Методы преодоления конфликтов и стресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:24, статья

Описание

Конфликт не всегда является эффективным путем разрешения возникающего противоречия, поскольку из-за возникших при этом сильных эмоций замедляется и сужается мышление, срабатывают более примитивные пласты психики. И все же, если трезвый анализ показывает, что выбора нет и конфликт представляется единственно доступным способом урегулирования противоречия, следует самому выступать инициатором конфликта, так как при сознательном вхож­дении в конфликт возможность управления им значительно выше. При этом следует помнить, что в больших дозах конфликты вредны для здоровья.

Работа состоит из  1 файл

Методы преодоления конфликтов и стресса.doc

— 39.50 Кб (Скачать документ)


Методы преодоления конфликтов и стресса.

Конфликт не всегда является эффективным путем разрешения возникающего противоречия, поскольку из-за возникших при этом сильных эмоций замедляется и сужается мышление, срабатывают более примитивные пласты психики. И все же, если трезвый анализ показывает, что выбора нет и конфликт представляется единственно доступным способом урегулирования противоречия, следует самому выступать инициатором конфликта, так как при сознательном вхож­дении в конфликт возможность управления им значительно выше. При этом следует помнить, что в больших дозах конфликты вредны для здоровья.

Входя в конфликт, необходимо сформулировать для себя ответы на следующие вопросы:

— возможно и желательно ли устранение противоречия вообще (не забывая о том, что противоречие — двигатель развития);

— если да, то имеются ли более экономные и более этичные пути разрешения противоречия, кроме конфликта;

— если нет другого пути, то как долго может длиться конфликт и хватит ли у вас сил для победы?

Неумение находить выход из конфликтных ситуаций, преодолевать многочисленные повседневные трудности, которые встают перед любым человеком в процессе общения, приводят к эмоциональному стрессу, подрывающему физическое и психическое здоровье. Это неумение психологи называют барьерами межличностного общения. Барьеры общения — "это те мно­гочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им" . Чаще всего приходится сталкиваться с психологическими (личностными) барьерами. Ведь ни один конфликт не возникает из ничего и не исчезает бесследно.

За любым поступком всегда кроются определенные цели, а за конфликтом — несовместимость этих целей и желаний у партнеров по общению. Известный психолог М.Аргайл считал важнейшими мотивами общения:

1-самопознание, самоутвержде­ние, духовный и эмоциональный контакт, реализацию полового и других биологических влечений, руководство, агрессию, под­чинение себе других.

2-Еще один фактор, приводящий человека к нервозности и конфликтное — это потеря интереса к работе или, тем более, изначальное его отсутствие. Дело в том, что степень утомляемости при одних и тех же затратах энергии зависит от эмоцио­нального отношения к работе. Негативное отношение к ней вызывает у человека отрицательные эмоции, напряжение, вспышки агрессивности, он не может расслабиться, позабыть пережи­тые неприятности. В результате нервозность накапливается и возникает стресс. А первоистоки в том, что не удовлетворяются потребности в интересной работе и нет условий для достижения важной цели — самореализации.

3-Вспыльчивость, обидчивость, нерешительность человека нередко обусловлены не дефектами воспитания, не темперамен­том, а болезнью — неврозом. Причина ее — сильный эмоциональный стресс, психотравмирующая ситуация, из которой не удается найти выход. Практически у всех бывают кратковремен­ные невротические состояния. У больных неврозами конфликты возникают чаще, протекают острее и труднее разрешаются. Болезнь может стать серьезным барьером общения, поэтому с человеком, страдающим неврозом, нужно общаться более кор­ректно и терпимо.

4- С барьером общения, возникающим на почве страдания или горя, сталкивался почти каждый.  Страдание настолько приковывает к себе мысли человека, что трудно рассчитывать на его внимание к другим людям. Если порог высокий, то человек ко многим неприятностям остается равнодушным; человек с низким порогом излишне впечатлителен, ему труднее справиться с неблагоприятными обстоятельствами. В любом случае и при любой степени страдания человека нужно оставить в покое. Страдание не может длиться вечно.

5-Барьер общения, вызванный гневом, преодолеть очень сложно, поэтому нельзя в это время испытывать запасы оставшегося у человека терпения. Ведь гнев удваивает физическую и психи­ческую энергию и вызывает потребность "излиться" в словах или агрессивных действиях.

6-Барьер отвращения и брезгливости довольно часто встречается в повседневной жизни. Неприятные запахи, потные руки, привычка близко придвигаться к собеседнику — все это может вызвать непреодолимое ощущение брезгливости у партнера по общению. Поэтому следует уделять больше внимания гигиене и манерам.

7-Барьер презрения может вызывать какая-то черта характера, но иногда это и результат расовых или национальных предрас­судков. Преодолеть его трудно, а иногда и вообще невозможно.

8-Барьер страха — один из самых труднопреодолимых в межличностном общении. Причины страха могут быть различными. И от того, насколько правильно вы разгадали их, зависит, удастся ли вам преодолеть барьер страха, которым отгородился от вас партнер по общению.

