Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:36, доклад
От эмоционального состояния во многом зависит наша работоспособность. Когда уровень нашего эмоционального состояния «зашкаливает», это всегда проявляется в некоторых изменениях в организме и поведении. В моменты сильного волнения в организме начинают происходить некоторые неконтролируемые процессы: учащается сердцебиение, изменяется ритм и глубина дыхания, начинают потеть ладони.
От эмоционального состояния
во многом зависит наша работоспособность.
Когда уровень нашего эмоционального
состояния «зашкаливает», это всегда
проявляется в некоторых
1.Самый простой, но достаточно
эффективный способ эмоциональной саморегуляции
— расслабление мимической мускулатуры.
При проявлении эмоциональной напряженности
наши мышцы напрягаются или расслабляются
независимо от действий сознания. На этом
основан способ управления эмоциями посредством
напряжения и расслабления определенных
мышц.
В первую очередь на наше эмоциональное
состояние реагируют мимические мышцы,
то есть мышцы лица, отвечающие за мимику.
Часто в моменты эмоционального напряжения
мы начинаем хмурится, поднимаем или сдвигаем
брови, сжимаем зубы, растягиваем и сжимаем
губы. Контроль над мышцами лица поможет
справиться с излишним напряжением.
Когда Человеку нужно успокоиться необходимо:
-расслабить мышцы лица.
- сосредоточить внимание на лице и его отдельных частях, проследить, чтобы лоб стал гладким, морщинки разгладились, брови вернулись на место, расслабить губы, разомкнуть зубы.
Научившись расслаблять
лицевые мышцы, а также
2.Следующий способ – это контроль дыхания. Известно, что дыхание человека во время бодрствования отличается от дыхания во сне. Во время засыпания организм должен максимально расслабиться, психические процессы – замедлится, при этом дыхание становится успокаивающим: после средней глубины вдоха идет медленный полный выдох, а потом небольшая задержка дыхания. Когда организм активируется, дыхание помогает ему в этом, в часы бодрствования мы дышим более активно: сначала идет глубокий полный вдох, затем небольшая задержка воздуха в легких и после – достаточно быстрый, иногда резкий выдох. Если ситуация слишком напряженная, эмоциональный уровень зашкаливает необходимо начать дышать ночным – успокаивающим типом дыхания: делать вдох, выдыхайть медленно и максимально полно, после выдоха делать небольшую паузу. Когда напротив требуется взбодриться, активировать работу организма и повысить эмоциональный уровень нужно начать дышать дневным – активизирующим типом дыхания: сначала сделать полный вдох на весь объем легких, немного подержать воздух там, а затем резко выдохнуть через рот. Выполнять упражнения до выравнивания уровня эмоционального напряжения.
3.Эффективной эмоциональной
саморегуляции способствует также использование
приемов воображения или визуализации.
Визуализация — это создание внутренних
образов в сознании человека, то есть активизация
воображения с помощью слуховых, зрительных,
вкусовых, обонятельных, осязательных
ощущений, а также их комбинаций. Визуализация
помогает человеку активизировать его
эмоциональную память, воссоздать те ощущения,
которые он испытал когда-то. Воспроизведя
в сознании образы внешнего мира, можно
быстро отвлечься от напряженной ситуации,
восстановить эмоциональное равновесие.
Разновидностью визуализации являются
упражнения «сюжетного воображения»,
основанные на преднамеренном использовании
цвета и пространственных представлений
сознания человека. Сознательные представления
окрашиваются в нужный цвет, соответствующий
моделируемому эмоциональному состоянию.
Цвет обладает мощным эмоциональным действием
на нервную систему. Красный, оранжевый,
желтый — цвета активности; голубой, синий,
фиолетовый — цвета покоя; зеленый — нейтральный.
Цветовые (температурные, звуковые, осязательные)
ощущения лучше дополнять пространственными
представлениями. Если необходимо успокоиться,
отдохнуть, необходимо представлять широкое,
открытое пространство (морской горизонт,
просторное небо, широкая площадь, обширный
зал театра и т.д.). Для мобилизации организма
на выполнение ответственной задачи помогают
образы тесных, узких пространств с ограниченным
горизонтом (узкая улица с высокими домами,
ущелье, тесная комната). Использование
данных приемов воедино позволяет вызвать
необходимое эмоциональное состояние
в нужный момент. Следует вжиться в представляемую
картину, прочувствовать ее и зафиксировать
в сознании. Постепенно возникнет состояние
расслабленности и покоя или, наоборот,
активности, мобилизованности.
Когда возникают чрезвычайные ситуации,
они вызывают напряжение задолго до столкновения
с ними. Поэтому необходимо подготовиться
к ним. Первым шагом к успеху в любом начинании
является психологическая установка на
успех, абсолютная уверенность в том, что
цель будет достигнута. Необходимо приучить
себя к успеху, удаче, сделать ее само собой
разумеющейся, привычной. «Хранить в своей
памяти негативные представления равнозначно
медленному самоубийству», — пишет X. Линдеман,
известный специалист по аутогенной тренировке.
Упражнения «вдохновения» состоят в «репетировании»
напряженной ситуации обязательно в условиях
успеха, с использованием цветовых и пространственных
представлений.
