Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 11:17, доклад
Проблема эмоционального развития личности ребенка, воспитывающегося в условиях социальной депривации, ее сложность и многогранность является одной из самых актуальных в настоящее время.
Методы развития эмоционально-волевой сферы
Власова С.И.
Проблема эмоционального развития личности ребенка, воспитывающегося в условиях социальной депривации, ее сложность и многогранность является одной из самых актуальных в настоящее время.
Многими отечественными и зарубежными исследователями доказано, что ранняя госпитализация, дефицит семейных и социальных связей, наслоение различных видов депривации, отсутствие опыта полноценных межличностных контактов приводят к снижению интеллектуальных возможностей ребенка (А.А.Аладьин, 2004; И.А.Коробейников, B.M.Слуцкий, 1990), нарушению личностных функций (Л.И. Божович, 1978; искажению общения со взрослыми и сверстниками (Е.Е. Дмитриева, 2005; М.И. Лисина, 1979; Л.М. Шипицина 1998 и др.).
Особые отклонения от полноценного развития личности воспитанников детских домов отмечаются в эмоционально-волевой сфере: неадекватная самооценка, неуверенность в себе, повышенная тревожность, чувствительность, вспыльчивость, агрессивность, неготовность к преодолению препятствий, эмоциональная напряженность, сниженная потребность в достижениях и успехе, недоверчивость, несдержанность, чрезмерная импульсивная активность. (Л.Н. Галигузова; С.Ю. Мещерякова, Л.М. Царегородцева, 1990;
Большое влияние на личность воспитанника детского дома оказывает социальная среда. Л.С Выготский (1983) подчеркивал, что воздействие на ребенка в значительной мере определяется не только ее характером, но и переживаниями, отношением самого субъекта к воздействующим на него обстоятельствам, его индивидуальными особенностями. Переживания и отношение детей к среде, к окружающим являются главными составляющими «социальной ситуации развития».
Л.С. Выготский говорил о необходимости изучения' эмоциональных проявлений детей в процессе их развития, которое осуществляется под непосредственным воздействием- социальных факторов: Специфические условия ЖИЗНИ и комплексные проблемы, существующие сегодня в интернатных учреждениях для этой категории детей, способствуют стойкому проявлению у них социальной неустойчивости, тревожности и других эмоциональных расстройств (И.В. Дубровина, 2007; И.А. Коробейников, 2002; М.И. Лисина, 1979; А.Г. Рузская, 1988; Д.И. Фельдштейн, 1989; Л.М. Шипицына, 2005 и др.).
Развитие
ребёнка теснейшим образом
Методы и приёмы, используемые на занятиях:
С целью достижения лучших результатов в решении проблем ребёнка воспитатели работают в тесном контакте с психологом и социальным педагогом. Это часто позволяет выявить проблему на ранних этапах и организовать работу по её решению. Ведь чем раньше начнётся эта работа, тем лучше будут её результаты.
В нашей школе есть комната психологической разгрузки. Учитывая склонность педагогов к возникновению синдрома эмоционального выгорания, особенности эмоционально – волевого и личностного развития детей, функционирование такой комнаты жизненно необходимо в нашем учреждении.
Современное образование невозможно представить без новых, современных технологий. Использование компьютерной техники на занятиях реальность нашего времени.
Особенно важно это для детей, имеющих проблемы в развитии. Главная идея таких занятий состоит в том, что основные задания предъявляются детям не в устном или письменном виде, а на экране монитора, то есть визуально. Положительный момент таких занятий не только в яркости и красочности заданий, но и в том, что компьютер даёт возможность показать движущиеся объекты, анимацию, аудио- и видеоизображения. Ещё один положительный момент состоит в том, что ребёнок получает азы навыков работы на компьютере.
Развитие эмоций и способов их выражения - сложный процесс, на который оказывают влияние особенности культуры, условия микросоциальной среды, характер созревания субъекта, уровень интеллектуального развития, объём получаемых знаний и представлений и т.д.
