовать конфликт: противодействовать инстинктивному желанию перейти в тотальное наступление для победы любой ценой.
4. Бегство от конфликта при отсутствии шансов на победу (при бегстве внешний конфликт переходит во внутренний со всеми последствиями для здоровья и работоспособности, хроническое бегство от конфликта изуродует личность).
5. Избегать чрезмерной концентрации внимания на защите:
запуск психологических механизмов защиты закрывает Ваши глаза на изменения в обстановке и в поведении партнера.
6. Держать инициативу в своих руках, диктуя партнеру эмоции (в том числе и спокойствие), тему разговора, выбор социальных ролей, языковой стиль, степень строгости правил игры.
7. Не опровергать аргументы противника в том же порядке и в таких же объемных пропорциях, в которых они изложены противником; сначала переформулировать аргументы на своем языке.