4.Изменение направленности
сознания. Варианты этого способа саморегуляции
разнообразны. Отключение (отвлечение)
состоит в умении думать о чем угодно,
кроме эмоциогенных обстоятельств. Отключение
требует волевых усилий, с помощью которых
человек пытается сосредоточить внимание
на представлении посторонних объектов
и ситуаций. Отвлечение использовалось
и в русских лечебных заговорах как способ
устранения отрицательных эмоций.
Переключение связано с направленностью
сознания на какое-нибудь интересное дело
(чтение увлекательной книги, просмотр
фильма и т. П.) или на деловую сторону предстоящей
деятельности. Переключение внимания
с мучительных раздумий на деловую сторону
даже предстоящей деятельности, осмысление
трудностей через их анализ, уточнение
инструкций и заданий, мысленное повторение
предстоящих действий, сосредоточение
внимания на технических деталях задания,
тактических приемах, а не на значимости
результата, дает лучший эффект, чем отвлечение
от предстоящей деятельности.
Снижение значимости предстоящей деятельности
или полученного результата осуществляется
путем придания событию меньшей ценности
или вообще переоценки значимости ситуации
.
Приведенный способ является одним из
вариантов использования контрфактического
мышления.
Когда мы конструируем альтернативный вариант сценария событий ,который мог бы привести к лучшему по сравнению с реальностью развитию событий, мы используем контрфакты идущие вверх. Выстраивая сценарий, по которому нынешнее положение воспринимается как относительно хорошее, так как могло бы быть и хуже, мы используем контрфакт, идущий вниз. Именно его и нужно использовать, чтобы улучшить свое эмоциональное состояние.
5.Нежелательные эмоции
можно преодолеть или снизить
их выраженность с помощью
стратегий, называемых
З. Фрейд выделил несколько таких защит:
Уход — это физическое или мысленное бегство
от слишком трудной ситуации. У маленьких
детей это наиболее распространенный
защитный механизм.
Идентификация — процесс присвоения установок
и взглядов других людей. Человек перенимает
установки могущественных в его глазах
людей и, становясь похожим на них, меньше
чувствует свою беспомощность, что приводит
к снижению тревоги.
Проекция — это приписывание своих собственных
асоциальных мыслей и поступков кому-то
другому: "Это сделал он, а не я". По
существу, это перекладывание ответственности
на другого.
Смещение — подмена реального источника
гнева или страха кем-то или чем-то. Типичным
примером такой защиты является косвенная
физическая агрессия (вымещение зла, досады
на объекте, не имеющем отношения к ситуации,
вызвавшей эти эмоции).
Отрицание — это отказ признать, что какая-то
ситуация или какие-то события имеют место.
Вытеснение — крайняя форма отрицания,
бессознательный акт стирания в памяти
пугающего или неприятного события, вызывающего
тревогу, отрицательные переживания.
Регрессия — возвращение к более онтогенетически
ранним, примитивным формам реагирования
на эмоциогенную ситуацию.
Реактивное образование — поведение,
противоположное имеющимся мыслям и желаниям,
вызывающим тревогу, с целью их маскировки.
Свойственно более зрелым детям, а также
взрослым. Например, желая скрыть свою
влюбленность, человек будет проявлять
к объекту обожания недружелюбность, а
подростки — и агрессивность.
Настойчивые попытки воздействовать на
очень взволнованного человека для его
успокоения при помощи уговоров, убеждения,
внушения, как правило, не бывают успешными
из-за того, что из всей информации, которая
сообщается волнующемуся, он выбирает,
воспринимает и учитывает только то, что
соответствует его эмоциональному состоянию.
Больше того, эмоционально возбужденный
человек может обидеться, посчитав, что
его не понимают. Лучше дать такому человеку
выговориться и даже поплакать.
Личный опыт применения методов саморегуляции психоэмоциональных состояний.
В современном, постоянно движущемся мире, в суматохе дней очень трудно контролировать свои эмоции. Каждый день находится масса раздражителей, которые выводят нас из себя. Апатии, депрессии, грусть, стрессы – состояния, с которыми не стоит мириться.
Еще до изучения психологии и не зная методов регуляции ,я, оказывается, использовала метод воображения и визуализации в борьбе с плохим настроением или нервозным состоянием. Представляя голубое море, песочный пляж, я успокаивалась перед сдачей школьных экзаменов. Это позволяло приобрести внутреннее спокойствие и уравновешенность. Теперь восстановить своё эмоциональное состояние мне помогает представление своего дома, своей уютной комнаты и любящих родителей рядом. Воображение может помочь не только справиться с негативными эмоциями, но и поднять жизненный тонус. А в некоторых случаях визуализацию можно использовать как способ внутреннего самопрограммирования. Поэтому каждое утро я стараюсь представить будущий день только хорошим, день, в котором у меня всё получится и всё поставленное будет достигнуто.
Я провела опрос среди
своих знакомых и друзей насчет того,
что они делают, когда эмоции берут
вверх над ними. И большинство
из них ответили, что отвлекаются
от своего неуравновешенного состояния
при помощи погружения в воображаемый
мир. Отсюда можно сделать вывод,
что метод воображения и