Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:31, реферат
Коммуникативная сторона межличностной коммуникации как указывает А.В. Дмитриев в своем исследовании «Социальная коммуникация», состоит в «обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приему мнений и чувств. Интерактивная сторона межличностной коммуникации (от слова «интеракция» – взаимодействие) заключается в обмене действиями между взаимодействующими сторонами (например, вопрос – ответ, просьба – отказ или согласие). Перцептивная сторона межличностной коммуникации затрагивает процесс восприятия и понимания людьми друг друга, формирование определенных межличностных отношений»[2].
Межличностная, групповая и массовая коммуникации
Человек ведет себя по-разному в зависимости от его конкретного положения и окружающей атмосферы: находится ли он один, общается с кем-либо с глазу на глаз, живет ли жизнью компании своих друзей, трудового коллектива, или же он – часть толпы, массы. Очевидно, в каждом случае присутствуют особые виды коммуникации
Межличностная коммуникация предполагает непосредственный контакт людей – лицом к лицу, тет-а-тет. Здесь возможна известная психологическая близость партнеров, наличие сочувствия, понимания и сопереживания.
В межличностной коммуникации можно выделить три взаимосвязанные стороны:коммуникативную (в узком смысле слова «коммуникация»), перцептивную и интерактивную.
Коммуникативная сторона межличностной коммуникации как указывает А.В. Дмитриев в своем исследовании «Социальная коммуникация», состоит в «обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приему мнений и чувств. Интерактивная сторона межличностной коммуникации (от слова «интеракция» – взаимодействие) заключается в обмене действиями между взаимодействующими сторонами (например, вопрос – ответ, просьба – отказ или согласие). Перцептивная сторона межличностной коммуникации затрагивает процесс восприятия и понимания людьми друг друга, формирование определенных межличностных отношений»[2].
Групповая коммуникация.
О ней говорят, как правило, в тех случаях, когда имеет место общение в малых группах (от 3 до 20 человек). В групповой коммуникации действуют все закономерности, присущие межличностной коммуникации. Вместе с тем, проявляются и специфические для данного типа коммуникаций особенности:
• руководство группой (лидерство): процесс межличностного влияния, стимулирования группы, нацеливания её на выполнение задач;
• процесс принятия группового решения: обсуждение значимых для группы проблем, выяснение позиций её членов, поиск общего группового решения;
• формирование структуры коммуникации в группе: совокупность позиций членов группы относительно получения и хранения значимой для группы информации.
Массовая коммуникация – процес
Основные функции массовой коммуникации:
– информирование о происходящих событиях;
– помощь обществу в решении его проблем;
– передача знаний об обществе от одного поколения к другому (так называемая социализация и обучение);
– развлечение.
Значение массовой коммуникации огромно. Ее воздействие на аудиторию возможно только с опорой на общественное, массовое сознание. Данное обстоятельство учитывается в PR-практике при выборе того или иного канала коммуникации.
11.1. Социальный аспект коммуникаций
Ученые выделяют несколько типов коммуникации в зависимости от состава и количества ее участников.
Но наиболее распространена, конечно, межличностная (интерперсональная) коммуникация, когда отправителем и получателем сообщения являются разные люди. Межличностная коммуникация пронизывает все пространство нашей жизни и нашей истории. Мы общаемся в быту, на работу, на улице, мы общаемся даже с далекими предками и потомками – знакомясь с историческими свидетельствами или оставляя таковые.
Групповая коммуникация – это усложненный вариант межличностной коммуникации, когда коммуникантами являются более чем два человека. Любая коллективная беседа является групповой коммуникацией. Групповой коммуникацией является также общение в интернет-чате или общение на лекции. Коммуниканты могут поддерживать одну тему, а могут и разные. Отправителем сообщения может быть преимущественно один субъект (на лекции – преподаватель), а могут и разные участники.
Групповая коммуникация, ввиду большого количества участников, чреватого столкновением интересов, достаточно сложна в организации. Для достижения успеха в такой коммуникации (понимания сообщений и адекватного реагирования на них) порой нужна специальная роль организатора – цензора, следящего за содержанием сообщений, их длиной, очередностью и т.п. Такой человек называется модератором[1], или ведущим. Модератор ведет беседу в группе, он одновременно и стоит над темой (предоставляет слово, следит за очередностью и соразмерностью сообщений), и ведет тему (задает наводящие вопросы, отфильтровывает ненужные реплики, помогает искать общие выводы).
Хорошо известна роль модератора в Интернете. Этот участник коммуникации является уже не только ведущим, но и редактором коммуникации, поскольку в Интернете она проходит в письменной форме. Он может удалять ненужные, не относящиеся к теме (офтопик, как говорят завсегдатаи форумов) или оскорбительные сообщения.
Групповая коммуникация также имеет
место в рабочей обстановке, при
совместной деятельности более чем
двух специалистов. Применяется она
и в творческом процессе. Для того
чтобы такая коммуникация была успешной
и следовала производственным целям,
здесь тоже не обойтись без фигуры
модератора, следящего за коммуникацией
и направляющего ее. Естественным
образом таким модератором
Отличие модератора от обычного организатора дискуссии заключается в том, что модератор должен обладать не только официально присвоенным статусом, но и авторитетом, то есть лидерскими качествами. Он должен иметь коммуникативные и редакторские навыки, а также сам должен разбираться в теме (в отличие, скажем, от обычного ведущего, который работает по сценарию и просто следит за очередностью выступлений). Кроме того модератор должен уметь умерять сам себя, чтобы не мешать успешному и результативному развертыванию дискуссии.
Если применить эти требования к ситуации управления коммуникацией в инновационном менеджменте, то инновационный менеджер в творческом коммуникации должен быть таким модератором, которые способен оценить, по правильному ли пути развивается коммуникация. Соответственно, он должен уметь поддержать те сообщения, которые направляют коммуникацию в правильное русло, и забраковать, пресечь сообщения, заводящие творческий поиск в тупик. При этом инновационный менеджер сам заранее не знает, какой результат будет успешным, а какой – нет. Так что для реализации функции модератора в таких условиях нужны особый коммуникативный талант, хорошее знание предмета, хорошие речевые навыки, хорошее знание человеческой психологии и людей, которыми руководишь, а также хорошее управленческое и профессиональное чутье.
Важно также соблюсти баланс между стихией поиска и жесткостью порядка. С одной стороны, надо не затоптать ростки творческой мысли ради соблюдения формальности процедуры. С другой стороны, необходимо придерживаться порядка, чтобы творческая коммуникация не вылилась в какофонию. Найти разумную середину бывает трудно, так как в инновационной сфере зерна будущего успеха могут содержаться в самых абсурдных на первый взгляд предположениях.
Межгрупповая коммуникация – это общение уже не между личностями, а между группами людей, объединенных по какому-либо признаку. Чаще всего это общение в политической сфере, так как объединение людей по интересам обычно сопровождается постановкой политических целей, то есть связано с влиянием на власть или стремлением к власти.
Еще более высоким уровнем
Чаще всего массовая коммуникация реализуется в СМИ. Об особенностях межгрупповой и массовой коммуникации речь пойдет в следующих параграфах.
Информация о работе Межличностная, групповая и массовая коммуникации