Межэтнический конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 21:33, контрольная работа

Описание

Цель данной контрольной работы – это изучение межэтнических конфликтов, причин их возникновения и способов их урегулирования, что нашло свое выражение в трех главах.

Содержание

Введение _________________________________________
3
1
Причины возникновения межэтнических конфликтов ___
5
2
Формы межнациональных конфликтов _______________
8
3
Способы урегулирования __________________________
12

Заключение ________________________________________
15

Список использованной литературы ___________________
18

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯ НА 5.docx

— 37.27 Кб (Скачать документ)

В психологии межэтнических отношений  исследуются три основные проблемы: как конфликты возникают, как  протекают и как их можно урегулировать. Так как они изучаются разными  науками, поисками их причин озабочены  и социологи, и политологи, и психологи. Большинство психологов, в качестве причин, приводящих к враждебным действиям  или межгрупповой конкуренции, предлагают те или иные психологические характеристики.

1. Межгрупповые конфликты как продукт универсальных психологических характеристик. Распространенность социальных конфликтов привела многих теоретиков к поискам причины враждебности людей по отношению к себе подобным в некоторой форме агрессивной потребности или побуждения рода человеческого.

Автор одной из первых социально-психологических  концепций У. Макдугалл (1871-1938) приписал проявление коллективной борьбы «инстинкту драчливости». Подобный подход называют гидравлической моделью, так как агрессивность, по мысли Макду-галла, не является реакцией на раздражение, а в организме человека присутствует некий импульс, обусловленный его природой.

2. Индивидуальные различия как  основа межгрупповых конфликтов. Среди подходов, анализирующих индивидуальные различия в отношениях человека к «чужим» группам, наиболее известна концепция авторитарной личности. Знаменитый исследовательский проект «группы из Беркли» (Т. Адорно, Э. Френкель-Брунс-вик, Д. Левинсона и Р. Сэнфорда), осуществленный в США после Второй мировой войны, первоначально был направлен на выявление индивидов, восприимчивых к антисемитской идеологии, — потенциальных фашистов. Адорно и его соавторы, опираясь на идеи 3. Фрейда, выводят отношение к чужим группам из процесса социализации ребенка в раннем детстве, в частности из амбивалентности эмоциональных отношений в семье. У человека, воспитанного в семье, где царят формальные, жестко регламентированные отношения, часть агрессивности выплескивается на тех, с кем индивид себя не идентифицирует, т.е. на внешние группы. В Германии в 30-х годах заменителем ненавидимого отца оказались евреи, отношение к которым проявлялось как в предубеждениях, так и в действиях вплоть до геноцида.

3. Теория реального конфликта  исходит из предположения, что межгрупповые конфликты есть результат несовместимых групповых интересов, когда только одна из взаимодействующих групп может стать победительницей, причем в ущерб интересов другой.

В социальной психологии наиболее известный  сторонник этой точки зрения —  М. Шериф. Он выдвинул предположение, что  функциональная взаимозависимость  двух групп в форме конкуренции  непосредственно ведет к враждебности, которая проявляется в негативных стереотипах и предубеждениях, а  также в росте групповой сплоченности. А все вместе приводит к враждебным действиям.

4. Теория социальной идентичности. В 60—70-е годы британскими социальными психологами во главе с А. Тэшфелом были получены впечатляющие результаты, продемонстрировавшие, что несовместимые групповые цели не являются обязательным условием для возникновения межгрупповой конкуренции и враждебности.

Достаточным основанием может оказаться  осознание принадлежности к группе, т.е. социальная идентичность и связанные  с ней когнитивные и перцептивные процессы.

 

3 Способы урегулирования 

Урегулирование межгрупповых — и этнических в том числе — конфликтов, при котором происходит трансформация, т.е. перевод противоборства на иной, общественно безопасный уровень, предлагают сторонники разных психологических теорий. Полное разрешение этнических конфликтов психологическими методами — утопия. К столь нерадостному заключению приходят практически все исследователи данной проблемы, какой бы теоретической ориентации они ни придерживались.

Сторонники рассмотрения межгрупповой враждебности как продукта универсальных  психологических характеристик  подчеркивают, что нет шансов избежать насильственного разрешения конфликта  интересов, поскольку невозможно ликвидировать  агрессивные склонности человека. Но и при столь пессимистических взглядах они ищут методы борьбы с  деструктивными формами межгрупповых отношений.

По мнению Фрейда, необходимо предпринимать  попытки так изменить направление  человеческой агрессии, чтобы она  находила свое выражение не в виде войны. В этом может помочь установление эмоциональных связей между людьми через идентификацию, понимаемую Фрейдом  как достижение общности чувств.

Несколько способов, помогающих справиться с деструктивной агрессией, предлагает Лоренц. Он утверждает, что предотвратить  ее социально вредные проявления способна переориентированная агрессия, например культурно-ритуализированная форма борьбы между группами — спорт. Но самыми мощными силами, противостоящими агрессии, австрийский исследователь считает:

  • личное знакомство людей разных наций, так как именно анонимность облегчает прорывы агрессивности;
  • воодушевление людей одним идеалом.

Более оптимистичной выглядит концепция  Адорно, так как личность авторитарного типа формируется в процессе семейной социализации, а общество способно повлиять на тип отношений между родителями и детьми.

Действительно, исследования психологических  причин авторитарных режимов, привлекшие внимание самых широких кругов общественности, способствовали тому, что в послевоенные годы в Европе и США произошли  значительные изменения в характере  семейных отношений. На смену строгости  и эмоциональной сухости пришли отношения более непосредственные и свободные.