Падение
уровня жизни подавляющего большинства
населения, обусловленное социально-
Выпускники специальных (коррекционных) школ могут представлять сбой потенциальный наполнитель криминогенной среды, так как преступность напрямую связана с уровнем занятости молодых людей, а их конкурентоспособность в новых условиях - возникновения рынка труда, оказывается очень низкой. Социальная адаптация этих детей в значительной степени зависит от коррекции их эмоционально-поведенческих расстройств и эффективности системы педагогических мероприятий, направленных на предупреждение отклонений в развитии личности.
Установлено,
что одним из ведущих факторов,
определяющих выраженность и стойкость
эмоционально-поведенческих
Неадекватные формы поведения, особенно выраженные у учащихся с органическим поражением центральной нервной системы сочетаются со стойкими нарушениями внимания, памяти, умственной работоспособности.
У детей, находящихся в ситуации хронического неуспеха, нередко формируются вторичные формы агрессивного поведения, с помощью которых ребенок пытается утвердить себя в окружающем мире.
В особенно трудном положении находятся дети-сироты с недостатками умственного развития, с нервно-психическими заболеваниями, с дефектами анализаторов, речи и опорно-двигательного аппарата.
Комплексные проблемы, существующие сегодня в учреждениях для этой категории детей, способствуют стойкому проявлению у них социальной неустойчивости и тревожности. Известно, что выпускники специальных интернатов для умственно отсталых детей-сирот составляют
большую по численности «группу риска» по правонарушениям, подростковой преступности. Это определяет острую необходимость разработки
Ц| новых нестандартных подходов к их обучению и воспитанию. Следовательно, одной из актуальных проблем коррекционной педагогики является совершенствование учебно-воспитательной работы в специальных учреждениях для умственно отсталых детей-сирот.
Особенно важным для умственно отсталых детей является развитие у них понимания эмоциональных состояний людей: эмоциональной отзывчивости, сочувствия, чувства уверенности в себе и самоутверждения .
Таким образом, развитие эмоций и способов их выражения - сложный процесс, на который оказывают влияние особенности культуры, условия микросоциальной среды, характер созревания субъекта, уровень интеллектуального развития, объём получаемых знаний и представлений и т.д.
В школьном возрасте продолжается обогащение эмоциональной сферы детей все более сложными переживаниями. Это происходит в связи с расширением круга деятельности и общения детей, с узнаванием опыта эмоциональных переживаний, выраженных в художественной литературе, кинофильмах и др.
По мере роста маленького человека появляются новые потребности, интересы, привязанности, меняется его самосознание. Целый ряд предметов и явлений, которые на одних возрастных этапах были причиной сильных эмоциональных реакций (различные игрушки в разные годы детства), на других - этих эмоциональных переживаний не вызывают. Вместе с тем возникают чувства, которых в более ранние периоды своей жизни ребенок совсем не знал (острые нравственные переживания, эстетическое наслаждение, влюбленность и др.).
Существенной закономерностью в ходе созревания человека является рост его самосознания, который приводит к тому, что он по-новому начинает оценивать свои переживания. Другой характерной закономерностью является все более отчетливое развитие его высших чувств (нравственных, эстетических, интеллектуальных) в связи с ростом познания действительности и социальных отношений, углублением познавательных интересов, в связи с изменением жизненной позиции в ходе его превращения из ребенка-дошкольника в школьника-подростка и юношу.
Постепенно формируется умение скрывать свои эмоциональные состояния. Возникают чувства, связанные с осознанием себя как личности, с формированием оценок других людей и самооценок (А.В.Захарова и др.).
Таким образом, развитие эмоций и способов их выражения - сложный процесс, на который оказывают влияние особенности культуры, условия микросоциальной среды, характер созревания субъекта, уровень интеллектуального развития, объём получаемых знаний и представлений и т.д.
Информация о работе Методы развития эмоционально-волевой сферы