Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 01:53, реферат
Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы- устанавливает законы той области деятельности , которую изучает.
Специфика научной психологии заключается в том, что она для накопления своих данных использует целый арсенал научных методов.
Введение................................................................................4
Методы психологических исследований............................5
Диагностические методы....................................................10
Экспериментальные методы...............................................13
Формирующие методы........................................................14
Содержание...........................................................................17
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова
(технический
университет)
Кафедра психологии
и педагогики
Реферат
(наименование учебной дисциплины согласно
учебному плану)
Выполнил: студент
гр. ОНГ-08-2
______________
Содержание
Введение......................
Методы психологических
исследований..................
Диагностические
методы........................
Экспериментальные
методы........................
Формирующие методы........................
Содержание....................
Введение
Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы- устанавливает законы той области деятельности , которую изучает.
Специфика научной
психологии заключается в том, что
она для накопления своих данных
использует целый арсенал научных
методов.
1.
Методы
психологических исследований
Рассмотрим методы психологии исходя из четырех основных позиций:
a)не экспериментальные психологические методы;
б)диагностические методы;
в)экспериментальные методы;
г)формирующие методы.
Не экспериментальные методы
1. Наблюдение
является одним наиболее часто
используемых в психологии
Наблюдением называется
целенаправленное, организованное восприятие
и регистрация объекта. Наблюдение
наряду с самонаблюдением является
старейшим психологическим
Различают несистематическоеи систематическоенаблюдение:
несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях;
систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует корреляционному исследованию (о нем речь пойдет далее).
Различают "сплошное" и выборочноенаблюдение:
в первом случае
исследователь (или группа исследователей)
фиксирует все особенности
во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.п.
Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д.
Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо отсрочено. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, "страдает" полнота и надежность регистрации поведения, а следовательно, и достоверность полученных результатов. Особое значение имеет проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, значим и может компетентно оценить поведение. Особенно сильно эффект наблюдателя проявляется при обучении сложным навыкам, выполнении новых и сложных задач, например, при исследовании "закрытых групп" (банд, воинских коллективов, подростковых группировок и т.д.) внешнее наблюдение исключено. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном, естественном общении с ним.
Есть два варианта включенного наблюдения:
наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем;
наблюдаемые не
знают, что их поведение фиксируется.
В любом случае важнейшую роль
играет личность психолога - его профессионально
важные качества. При открытом наблюдении
через определенное время люди привыкают
к психологу и начинают вести
себя естественно, если он сам не провоцирует
"особое" отношение к себе. В
том случае, когда применяется
скрытое наблюдение, "разоблачение"
исследователя может иметь
Кроме того, включенное
наблюдение, при котором исследователь
маскируется, а цели наблюдения скрываются,
порождает серьезные этические
проблемы. Многие психологи считают
недопустимым проведение исследований
"методом обмана", когда его
цели скрываются от исследуемых людей
и\или когда испытуемые не знают,
что они - объекты наблюдения или
экспериментальных манипуляций.
Модификацией метода включенного наблюдения, сочетающей наблюдение с самонаблюдением, является "трудовой метод", который очень часто использовали зарубежные и отечественные психологи в 20-30-х годах нашего века.
Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. Эта цель, в свою очередь, определяет используемый тип наблюдения, т.е. будет ли оно непрерывным или дискретным, фронтальным или выборочным и т.п.
Что касается способов
регистрации получаемых данных, то,
по-видимому, в процессе первоначальных
наблюдений лучше использовать не составленные
заранее протоколы, а развернутые
и более или менее
Результаты наблюдений
обычно систематизируются в виде
индивидуальных (или групповых) характеристик.
Такие характеристики представляют
собой развернутые
Какие же конкретные недостатки метода наблюдения нельзя в принципе исключить? В первую очередь все ошибки, допущенные наблюдателем. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Он устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п. А.А.Ершов (1977) выделяет следующие типичные ошибки наблюдения.
Галло-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усердную оценку наблюдаемому поведению.
Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.
Однако наблюдение
является незаменимым методом, если
необходимо исследовать естественное
поведение без вмешательства
извне в ситуацию, когда нужно
получить целостную картину
2. Анкетирование,
как и наблюдение, является одним
из наиболее распространенных
исследовательских методов в
психологии. Анкетирование обычно
проводится с использованием
данных наблюдения, которые (наряду
с данными, полученными при
помощи других
Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:
это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: "Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?";
это анкеты селективного
типа, где испытуемым на каждый вопрос
анкеты предлагается несколько готовых
ответов; задачей испытуемых является
выбор наиболее подходящего ответа.
Например, для определения отношения
учащегося к различным учебным
предметам можно использовать такой
вопрос: "Какой из учебных предметов
- самый интересный?". А в качестве
возможных ответов можно
это анкеты шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например, вместо ответов "да" или "нет" испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов:
5 - уверено да;
4 - больше да, чем нет;
3 - не уверен, не знаю;
2 - больше нет, чем да;
1 - уверенно нет.
Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов отработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.
Бесспорным достоинством
метода анкетирования является быстрое
получение массового материала,
что позволяет проследить ряд
общих изменений в зависимости
от характера учебно-
3. Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях. Достаточно назвать Пиаже и представителей его школы, гуманистических психологов, основоположников и последователей "глубинной" психологии и т.д.
Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе - в форме пост экспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и целенаправленный опрос "лицом к лицу" - интервью.
Содержание бесед
можно протоколировать
Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.
4.. Монографический метод Данный исследовательский метод, не может быть воплощен в какой либо одной методике. Он является синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Монографический метод используется, как правило, для глубокого, тщательного, продольного изучения возрастных и индивидуальных особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими во всех основных сферах жизни. При этом исследователи стремятся, исходя из изучения конкретных случаев, выявить общие закономерности строения и развития тех или иных психических образований.
Обычно в психологических
исследованиях используется не один
какой-нибудь метод, а целый набор
различных методов, которые взаимно
контролируют и дополняют друг друга.
Диагностические
методы.
К диагностическим
исследовательским методам
1. Тест- стандартизированное
задание, результат выполнения
которого позволяет измерить
психологические
Использование
определенных и конкретных тестов в
психологии наиболее отчетливо проявляет
общие теоретические установки
исследователя и всего
Необходимость
абсолютно точного соблюдения инструкции
и использования однотипных материалов
диагностического обследования налагает
еще одно существенное ограничение
на широкое использование
Основным недостатком
большинства диагностических
Достоинство диагностических
методов состоит в очень
Итак, отличие
диагностических методов от методов
неэкспериментальных состоит в
том, что они не просто описывают
изучаемое явление, но и дают этому
явлению количественную или качественную
квалификацию, измеряют его. Общей особенностью
этих двух классов исследовательских
методов является то, что они не
дают возможности исследователю
проникнуть за изучаемое явление, не
вскрывают закономерности его изменения
и развития, не объясняют его.
Экспериментальные методы.
В отличие от
не экспериментальных и
а) организацию
специальных условий
б) изменение этих условий в ходе исследования.
Вместе с тем экспериментальные методы предполагают использование не экспериментальных и диагностических методов, непосредственно включают их в себя в качестве своих естественных моментов.
В психологии существуют три типа собственно экспериментального метода:
естественный (полевой) эксперимент;
моделирующий эксперимент;
лабораторный эксперимент.
1. Естественный(полевой)
эксперимент, как говорит само
название этого метода, наиболее
приближен к
Достоинства естественного
(полевого) эксперимента являются следствием
его органической включенности в
условия жизни и деятельности
испытуемых. К недостаткам этого
метода относятся сложность подбора
контрастных естественных условий
и, в частности, все недостатки тех
неэкспериментальных и
2. Моделирующий
эксперимент. При проведении
3. Лабораторный
эксперимент- особый тип
Формирующие
методы.
Все описанные
выше исследовательские методы (неэкспериментальные,
диагностические и
Использование всех этих методов не предполагает задачи существенного изменения наличного предмета исследования, задачи формирования. Такая принципиально новая исследовательская цель требует применения особых, формирующих методов.
К формирующим исследовательским методам в психологии относятся различные разновидности так называемого социального эксперимента, объектом которого выступает определенная группа людей:
преобразующий эксперимент,
психолого-педагогический эксперимент,
формирующий эксперимент,
экспериментально-генетический метод,
метод поэтапного формирования и т.п.
Использование
формирующих исследовательских
методов связано с перестройкой
определенных характеристик учебно-
Формирующий эксперимент часто используется в целях сопоставления влияния различных обучающих программ на психическое развитие испытуемых.
Формирующий эксперимент это:
массовый эксперимент, т.е. статистически значимый (это значит, что его ареалом является минимум - школа, педагогический коллектив);
длительный, пролонгированный эксперимент;
эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации той или иной общетеоретической концепции в определенной области психологии (возрастной, детской, педагогической и других отраслях);
эксперимент комплексный, требующий совместных усилий психологов-теоретиков, психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и др. И поэтому это есть эксперимент, протекающий в особых учреждениях, где все это можно организовать.
Таким образом,
формирующий эксперимент
В заключении необходимо
отметить, что в процессе развития
психологии изменяются не только теории
и понятия, но и исследовательские
методы: они утрачивают созерцательный,
констатирующий характер, становятся
формирующими или, точнее, трансформирующими.
Ведущим типом
Итак, развитие
методического арсенала современной
психологии заключается в особой
консолидации всех исследовательских
методов, результатом которой является
образование нового комплекса исследовательских
методов - формирующего эксперимента.
Список
литературы
1. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности.- М.: Просвещение, 1985.
2. В.А. Крутецкий. “Психология” Москва “Просвещение” 1986г.
3. Л.А. Венгер, В.С. Мухина “Психология” Москва “Просвещение” 1988г.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: Изд-во Моск ун-та, 1988.