Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 15:31, доклад
Метод мозгового штурма один из наиболее известных и применяемых для коллективного поиска решений. Его создал в 30-е годы американский исследователь А. Осборн. Основная цель метода – настроить группу специалистов так, чтобы каждый из них сделал как можно больше предложений по обсуждаемой проблеме. Метод фокальных объектов. Этот метод предложен американским специалистом Ч. Вайтингом и применяется с целью поиска новых, оригинальных вариантов исполнения заданного объекта, поиска совместимых с ним дополнительных функций.Метод гирлянд ассоциаций и метафор. Метод предложен советским исследователем Г.Я. Бушем. Его цель – обеспечить поиск разработчиком решения изобретательских задач при дефиците информации, т.е. при невозможности использовать логические средства.Синектика. Слово "синектика" в переводе с греческого означает совмещение разнородных элементов. Метод синектики предложил американский исследователь У. Гордон в середине 50-х годов
Метод
мозгового штурма
Метод мозгового
штурма один из наиболее известных
и применяемых для
Существует несколько
разновидностей мозгового штурма. В
частности, известен вариант, когда
участники записывают свои идеи самостоятельно
на специальных карточках (на это
дается 10 мин), а затем по очереди
зачитывают их вслух, остальные записывают
на своих карточках мысли, вызванные услышанным.
Запись идей на карточках сокращает время,
необходимое для классификации результатов.
Метод фокальных объектов
Этот метод
предложен американским специалистом
Ч. Вайтингом и применяется с
целью поиска новых, оригинальных вариантов
исполнения заданного объекта, поиска
совместимых с ним дополнительных функций.
Принцип метода состоит в переносе на
заданный объект новых, ярких, неожиданных
свойств, качеств и выявлении оригинальных
и эвристически ценных сочетаний.
Последовательность
шагов выполнения этого метода следующая.
1. Формулируют
цель работы (определяют совершенствуемый
объект и цель его
2. Произвольно
выбирают по памяти либо из
каталогов, словарей, случайных книг
несколько объектов или их называют
участники работы.
3. По каждому
из случайно выбранных
При этом целесообразно
предложить участникам работы выполнить
второй и третий шаги до оглашения
объекта анализа, что позволяет
осуществлять выбор характеристик непредвзято.
4. Признаки случайно
выбранных объектов переносят
на совершенствуемый объект.
5. Производят
анализ полученных сочетаний,
при этом обращают особое
6. Проводят оценку
полученных решений.
В США метод
широко применяется для поиска новой
рекламы, оригинального оформления
товаров. В отечественной практике
метод нашел применение при поиске
и совершенствовании объектов массового
спроса. Метод может быть полезен и как
средство тренировки фантазии, воображения.
Метод
гирлянд ассоциаций и метафор
Метод предложен
советским исследователем Г.Я. Бушем.
Его цель – обеспечить поиск разработчиком
решения изобретательских задач при дефиците
информации, т.е. при невозможности использовать
логические средства. В этом случае одним
из средств служит использование цепочек
(гирлянд) ассоциаций и метафор, что позволяет
совершить переход в новую область знаний,
интерпретировать по-новому ранее разрабатываемые
идеи. Таким образом, в качестве своеобразного
информационного фонда выступает ассоциативная
память разработчика (35,36).
Основными этапами
метода при совершенствовании
1. Определение
синонимов объекта и
2. Произвольный
выбор случайных объектов. Совершенно
произвольно, любым способом, например,
на память или из
3. Составление
комбинаций из элементов
4. Составление
перечня признаков случайных объектов.
Определяют их признаки. При этом необходимо
определить, возможно, большее число признаков
в течение ограниченного времени, например,
за две-три минуты. Успех поиска в значительной
степени зависит от широты охвата признаков
случайных объектов. Целесообразно поэтому
перечислять как основные, так и второстепенные,
малозначительные признаки. Для удобства
можно составлять таблицу признаков.
5. Генерирование
идей путем поочередного
6. Генерирование
гирлянд ассоциаций. Из признаков
случайных объектов, выявленных на
четвертом шаге, генерируют гирлянды свободных
ассоциаций. Для каждого отдельного признака
гирлянды могут быть практически неограниченной
длины, поэтому генерирование следует
ограничить по времени или по числу элементов
гирлянды. Если генерирование гирлянды
ассоциаций осуществляют в коллективе,
то каждый его член занимается этим самостоятельно.
7. Генерирование
новых идей. К элементам гирлянды
синонимов технического
8. Оценка и
выбор рациональных вариантов
идей. Генерирование новых вариантов
решения задач на предыдущих
шагах обычно дает достаточно
большое множество вариантов.
Среди множества нерациональных, тривиальных
и даже нелепых идей, как правило, всегда
найдутся оригинальные и рациональные.
Отбор вариантов рекомендуется производить
в несколько этапов. Сначала вычеркивают
явно нерациональные варианты, затем отбирают
оригинальные сомнительной полезности,
но привлекающие своей неожиданностью.
Список таких вариантов целесообразно
изучить с привлечением экспертов или
творческого коллектива. В список рациональных
решений включают варианты, наилучшим
образом отвечающие поставленным целям
и требованиям производства.
9. Отбор наилучшего
варианта из рациональных
Синектика
Слово "синектика"
в переводе с греческого означает
совмещение разнородных элементов. Метод
синектики предложил американский исследователь
У. Гордон в середине 50-х годов (44, 45).
В основу синектики
положен мозговой штурм. Однако обычный
мозговой штурм проводят люди, которые
не обучены специальным творческим
приемам. Синектика же предполагает создание
постоянных групп мозгового штурма. Такие
группы, накапливая приемы и опыт, естественно,
работают плодотворнее в случайно подобранных
коллективах. Синектика широко использует
аналогии и ассоциации, помогающие находить
новые идеи.
Решение задачи
синектическая группа начинает ознакомлением
с "проблемой, как она дана"
(ПКД); затем, уточняя, превращает ее в "проблему,
как она понимается" (ПКП). Далее
группа осуществляет собственное решение,
основанное, как пишет У.Гордон, на
превращении непривычного в привычное
и привычного в непривычное, т.е. на систематических
попытках взглянуть на задачу с какой-то
новой точки зрения и тем самым сбить психологическую
инерцию. Достигается это двумя путями:
применением аналогий и развитием неожиданных
сочетаний, ассоциаций.
В синектике
используют четыре вида аналогий.
Прямая аналогия
(ПА) предусматривает сравнение
Личная аналогия
(ЛА) или, как ее еще называют, эмпатия базируется
на том, что решающий задачу вживается
в образ совершенствуемого объекта, пытаясь
выяснить возникающие при этом чувства,
ощущения.
Символическая
аналогия (СА) является обобщенной, абстрактной
аналогией.
Фантастическая аналогия (ФА) предусматривает введение в задачу каких-нибудь фантастических существ, выполняющих то, что требуется по условиям задачи.