Методы развития эмоционально-волевой сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 11:17, доклад

Описание

Проблема эмоционального развития личности ребенка, воспитывающегося в условиях социальной депривации, ее сложность и многогранность является одной из самых актуальных в настоящее время.

Работа состоит из  1 файл

НОВОЕ.doc

— 46.50 Кб (Скачать документ)

Методы  развития эмоционально-волевой  сферы

Власова С.И.

     Проблема  эмоционального развития личности ребенка, воспитывающегося в условиях социальной депривации, ее сложность и многогранность является одной из самых актуальных в настоящее время.

     Многими отечественными и зарубежными исследователями доказано, что ранняя госпитализация, дефицит семейных и социальных связей, наслоение различных видов депривации, отсутствие опыта полноценных межличностных контактов приводят к снижению интеллектуальных возможностей ребенка (А.А.Аладьин, 2004; И.А.Коробейников, B.M.Слуцкий, 1990), нарушению личностных функций (Л.И. Божович, 1978; искажению общения со взрослыми и сверстниками (Е.Е. Дмитриева, 2005; М.И. Лисина, 1979; Л.М. Шипицина 1998 и др.).

     Особые  отклонения от полноценного развития личности воспитанников детских домов отмечаются в эмоционально-волевой сфере: неадекватная самооценка, неуверенность в себе, повышенная тревожность, чувствительность, вспыльчивость, агрессивность, неготовность к преодолению препятствий, эмоциональная напряженность, сниженная потребность в достижениях и успехе, недоверчивость, несдержанность, чрезмерная импульсивная активность. (Л.Н. Галигузова; С.Ю. Мещерякова, Л.М. Царегородцева, 1990;

     Большое влияние на личность воспитанника детского дома оказывает социальная среда. Л.С Выготский (1983) подчеркивал, что воздействие на ребенка в значительной мере определяется не только ее характером, но и переживаниями, отношением самого субъекта к воздействующим на него обстоятельствам, его индивидуальными особенностями. Переживания и отношение детей к среде, к окружающим являются главными составляющими «социальной ситуации развития».

     Л.С. Выготский говорил о необходимости изучения' эмоциональных проявлений детей в процессе их развития, которое осуществляется под непосредственным воздействием- социальных факторов: Специфические условия ЖИЗНИ и комплексные проблемы, существующие сегодня в интернатных учреждениях для этой категории детей, способствуют стойкому проявлению у них социальной неустойчивости, тревожности и других эмоциональных расстройств (И.В. Дубровина, 2007; И.А. Коробейников, 2002; М.И. Лисина, 1979; А.Г. Рузская, 1988; Д.И. Фельдштейн, 1989; Л.М. Шипицына, 2005 и др.).

     Развитие  ребёнка теснейшим образом связано  с особенностями его чувств, переживаний. Эмоции являются одним из показателей развития ребёнка. Зачастую дети находятся в плену эмоций, поскольку не умеют управлять ими. Это приводит к импульсивности поведения, осложнениям в отношениях с взрослыми, сверстниками. У детей младшего школьного возраста с ЗПР к этому добавляется незрелость эмоционально-волевой сферы, двигательная расторможенность, повышенная аффективная возбудимость или тормозивность, неуверенность, несамостоятельность, а также нарушения в развитии высших психических функций. С целью профилактики дальнейшего повышения уровня тревожности и возникновения проблем в эмоционально-личностном развитии с данной группой детей был проведён цикл психопрофилактических занятий.  Во время занятий дети учились распознавать своё эмоциональное состояние, выяснять причину появления тревожного состояния, правильно реагировать на возникающие ситуации, вызывающие негативное эмоциональное состояние. Ведь дети с ЗПР характеризуются незрелостью эмоционально-волевой сферы, неустойчивостью эмоций. Цель занятий - формирование эмоциональной стабильности, профилактика отклонений в развитии эмоциональной сферы и социализация эмоций детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

    Методы  и приёмы, используемые на занятиях:

  • психогимнастика;
  • коллективная работа;
  • обыгрывание эмоциональных состояний, конфликтных ситуаций и способов выхода из них;
  • арт-терапевтические игры и упражнения;
  • сказкотерапия.
  • узнавание эмоций
  • Психологом нашей школы ведутся «Дневники индивидуального сопровождения», которые помогают отследить динамику развития ребёнка, проанализировать приёмы и методы коррекционно-развивающего воздействия. В них педагоги могут познакомиться с результатами диагностических обследований ребёнка, выяснить уровень сформированности у воспитанника тех или иных компетенций.

      С целью достижения лучших результатов  в решении проблем ребёнка  воспитатели работают в тесном контакте с психологом и социальным педагогом. Это часто позволяет выявить проблему на ранних этапах и организовать работу по её решению. Ведь чем раньше начнётся эта работа, тем лучше будут её результаты.

      В нашей школе есть комната психологической  разгрузки.  Учитывая склонность педагогов  к возникновению синдрома эмоционального выгорания, особенности эмоционально – волевого и личностного развития детей, функционирование такой комнаты жизненно необходимо в нашем учреждении.

      Современное образование невозможно представить  без новых, современных технологий. Использование компьютерной техники  на занятиях реальность нашего времени.

