Межкультурная коммуникация в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 09:40, сочинение

Описание

Современный мир сложен, многообразен, динамичен, пронизан противоборствующими тенденциями. Он противоречив, но взаимозависим, во многом целостен. Развитие общественных отношений сопровождаются углублением отношений общения и разветвлением связей человека с человеком, народа с народом, общества с обществом, то есть развитием процессов социальной коммуникации.

Работа состоит из  1 файл

эссе.doc

— 50.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Эссе  на тему:

    “ Межкультурная коммуникация в современном мире”. 

    Выполнил: Я.Я. Туманевич 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 Москва

                                  2011г 
 

     В истории человечества миграция всегда играла важную роль. Она поддерживала процесс мирового экономического роста, способствовала развитию государств и обществ, связывала и обогащала культуры и цивилизации. 

     Современный мир сложен, многообразен, динамичен, пронизан противоборствующими тенденциями. Он противоречив, но взаимозависим, во многом целостен. Развитие общественных отношений сопровождаются углублением отношений общения и разветвлением связей человека с человеком, народа с народом, общества с обществом, то есть развитием процессов социальной коммуникации.

     Массовая  межкультурная и межэтническая коммуникация - одно из тех важных явлений современного общества, которое заметно сказывается на развитии общественных отношений внутри каждой страны и между странами и народами.

     Международная миграция растет не только по своим  масштабам и скоростным показателям, она характеризуется также увеличением количества участвующих в ней стран и людей. В миграционные процессы вовлечены люди самых разных национальностей, которые говорят на разных языках, исповедают разные религии, живут по разным обычаям.

     Смешение  людей, представляющих различные страны и культуры, повлекло за собой как большие возможности так и большие вызовы.  
Этнокультурное разнообразие, ставшее во многом результатом международной миграции, создавало в принимающих сообществах как инновационную динамику развития, так и серьезные проблемы, особенно в отношении социального единства.

     Миграционные  проблемы традиционно решались несколькими  способами. Первый - не допустить мигрантов (особенно временных трудящихся мигрантов и лиц, ищущих убежища) в общество, лишив их перспектив интеграции. Второй заключается в том, чтобы заставить мигрантов отказаться от собственной культуры и ассимилироваться с образом жизни большинства. Третий способ - проводить политику, которая позволит всем членам общества - мигрантам и принимающему их населению –выражать их собственную культуру и убеждения при условии соблюдения ими правовых норм и признания ряда общих социальных ценностей.

     Какую роль должно играть образование и  каким оно должно быть, чтобы современный  молодой человек чувствовал себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни?

     Мир, в котором мы живем, становится все  теснее, он действительно начинает напоминать global village - большую полиязыковую и поликультурную деревню. И общение в этой планетарной деревне возможно только на основе межъязыкового и межкультурного взаимопонимания и взаимодействия.

     На  современном этапе развития общества становится все более очевидным, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости  различных стран, народов и их культур. Этот процесс охватил различные сферы общественной жизни всех стран мира. Сегодня невозможно найти этнические общности, которые не испытали бы на себе воздействия как со стороны культур других народов, так и более широкой общественной среды, существующей в отдельных регионах и в мире в целом. Это выразилось в бурном росте культурных обменов и прямых контактов между государственными институтами, социальными группами, общественными движениями и отдельными индивидами разных стран и культур. Расширение взаимодействия культур и народов делает особенно актуальным вопрос о культурной самобытности и культурных различиях.

     Сегодня стало очевидным, что успешные и  эффективные контакты с представителями  других культур невозможны без практических навыков в межкультурном общении.

     Стабильность  и благополучие мира в третьем  тысячелетии во многом будут зависеть от способности молодого поколения  проявлять терпимость, уважать иные культурные и социальные особенности, от воли и желания понять друг друга  и сотрудничать друг с другом, искать и находить пути урегулирования социокультурных конфликтов.

     Хочется надеяться, что XXI век будет веком взаимопонимания, веком сотрудничества без этнических, расовых и культурных барьеров. Устранение этих барьеров зависит от воли, желания и способности людей разрешать возникающие межэтнические, межконфессиональные и межкультурные конфликты. Это возможно только на основе понимания и уважения социокультурных различий народов мира и практического осуществления основополагающих принципов межкультурной коммуникации.

     Однако  для успешной реализации концепции  глобального образования и межкультурной  коммуникации необходимо преодолеть ряд  противоречий, которые, не будучи новыми, могут стать центральными в XXI веке. Суммарно их можно сформулировать следующим образом:

     Противоречие  между глобальным и локальным. Обретение  уровня гражданина мира без утраты собственных корней.

     Противоречие  между долгосрочными и краткосрочными задачами. Это вечная проблема. В  условиях, когда избыток информации и бесперспективных эмоций приводит к сосредоточению на решении повседневных задач, общественное мнение требует немедленных ответов. Между тем решение многих проблем нуждается в терпеливой и согласованной стратегии реформ. Именно так обстоит дело в отношении образования.

     Противоречие между принципами соревновательности и солидарности. Это классический вопрос, возникающий часто в сферах экономики, социального развития и образования. Чрезмерная абсолютизация соревновательности иногда приводит к забвению принципа равных возможностей.

