Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 21:33, контрольная работа
Цель данной контрольной работы – это изучение межэтнических конфликтов, причин их возникновения и способов их урегулирования, что нашло свое выражение в трех главах.
Введение _________________________________________
3
1
Причины возникновения межэтнических конфликтов ___
5
2
Формы межнациональных конфликтов _______________
8
3
Способы урегулирования __________________________
12
Заключение ________________________________________
15
Список использованной литературы ___________________
18
В психологии межэтнических отношений
исследуются три основные проблемы:
как конфликты возникают, как
протекают и как их можно урегулировать.
Так как они изучаются разными
науками, поисками их причин озабочены
и социологи, и политологи, и психологи.
Большинство психологов, в качестве
причин, приводящих к враждебным действиям
или межгрупповой конкуренции, предлагают
те или иные психологические
1. Межгрупповые конфликты как продукт универсальных психологических характеристик. Распространенность социальных конфликтов привела многих теоретиков к поискам причины враждебности людей по отношению к себе подобным в некоторой форме агрессивной потребности или побуждения рода человеческого.
Автор одной из первых социально-психологических концепций У. Макдугалл (1871-1938) приписал проявление коллективной борьбы «инстинкту драчливости». Подобный подход называют гидравлической моделью, так как агрессивность, по мысли Макду-галла, не является реакцией на раздражение, а в организме человека присутствует некий импульс, обусловленный его природой.
2. Индивидуальные различия как
основа межгрупповых
3. Теория реального конфликта исходит из предположения, что межгрупповые конфликты есть результат несовместимых групповых интересов, когда только одна из взаимодействующих групп может стать победительницей, причем в ущерб интересов другой.
В социальной психологии наиболее известный
сторонник этой точки зрения —
М. Шериф. Он выдвинул предположение, что
функциональная взаимозависимость
двух групп в форме конкуренции
непосредственно ведет к
4. Теория социальной
Достаточным основанием может оказаться
осознание принадлежности к группе,
т.е. социальная идентичность и связанные
с ней когнитивные и
3 Способы урегулирования
Урегулирование межгрупповых — и этнических в том числе — конфликтов, при котором происходит трансформация, т.е. перевод противоборства на иной, общественно безопасный уровень, предлагают сторонники разных психологических теорий. Полное разрешение этнических конфликтов психологическими методами — утопия. К столь нерадостному заключению приходят практически все исследователи данной проблемы, какой бы теоретической ориентации они ни придерживались.
Сторонники рассмотрения межгрупповой враждебности как продукта универсальных психологических характеристик подчеркивают, что нет шансов избежать насильственного разрешения конфликта интересов, поскольку невозможно ликвидировать агрессивные склонности человека. Но и при столь пессимистических взглядах они ищут методы борьбы с деструктивными формами межгрупповых отношений.
По мнению Фрейда, необходимо предпринимать попытки так изменить направление человеческой агрессии, чтобы она находила свое выражение не в виде войны. В этом может помочь установление эмоциональных связей между людьми через идентификацию, понимаемую Фрейдом как достижение общности чувств.
Несколько способов, помогающих справиться с деструктивной агрессией, предлагает Лоренц. Он утверждает, что предотвратить ее социально вредные проявления способна переориентированная агрессия, например культурно-ритуализированная форма борьбы между группами — спорт. Но самыми мощными силами, противостоящими агрессии, австрийский исследователь считает:
Более оптимистичной выглядит концепция Адорно, так как личность авторитарного типа формируется в процессе семейной социализации, а общество способно повлиять на тип отношений между родителями и детьми.
Действительно, исследования психологических
причин авторитарных режимов, привлекшие
внимание самых широких кругов общественности,
способствовали тому, что в послевоенные
годы в Европе и США произошли
значительные изменения в характере
семейных отношений. На смену строгости
и эмоциональной сухости пришли
отношения более
Заключение
Обострение этнических проблем
во всём мире усилило внимание к
методологическим и концептуальным
поискам в сфере этнических конфликтов.
Межнациональные конфликты как
социальное явление – это столкновение
интересов разного уровня и содержания
и представляет собой проявление
сложных глубинных процессов
в отношениях между отдельными этническими
общностями, группами людей, протекающих
под влиянием множества социально-
Объективными причинами
Немаловажны и факторы субъективного порядка. Межнациональные конфликты по причине и характеру происхождения могут быть социально-экономическими (безработица, задержки и невыплаты зарплаты), культурно-языковыми (защита, возрождение, развитие родного языка, и т.д.), этнодемографическими (изменение численности населения, миграции), этнотерриториально-статусными (несовпадение границ), историческими (взаимоотношения в прошлом), межрелигиозными и межконфессиональными (включая различия в уровне современного религиозного населения); сепаратистскими (требование независимости).
Причиной возникновения
Таким образом, этнический конфликт – это любая конкуренция между группами – от реального противоборства за обладание ограниченными ресурсами до предполагаемого расхождения интересов – во всех тех случаях, когда в восприятии хотя бы одной из сторон противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов.
Ни один из психологических способов урегулирования конфликтов не является идеальным, так как ни один психологический механизм не способен разрешить социальные проблемы. Но, даже не изменяя социальную ситуацию, психологические подходы способствуют переориентации человеческой агрессии, установлению более естественных отношений между родителями и детьми, объединению людей вокруг общих целей, уменьшению влияния на человеческие взаимоотношения грубых механизмов межгруппового восприятия и перемещению центра тяжести на отношения межличностные. И для достижения этих благородных целей необходимо использовать возможности всех рассмотренных моделей, вне зависимости от того, какая теоретическая концепция за каждой из них стоит.
Прежде всего, необходимо осознать, что сила не может быть средством разрешения конфликта. Единственным разумным методом урегулирования и профилактики конфликтов является поиск компромисса между спорящими сторонами. Демографический фактор также является мощным детерминантом межнациональных отношений. Узконациональный подход склонен видеть в полиэтничном электорате угрозу собственным позициям, и использует различные способы изменения пропорций в пользу одной группы.
В отношении культуры этническая идентичность, в силу дихотомии друг/враг, всегда селективна, хотя теоретически вполне допустимо мирное сосуществование культур. Ещё С.Н. Булгаков отмечал, что сближение существования многих наций порождает между ними не только чувство солидарности, но и борьбы. Культурные особенности сами по себе не могут быть причиной, каких бы то ни было коллизий, а тем более конфликтов.
Но как бы не различались культурные и политические традиции, государственные устройства, всё же есть общее понимание таких категорий как толерантность, терпимость. Терпимость заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования или насилия, это свойство открытости и свободного мышления, личностная или общественная характеристика, предполагающая осознание многомерности социальной среды и мира.
Список использованной литературы: