Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 09:40, сочинение
Современный мир сложен, многообразен, динамичен, пронизан противоборствующими тенденциями. Он противоречив, но взаимозависим, во многом целостен. Развитие общественных отношений сопровождаются углублением отношений общения и разветвлением связей человека с человеком, народа с народом, общества с обществом, то есть развитием процессов социальной коммуникации.
Эссе на тему:
“
Межкультурная коммуникация в современном
мире”.
Выполнил:
Я.Я. Туманевич
В
истории человечества миграция всегда
играла важную роль. Она поддерживала
процесс мирового экономического роста,
способствовала развитию государств и
обществ, связывала и обогащала культуры
и цивилизации.
Современный
мир сложен, многообразен, динамичен,
пронизан противоборствующими
Массовая межкультурная и межэтническая коммуникация - одно из тех важных явлений современного общества, которое заметно сказывается на развитии общественных отношений внутри каждой страны и между странами и народами.
Международная миграция растет не только по своим масштабам и скоростным показателям, она характеризуется также увеличением количества участвующих в ней стран и людей. В миграционные процессы вовлечены люди самых разных национальностей, которые говорят на разных языках, исповедают разные религии, живут по разным обычаям.
Смешение
людей, представляющих различные страны
и культуры, повлекло за собой как большие
возможности так и большие вызовы.
Этнокультурное разнообразие, ставшее
во многом результатом международной
миграции, создавало в принимающих сообществах
как инновационную динамику развития,
так и серьезные проблемы, особенно в отношении
социального единства.
Миграционные проблемы традиционно решались несколькими способами. Первый - не допустить мигрантов (особенно временных трудящихся мигрантов и лиц, ищущих убежища) в общество, лишив их перспектив интеграции. Второй заключается в том, чтобы заставить мигрантов отказаться от собственной культуры и ассимилироваться с образом жизни большинства. Третий способ - проводить политику, которая позволит всем членам общества - мигрантам и принимающему их населению –выражать их собственную культуру и убеждения при условии соблюдения ими правовых норм и признания ряда общих социальных ценностей.
Какую роль должно играть образование и каким оно должно быть, чтобы современный молодой человек чувствовал себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни?
Мир, в котором мы живем, становится все теснее, он действительно начинает напоминать global village - большую полиязыковую и поликультурную деревню. И общение в этой планетарной деревне возможно только на основе межъязыкового и межкультурного взаимопонимания и взаимодействия.
На
современном этапе развития общества
становится все более очевидным,
что человечество развивается по
пути расширения взаимосвязи и
Сегодня стало очевидным, что успешные и эффективные контакты с представителями других культур невозможны без практических навыков в межкультурном общении.
Стабильность и благополучие мира в третьем тысячелетии во многом будут зависеть от способности молодого поколения проявлять терпимость, уважать иные культурные и социальные особенности, от воли и желания понять друг друга и сотрудничать друг с другом, искать и находить пути урегулирования социокультурных конфликтов.
Хочется надеяться, что XXI век будет веком взаимопонимания, веком сотрудничества без этнических, расовых и культурных барьеров. Устранение этих барьеров зависит от воли, желания и способности людей разрешать возникающие межэтнические, межконфессиональные и межкультурные конфликты. Это возможно только на основе понимания и уважения социокультурных различий народов мира и практического осуществления основополагающих принципов межкультурной коммуникации.
Однако
для успешной реализации концепции
глобального образования и
Противоречие между глобальным и локальным. Обретение уровня гражданина мира без утраты собственных корней.
Противоречие
между долгосрочными и
Противоречие между принципами соревновательности и солидарности. Это классический вопрос, возникающий часто в сферах экономики, социального развития и образования. Чрезмерная абсолютизация соревновательности иногда приводит к забвению принципа равных возможностей.
Противоречие между невиданным развитием знаний и возможностями их усвоения.