     Противоречие  между невиданным развитием знаний и возможностями их усвоения.

     «Вечное противоречие» между материальным и духовным миром. Человечество, даже если оно не всегда выражает этот открыто, нуждается в нравственном идеале. Современная теория дискурса и межкультурной  коммуникации связывает его с  моральными ценностями. Нет более благородной задачи, чем пробудить у каждого человека осознание универсальности мира и ответственности за него. Речь идет о выживании человечества.

     Становясь участниками любого вида межкультурных  контактов, люди взаимодействуют с  представителями других культур, зачастую существенно отличающихся друг от друга. Отличия в языках, национальной кухне, одежде, нормах общественного поведения, отношении к выполняемой работе зачастую делают эти контакты трудными и даже невозможными. Но это лишь частные проблемы межкультурных контактов. Основные причины их неудач лежат за пределами очевидных различий. Они - в различиях в мироощущении, то есть ином отношении к миру и к другим людям. Главное препятствие, мешающее успешному решению этой проблемы, состоит в том, что мы воспринимаем другие культуры через призму своей культуры, поэтому наши наблюдения и заключения ограничены ее рамками. С большим трудом мы понимаем значения слов, поступков, действий, которые не характерны для нас самих. Наш этноцентризм не только мешает межкультурной коммуникации, но его еще и трудно распознать, так как это бессознательный процесс. Отсюда напрашивается вывод, что эффективная межкультурная коммуникация не может возникнуть сама по себе, ей необходимо целенаправленно учиться.

       С учетом этих противоречий актуальной задачей становится пересмотр этических и культурных аспектов образования, обеспечивающих каждому возможность понять другого во всем его своеобразии

       Политика в области образования должна быть достаточно дифференцированной и построенной таким образом, чтобы она не стала дополнительным фактором, способствующим социально-культурному отторжению. Полный охват образованием и развитие личности не должны противоречить друг другу. Поэтому необходимо стремиться создать такую систему, в которой сочетались бы плюсы интеграции и уважение прав отдельной личности.

       Образование должно знакомить как детей, так и взрослых с основами культуры, которые позволят им понять происходящие изменения. Это означает умение отбирать и интерпретировать факты, включая их в исторический контекст.

       Воспитание межкультурной компетентности, бесспорно, является одной из целей современного образования. Именно система образования должна взять на себя нелегкую задачу избавления людей от устаревших этноцентристских взглядов и замены их на новые, этнорелятивистские, более соответствующие реалиям того единого мира, в котором мы живем. На это же должна быть нацелена политика современных государств, которые все больше становятся полиэтническими, а значит, проблемы аккультурации, формирование межкультурной компетентности выходят в их жизни на первый план.

     В московской системе образования  вопросы адаптации и интеграции мигрантов уже давно стали частью образовательного процесса, включены в планы и содержание столичного образования. Апробированы многие интересные нормативно-организационные подходы, созданы учебно-методические пособия. Работает сеть специализированных общеобразовательных учреждений, осуществляющих первичную адаптацию мигрантов.

     В решении проблем социализации, создании благоприятной среды обитания личности существенная роль принадлежит предметам Русский язык и Русская литература, русская классическая литература содействуют воспитанию интернационализма и патриотизма, гуманизма и гражданственности, освоению общечеловеческих духовных ценностей, освоению общечеловеческих духовных ценностей, овладению русским языком как средством межнационального общения. Изучению русской литературы в контексте диалога культур способствует формированию поликультурной личности, знающей русскую культуру, историю, традиции, обычаи, менталитет русского народа, готового к диалогу с носителями других культур.

     Наметившаяся  тенденция перехода от идеи специального образования для разных по культуре к образованию для всех представляется концептуально важной. Такой подход ведет к познанию многообразия мира, знакомству с традициями различных народов и привитию навыков взаимодействия с людьми разных культур. Будущее за образовательными системами , при которых создаются условия для формирования личности, способной к установлению диалога с носителями различных этнокультурных ценностей.

     Для нового этапа развития этнокультурного  образования характерна ориентация на первоочередную задачу воспитания гражданской идентичности в сочетании  с духовно-нравственным воспитанием. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Используемая литература: 

    1.Горячев Ю.А., Захаров В.Ф., Курнешова Л.Е.,Омельченко Е.А., Интеграция мигрантов средствами образования: опыт Москвы .-

    2.Программа интеграции детей зарубежных мигрантов в московскую образовательную среду и их социокультурной адаптации к условиям столичного мегаполиса.  Утверждена решением коллегии департамента образования города Москвы от 23.03.2006 г.№ 5/2

    3.Главы из книги О.В. Хухлаевой, М.Ю.Чибисовой “ Работа психолога в многонациональной школе”

    4. Сборник научных трудов "Актуальные проблемы теории коммуникации". СПб. - Изд-во СПбГПУ, 2004. - С. 52-74 Саблина С.Г.

    5. Гумилёв Л. Этногенез и биосфера земли. - М., 1994

    6. Марков Г., Пименов В. Этнология. - М., 1994

    М.: издательский дом “Этносфера”, 2008

Информация о работе Межкультурная коммуникация в современном мире