 

Заключение

 

Обострение этнических проблем  во всём мире усилило внимание к  методологическим и концептуальным поискам в сфере этнических конфликтов. Межнациональные конфликты как  социальное явление – это столкновение интересов разного уровня и содержания и представляет собой проявление сложных глубинных процессов  в отношениях между отдельными этническими  общностями, группами людей, протекающих  под влиянием множества социально-экономических, политических, исторических, психологических, территориальных, сепаратистских, языково-культурных, религиозных и иных факторов. Это  означает существование национальных противоречий и проблем, вызывающих межнациональные конфликты, что, в  свою очередь, порождает необходимость  изучения причин их возникновения.

Объективными причинами обострения межэтнической напряженности могут  быть последствия серьёзных деформаций национальной политики, накопившаяся за долгие десятилетия неудовлетворенность, выплеснувшаяся наружу в условиях гласности  и демократизации; причиной может  быть результат серьёзного ухудшения  экономического положения в стране, которое также порождает недовольство и вражду у различных слоёв  населения, причём эти негативные настроения канализируются прежде всего в сфере межнациональных отношений; или как следствие закостеневшей структуры государственного устройства, ослабления тех основ, на которых создавалась свободная федерация советских народов.

Немаловажны и факторы субъективного  порядка. Межнациональные конфликты по причине и характеру происхождения могут быть социально-экономическими (безработица, задержки и невыплаты зарплаты), культурно-языковыми (защита, возрождение, развитие родного языка, и т.д.), этнодемографическими (изменение численности населения, миграции), этнотерриториально-статусными (несовпадение границ), историческими (взаимоотношения в прошлом), межрелигиозными и межконфессиональными (включая различия в уровне современного религиозного населения); сепаратистскими (требование независимости).

Причиной возникновения межэтнических  конфликтов могут стать и любые  необдуманные или заведомо провокационные заявления политиков, национальных лидеров, представителей духовенства, СМИ, происшествия бытового характера, случаи. Конфликты по поводу национальных ценностей, важнейших жизненных установок в сфере межнациональных отношений входят в число наиболее сложно разрешаемых, именно здесь наиболее остро может стоять проблема обеспечения и защиты гражданских, социально-культурных прав индивидов, представителей тех или иных этнических групп.

Таким образом, этнический конфликт – это любая конкуренция между группами – от реального противоборства за обладание ограниченными ресурсами до предполагаемого расхождения интересов – во всех тех случаях, когда в восприятии хотя бы одной из сторон противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов.

Ни один из психологических способов урегулирования конфликтов не является идеальным, так как ни один психологический  механизм не способен разрешить социальные проблемы. Но, даже не изменяя социальную ситуацию, психологические подходы  способствуют переориентации человеческой агрессии, установлению более естественных отношений между родителями и  детьми, объединению людей вокруг общих целей, уменьшению влияния  на человеческие взаимоотношения грубых механизмов межгруппового восприятия и перемещению центра тяжести  на отношения межличностные. И для  достижения этих благородных целей  необходимо использовать возможности  всех рассмотренных моделей, вне  зависимости от того, какая теоретическая  концепция за каждой из них стоит.

Прежде всего, необходимо осознать, что сила не может быть средством  разрешения конфликта. Единственным разумным методом урегулирования и профилактики конфликтов является поиск компромисса  между спорящими сторонами. Демографический  фактор также является мощным детерминантом межнациональных отношений. Узконациональный подход склонен видеть в полиэтничном электорате угрозу собственным позициям, и использует различные способы изменения пропорций в пользу одной группы.

В отношении культуры этническая идентичность, в силу дихотомии друг/враг, всегда селективна, хотя теоретически вполне допустимо мирное сосуществование культур. Ещё С.Н. Булгаков отмечал, что сближение существования многих наций порождает между ними не только чувство солидарности, но и борьбы. Культурные особенности сами по себе не могут быть причиной, каких бы то ни было коллизий, а тем более конфликтов.

Но как бы не различались культурные и политические традиции, государственные устройства, всё же есть общее понимание таких категорий как толерантность, терпимость. Терпимость заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования или насилия, это свойство открытости и свободного мышления, личностная или общественная характеристика, предполагающая осознание многомерности социальной среды и мира.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.:Аспект Пресс, 2001.
  2. Анцупов А.Ю., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2008. – 551 с.
  3. Васильев Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб. : Речь, 2007.– 360 с.
  4. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. - М.: Инфра-М, 2005.
  5. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб. : Питер, 2007. – 620 с.
  6. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. – СПб. : Питер, 2009. – 310
  7. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта : Учеб. пособие. – М.: Альт, 2006. – 251с.
  8. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 176с.
  9. Леонов Н.И. Основы конфликтологии. - Ижевск. Изд-во УдГУ., 2000.
  10. Морозов А.В. Деловая психология. СПб.: Союз, 2000.
  11. Мажников В.И. Конфликтология: Методические рекомендации по спец- курсу. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. – 40 с.
  12. Попова Т.Е., Бобрешова И.П., Чувашова Т.А.   Конфликтология: Методические указания по изучению дисциплины. Краткий конспект лекций. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2009.  – 51с.
  13. Шевчук Д.А. Конфликты: форсировать или избегать? – М.: АСТ, 2008. – 674с.

 


Информация о работе Межэтнический конфликт