9- Барьер стыда и вины — это барьер, возникающий от нелов­кости за себя или за другого. Стыд чаще всего охватывает чело­века при критике или иногда при неумеренной похвале. Неред­ко стыд или вина перед собеседником приводят к прерыванию отношений с ним. И слишком низкий, и слишком высокий пороги возникновения чувства вины нарушают психо­логические контакты с людьми.

10-Барьер восприятия нередко возникает при нечеткой форму­лировке мыслей в беседе, при предвзятом отношении к собе­седнику. Тон речи не менее важен, чем ее смысл. Малоэмоциональная речь с трудом пробивает дорогу к душе и сердцу. Чтобы первое впечатление о человеке оказалось наи­более полным, положительно настройтесь на его восприятие, обращая внимание не только на его внешность, но и на мими­ку, жесты, позу.

11-Еще одной группой барьеров являются барьеры техники и навыков общения.

 

Порой встречаются люди, которые использу­ют приемы общения для каких-либо корыстных целей. Можно научиться распознавать поведение подобных людей, зная содержание таких понятий, как "манипуляция в общении", "позиция", "роль", "маска". С ролями не следует путать маски, под которыми подразуме­вается набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющий скрыть свои истинные эмоции и отношение к собеседнику.

Психолог А.А.Добрович систематизировал манипуляции в общении. Суть основных из них можно свести к следующему: Чтобы избавиться от обоснованных обвинений собеседника:

-         бросают упрек человеку за малейший просчет,

-         - сваливают вину на другого,

-         - провоцируют обидными замечаниями, упреками ответную резкость собеседника в целях разрушить на тот или иной период контакт с ним,

-         демонстрируют плохое самочувствие с целью избавиться от поручений и обязанностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждому важно уметь не только предупреждать конфликты, но и гасить их последствия — эмоциональный стресс, который способен подорвать здоровье и работоспособность человека. Современный человек особенно часто подвергается эмоцио­нальному стрессу, то есть психотравмам, возникшим из-за межличностных столкновений.

Одним из лучших способов снятия стресса, при котором включаются сразу несколько механизмов саморегуляции, является:

-          общение с близким человеком, когда можно, как говорят, излить душу, то есть разрядить очаг возбуждения;

-          переключиться на интересную тему: совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликт или хотя бы к снижению его зна­чимости.

-              Стресс можно снять и под действием музыки. Психофизио­логические механизмы действия музыки различны. Во-первых, музыка снижает активность доминанты, сформировавшейся во время конфликтной ситуации, разряжает накопившиеся отрица­тельные эмоции. Во-вторых, она формирует новую конкури­рующую доминанту. В-третьих, музыка способна повысить об­щий тонус человека вялого, опечаленного, мобилизовать его энергию.

-              Самый естественный и потому очень эффективный метод устранения послестрессовых отрицательных эмоций — интен­сивная (до усталости) мышечная нагрузка. При этом накопившиеся за время стресса физиологически активные вещества как бы нейтрализуются, сгорают и таким образом "удар" по сосудам и внутренним органам отводится вовне. В этом плане с физиче­ской нагрузкой ничто не может сравниться. Но, пожалуй, самым сильным, по своему действию физиоло­гическим фактором является сексуальный. И это неудивитель­но, ведь наслаждение в данном случае приносит не только спе­цифическое половое чувство, но и работу всем пяти органам чувств.

-              Основные цели логических приемов успокоения — найти выход из сложившейся конфликтной ситуации, снизить ее зна­чимость. Пути устранения конфликта чрезвычайно индивиду­альны.

Заканчивая разговор о способах эмоциональной разрядки и переключения, следует подчеркнуть, что в послестрессовом периоде важно привести в действие все основные рычаги успокоения: создать конкурирующую доминанту, утилизировать вы­делившиеся активные вещества, прекратить постоянно вспоми­нать неприятные события и, тем самым, блокировать выделение новых порций гормонов стресса.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ по управлению конфликтом

1. Взять под контроль собственные эмоции и выбрать для начала время для разрешения конфликта, когда Вы находитесь в более подходящем эмоциональном состоянии.

2. Вскрыть за мнимыми причинами подлинные: для этого необходимо более внимательно следить за партнером, его поведением и состоянием.

3. Локализовать конфликт: противодействовать инстинктив­ному желанию перейти в тотальное наступление для победы любой ценой.

4. Бегство от конфликта при отсутствии шансов на победу (при бегстве внешний конфликт переходит во внутренний со всеми последствиями для здоровья и работоспособности, хро­ническое бегство от конфликта изуродует личность).

5. Избегать чрезмерной концентрации внимания на защите:

запуск психологических механизмов защиты закрывает Ваши глаза на изменения в обстановке и в поведении партнера.

6. Держать инициативу в своих руках, диктуя партнеру эмоции (в том числе и спокойствие), тему разговора, выбор соци­альных ролей, языковой стиль, степень строгости правил игры.

7. Не опровергать аргументы противника в том же порядке и в таких же объемных пропорциях, в которых они изложены противником; сначала переформулировать аргументы на своем языке.

 



Информация о работе Методы преодоления конфликтов и стресса