«Вечное
противоречие» между
Становясь участниками любого вида межкультурных контактов, люди взаимодействуют с представителями других культур, зачастую существенно отличающихся друг от друга. Отличия в языках, национальной кухне, одежде, нормах общественного поведения, отношении к выполняемой работе зачастую делают эти контакты трудными и даже невозможными. Но это лишь частные проблемы межкультурных контактов. Основные причины их неудач лежат за пределами очевидных различий. Они - в различиях в мироощущении, то есть ином отношении к миру и к другим людям. Главное препятствие, мешающее успешному решению этой проблемы, состоит в том, что мы воспринимаем другие культуры через призму своей культуры, поэтому наши наблюдения и заключения ограничены ее рамками. С большим трудом мы понимаем значения слов, поступков, действий, которые не характерны для нас самих. Наш этноцентризм не только мешает межкультурной коммуникации, но его еще и трудно распознать, так как это бессознательный процесс. Отсюда напрашивается вывод, что эффективная межкультурная коммуникация не может возникнуть сама по себе, ей необходимо целенаправленно учиться.
С учетом этих противоречий актуальной задачей становится пересмотр этических и культурных аспектов образования, обеспечивающих каждому возможность понять другого во всем его своеобразии
Политика в области образования должна быть достаточно дифференцированной и построенной таким образом, чтобы она не стала дополнительным фактором, способствующим социально-культурному отторжению. Полный охват образованием и развитие личности не должны противоречить друг другу. Поэтому необходимо стремиться создать такую систему, в которой сочетались бы плюсы интеграции и уважение прав отдельной личности.
Образование должно знакомить как детей, так и взрослых с основами культуры, которые позволят им понять происходящие изменения. Это означает умение отбирать и интерпретировать факты, включая их в исторический контекст.
Воспитание межкультурной компетентности, бесспорно, является одной из целей современного образования. Именно система образования должна взять на себя нелегкую задачу избавления людей от устаревших этноцентристских взглядов и замены их на новые, этнорелятивистские, более соответствующие реалиям того единого мира, в котором мы живем. На это же должна быть нацелена политика современных государств, которые все больше становятся полиэтническими, а значит, проблемы аккультурации, формирование межкультурной компетентности выходят в их жизни на первый план.
В московской системе образования вопросы адаптации и интеграции мигрантов уже давно стали частью образовательного процесса, включены в планы и содержание столичного образования. Апробированы многие интересные нормативно-организационные подходы, созданы учебно-методические пособия. Работает сеть специализированных общеобразовательных учреждений, осуществляющих первичную адаптацию мигрантов.
В решении проблем социализации, создании благоприятной среды обитания личности существенная роль принадлежит предметам Русский язык и Русская литература, русская классическая литература содействуют воспитанию интернационализма и патриотизма, гуманизма и гражданственности, освоению общечеловеческих духовных ценностей, освоению общечеловеческих духовных ценностей, овладению русским языком как средством межнационального общения. Изучению русской литературы в контексте диалога культур способствует формированию поликультурной личности, знающей русскую культуру, историю, традиции, обычаи, менталитет русского народа, готового к диалогу с носителями других культур.
Наметившаяся тенденция перехода от идеи специального образования для разных по культуре к образованию для всех представляется концептуально важной. Такой подход ведет к познанию многообразия мира, знакомству с традициями различных народов и привитию навыков взаимодействия с людьми разных культур. Будущее за образовательными системами , при которых создаются условия для формирования личности, способной к установлению диалога с носителями различных этнокультурных ценностей.
Для
нового этапа развития этнокультурного
образования характерна ориентация
на первоочередную задачу воспитания
гражданской идентичности в сочетании
с духовно-нравственным воспитанием.
Используемая
1.Горячев Ю.А., Захаров В.Ф., Курнешова Л.Е.,Омельченко Е.А., Интеграция мигрантов средствами образования: опыт Москвы .-
2.Программа интеграции детей зарубежных мигрантов в московскую образовательную среду и их социокультурной адаптации к условиям столичного мегаполиса. Утверждена решением коллегии департамента образования города Москвы от 23.03.2006 г.№ 5/2
3.Главы из книги О.В. Хухлаевой, М.Ю.Чибисовой “ Работа психолога в многонациональной школе”
4. Сборник научных трудов "Актуальные проблемы теории коммуникации". СПб. - Изд-во СПбГПУ, 2004. - С. 52-74 Саблина С.Г.
5. Гумилёв Л. Этногенез и биосфера земли. - М., 1994
6. Марков Г., Пименов В. Этнология. - М., 1994
М.: издательский дом “Этносфера”, 2008
Информация о работе Межкультурная коммуникация в современном мире