      Особенно  важно это для детей, имеющих проблемы в развитии. Главная идея таких занятий состоит в том, что основные задания предъявляются детям не в устном или письменном виде, а на экране монитора, то есть визуально. Положительный момент таких занятий не только в яркости и красочности заданий, но и в том, что компьютер даёт возможность показать движущиеся объекты, анимацию, аудио- и видеоизображения.  Ещё один положительный момент состоит в том, что ребёнок получает азы навыков работы на компьютере.

      Развитие  эмоций и способов их выражения - сложный процесс, на который оказывают влияние особенности культуры, условия микросоциальной среды, характер созревания субъекта, уровень интеллектуального развития, объём получаемых знаний и представлений и т.д.

      Падение уровня жизни подавляющего большинства  населения, обусловленное социально-экономической  нестабильностью, особенно болезненно отражается на судьбе социально незащищенных слоев общества. Резкие изменения  ценностных ориентации в обществе, психическая  дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказались на всем процессе социализации детей и подростков с интеллектуальными нарушениями. В результате многим из них так и не удается нормально включиться в жизнь общества.

      Выпускники  специальных (коррекционных) школ могут  представлять сбой потенциальный наполнитель криминогенной среды, так как преступность напрямую связана с уровнем занятости молодых людей, а их конкурентоспособность в новых условиях - возникновения рынка труда, оказывается очень низкой. Социальная адаптация этих детей в значительной степени зависит от коррекции их эмоционально-поведенческих расстройств и эффективности системы педагогических мероприятий, направленных на предупреждение отклонений в развитии личности.

      Установлено, что одним из ведущих факторов, определяющих выраженность и стойкость  эмоционально-поведенческих расстройств  у этих детей и подростков, является эмоциональная депривация, которая  в сочетании с органической церебральной недостаточностью определяет специфические отклонения в эмоционально-личностном развитии ребенка и подростка. Важную роль в возникновении эмоциональной деприваций детей, воспитывающихся в условиях интерната, играет недостаточность общения, в результате чего у них не развиваются адекватные формы коммуникативного поведения. Как следствие этого, многие воспитанники спецучреждений отличаются малой контактностью в сочетании с внешней расторможенностью, навязчивостью, эмоциональной возбудимостью, агрессивностью.

      Неадекватные  формы поведения, особенно выраженные у учащихся с органическим поражением центральной нервной системы сочетаются со стойкими нарушениями внимания, памяти, умственной работоспособности.

     У детей, находящихся в ситуации хронического неуспеха, нередко формируются вторичные формы агрессивного поведения, с помощью которых ребенок пытается утвердить себя в окружающем мире.

     В особенно трудном положении находятся  дети-сироты с недостатками умственного  развития, с нервно-психическими заболеваниями, с дефектами анализаторов, речи и опорно-двигательного аппарата.

     Комплексные проблемы, существующие сегодня в учреждениях для этой категории детей, способствуют стойкому проявлению у них социальной неустойчивости и тревожности. Известно, что выпускники специальных интернатов для умственно отсталых детей-сирот составляют

     большую по численности «группу риска» по правонарушениям, подростковой преступности. Это определяет острую необходимость  разработки

     Ц| новых нестандартных подходов к  их обучению и воспитанию. Следовательно, одной из актуальных проблем коррекционной педагогики является совершенствование учебно-воспитательной работы в специальных учреждениях для умственно отсталых детей-сирот.

     Особенно  важным для умственно отсталых детей  является развитие у них понимания  эмоциональных состояний людей: эмоциональной отзывчивости, сочувствия, чувства уверенности в себе и самоутверждения .

     Таким образом, развитие эмоций и способов их выражения - сложный процесс, на который  оказывают влияние особенности  культуры, условия микросоциальной среды, характер созревания субъекта, уровень интеллектуального развития, объём получаемых знаний и представлений и т.д.

     В школьном возрасте продолжается обогащение эмоциональной сферы детей все  более сложными переживаниями. Это  происходит в связи с расширением круга деятельности и общения детей, с узнаванием опыта эмоциональных переживаний, выраженных в художественной литературе, кинофильмах и др.

     По  мере роста маленького человека появляются новые потребности, интересы, привязанности, меняется его самосознание. Целый ряд предметов и явлений, которые на одних возрастных этапах были причиной сильных эмоциональных реакций (различные игрушки в разные годы детства), на других - этих эмоциональных переживаний не вызывают. Вместе с тем возникают чувства, которых в более ранние периоды своей жизни ребенок совсем не знал (острые нравственные переживания, эстетическое наслаждение, влюбленность и др.).

     Существенной  закономерностью в ходе созревания человека является рост его самосознания, который приводит к тому, что он по-новому начинает оценивать свои переживания. Другой характерной закономерностью является все более отчетливое развитие его высших чувств (нравственных, эстетических, интеллектуальных) в связи с ростом познания действительности и социальных отношений, углублением познавательных интересов, в связи с изменением жизненной позиции в ходе его превращения из ребенка-дошкольника в школьника-подростка и юношу.

     Постепенно  формируется умение скрывать свои эмоциональные  состояния. Возникают чувства, связанные с осознанием себя как личности, с формированием оценок других людей и самооценок (А.В.Захарова и др.).

     Таким образом, развитие эмоций и способов их выражения - сложный процесс, на который  оказывают влияние особенности  культуры, условия микросоциальной  среды, характер созревания субъекта, уровень интеллектуального развития, объём получаемых знаний и представлений и т.д.

Информация о работе Методы развития эмоционально-волевой сферы