Межличностная, групповая и массовая коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:31, реферат

Описание

Коммуникативная сторона межличностной коммуникации как указывает А.В. Дмитриев в своем исследовании «Социальная коммуникация», состоит в «обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приему мнений и чувств. Интерактивная сторона межличностной коммуникации (от слова «интеракция» – взаимодействие) заключается в обмене действиями между взаимодействующими сторонами (например, вопрос – ответ, просьба – отказ или согласие). Перцептивная сторона межличностной коммуникации затрагивает процесс восприятия и понимания людьми друг друга, формирование определенных межличностных отношений»[2].

Работа состоит из  1 файл

Межличностная.docx

— 20.62 Кб (Скачать документ)

Межличностная, групповая  и массовая коммуникации

Человек ведет себя по-разному  в зависимости от его конкретного  положения и окружающей атмосферы: находится ли он один, общается с  кем-либо с глазу на глаз, живет  ли жизнью компании своих друзей, трудового  коллектива, или же он – часть  толпы, массы. Очевидно, в каждом случае присутствуют особые виды коммуникации

Межличностная коммуникация предполагает непосредственный контакт людей – лицом к лицу, тет-а-тет. Здесь возможна известная психологическая близость партнеров, наличие сочувствия, понимания и сопереживания.

В межличностной коммуникации можно выделить три взаимосвязанные  стороны:коммуникативную (в узком смысле слова «коммуникация»), перцептивную и интерактивную.

Коммуникативная сторона  межличностной коммуникации как  указывает А.В. Дмитриев в своем  исследовании «Социальная коммуникация», состоит в «обмене информацией  между партнерами по общению, передаче и приему мнений и чувств. Интерактивная сторона межличностной коммуникации (от слова «интеракция» – взаимодействие) заключается в обмене действиями между взаимодействующими сторонами (например, вопрос – ответ, просьба – отказ или согласие). Перцептивная сторона межличностной коммуникации затрагивает процесс восприятия и понимания людьми друг друга, формирование определенных межличностных отношений»[2].

Групповая коммуникация.

О ней говорят, как правило, в тех случаях, когда имеет  место общение в малых группах (от 3 до 20 человек). В групповой коммуникации действуют все закономерности, присущие межличностной коммуникации. Вместе с тем, проявляются и специфические  для данного типа коммуникаций особенности:

•            руководство группой (лидерство): процесс межличностного влияния, стимулирования группы, нацеливания её на выполнение задач;

•            процесс принятия группового решения: обсуждение значимых для группы проблем, выяснение позиций её членов, поиск общего группового решения;

•            формирование структуры коммуникации в группе: совокупность позиций членов группы относительно получения и хранения значимой для группы информации.

Массовая коммуникация – процесс распространения информации и её влияния на общество посредством печати, телевидения, радио, кино и т.д., в результате чего сообщение поступает сразу к большим массам людей.

Основные функции  массовой коммуникации:

–           информирование о происходящих событиях;

–           помощь обществу в решении его проблем;

–           передача знаний об обществе от одного поколения к другому (так называемая социализация и обучение);

–           развлечение.

Значение массовой коммуникации огромно. Ее воздействие на аудиторию  возможно только с опорой на общественное, массовое сознание. Данное обстоятельство учитывается в PR-практике при выборе того или иного канала коммуникации.

 

11.1. Социальный  аспект коммуникаций

Ученые выделяют несколько типов  коммуникации в зависимости от состава  и количества ее участников.

Но наиболее распространена, конечно, межличностная (интерперсональная) коммуникация, когда отправителем и получателем сообщения являются разные люди. Межличностная коммуникация пронизывает все пространство нашей жизни и нашей истории. Мы общаемся в быту, на работу, на улице, мы общаемся даже с далекими предками и потомками – знакомясь с историческими свидетельствами или оставляя таковые.

Групповая коммуникация – это усложненный вариант межличностной коммуникации, когда коммуникантами являются более чем два человека. Любая коллективная беседа является групповой коммуникацией. Групповой коммуникацией является также общение в интернет-чате или общение на лекции. Коммуниканты могут поддерживать одну тему, а могут и разные. Отправителем сообщения может быть преимущественно один субъект (на лекции – преподаватель), а могут и разные участники.

Групповая коммуникация, ввиду большого количества участников, чреватого столкновением  интересов, достаточно сложна в организации. Для достижения успеха в такой  коммуникации (понимания сообщений  и адекватного реагирования на них) порой нужна специальная роль организатора – цензора, следящего за содержанием сообщений, их длиной, очередностью и т.п. Такой человек называется модератором[1], или ведущим. Модератор ведет беседу в группе, он одновременно и стоит над темой (предоставляет слово, следит за очередностью и соразмерностью сообщений), и ведет тему (задает наводящие вопросы, отфильтровывает ненужные реплики, помогает искать общие выводы).

Хорошо известна роль модератора в  Интернете. Этот участник коммуникации является уже не только ведущим, но и редактором коммуникации, поскольку  в Интернете она проходит в  письменной форме. Он может удалять  ненужные, не относящиеся к теме (офтопик, как говорят завсегдатаи форумов) или оскорбительные сообщения.

Групповая коммуникация также имеет  место в рабочей обстановке, при  совместной деятельности более чем  двух специалистов. Применяется она  и в творческом процессе. Для того чтобы такая коммуникация была успешной и следовала производственным целям, здесь тоже не обойтись без фигуры модератора, следящего за коммуникацией  и направляющего ее. Естественным образом таким модератором становится руководитель проекта. Иногда модератором  может быть авторитетный специалист-предметник, обладающий необходимыми коммуникационными  задатками.

Отличие модератора от обычного организатора дискуссии заключается в том, что модератор должен обладать не только официально присвоенным статусом, но и авторитетом, то есть лидерскими качествами. Он должен иметь коммуникативные  и редакторские навыки, а также  сам должен разбираться в теме (в отличие, скажем, от обычного ведущего, который работает по сценарию и просто следит за очередностью выступлений). Кроме того модератор должен уметь умерять сам себя, чтобы не мешать успешному и результативному развертыванию дискуссии.

Если применить эти требования к ситуации управления коммуникацией  в инновационном менеджменте, то инновационный менеджер в творческом коммуникации должен быть таким модератором, которые способен оценить, по правильному  ли пути развивается коммуникация. Соответственно, он должен уметь поддержать те сообщения, которые направляют коммуникацию в правильное русло, и забраковать, пресечь сообщения, заводящие творческий поиск в тупик. При этом инновационный менеджер сам заранее не знает, какой результат будет успешным, а какой – нет. Так что для реализации функции модератора в таких условиях нужны особый коммуникативный талант, хорошее знание предмета, хорошие речевые навыки, хорошее знание человеческой психологии и людей, которыми руководишь, а также хорошее управленческое и профессиональное чутье.

Важно также соблюсти баланс между  стихией поиска и жесткостью порядка. С одной стороны, надо не затоптать  ростки творческой мысли ради соблюдения формальности процедуры. С другой стороны, необходимо придерживаться порядка, чтобы  творческая коммуникация не вылилась в какофонию. Найти разумную середину бывает трудно, так как в инновационной  сфере зерна будущего успеха могут  содержаться в самых абсурдных  на первый взгляд предположениях.

Межгрупповая коммуникация – это общение уже не между личностями, а между группами людей, объединенных по какому-либо признаку. Чаще всего это общение в политической сфере, так как объединение людей по интересам обычно сопровождается постановкой политических целей, то есть связано с влиянием на власть или стремлением к власти.

Еще более высоким уровнем коммуникации является массовая коммуникация. Она отличается от межгрупповой тем, что в массовой коммуникации отправители и получатели не объединены в группы. Получателем (реже отправителем) в массовой коммуникации является абстрактная безликая масса людей, которым адресовано сообщением.

Чаще всего массовая коммуникация реализуется в СМИ. Об особенностях межгрупповой и массовой коммуникации речь пойдет в следующих параграфах.

 

 


Информация о работе Межличностная, групповая и массовая коммуникации